Файл: Лекция Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура кис.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Введение. Основные понятия. Корпоративные информационные системы. Структура КИС
Лекция 2. Классификация информационных систем (по масштабу, по сфере применения, по архитектуре)
Типовые функциональные компоненты ИС
Лекция 4. Области применения и примеры реализации ИС
Спиральная модель жизненного цикла ИС
Преимущества спиральной модели
Лекция 7. Основные методологии и технологии разработки ИС. Методология RAD)
Методология RAD – Rapid Application Development
Лекция 8. Основные стандарты и методики разработки ИС (Oracle, ISO/IEC 12207, ГОСТ 34)
Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01
Лекция 9. Основные понятия теории систем
Тема 4. Введение в теорию систем
Основные понятия теории систем
Технические, биологические и другие системы
Детерминированные и стохастические системы
Хорошо и плохо организованные системы
Лекция 11. Модели систем. Качественные и количественные модели. Основные задачи теории систем
Лекция 17. Информационные процессы, их структура, классификация и характеристики
Основные информационные процессы и их характеристика
Лекция 18. Современные средства быстрой разработки приложений
4. реализация (написание кода, тестирование приложения);
5. внедрение (установка ИС, подготовка к эксплуатации);
6. эксплуатация (поддержка ИС, планирование будущих расширений).
Особенности методики Oracle CDM
1. Методика не является обязательной, но может считаться фирменным стандартом.
2. CDM существенно опирается на использование инструментария Oracle .
3. Методика не предусматривает включение дополнительных задач, удаление задач или изменение последовательности выполнения задач.
4. Используется только каскадная модель разработки ИС.
Международный стандарт ISO/IEC 12207:1995-08-01
ISO/IEC 12207 – базовый стандарт процессов ЖЦ ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составных частей. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО, охватывает весь ЖЦ ПО и ИС.
Целесообразность совместного использования стандартов на ИС и ПО обусловлена одним из положений стандарта ISO 12207, согласно которому процессы, используемые во время ЖЦ ПО, долж ны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ автоматизированной системы.
Общая структура ЖЦ ИС (по стандарту ISO /IEC 12207)
Стандарт ISO 12207 не предусматривает каких-либо этапов, фаз, стадий ЖЦ ИС, а определяет лишь ряд процессов, причем очень крупных. Каждый процесс подразделяется на ряд действий, а действия – на ряд задач. Важное отличие ISO 12207 от CDM – каждый процесс, действие или задача инициируются и выполняются по мере необходимости, причем нет заранее определенной последовательности выполнения.
В стандарте ISO / IEC 12207 описаны пять основных процессов ЖЦ ИС:
1. процесс приобретения определяет действия предприятия-покупателя, приобретающего ИС, ПП или службу ПО;
2. процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика;
3. процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения ПИзделия;
4. процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, которое обслуживает систему в целом (а не только ПО) в процессе ее функционирования;
5. процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение ПП (установка, удаление, поддержка текущего состояния, управление модификациями ПП).
Кроме основных, стандарт ISO 12207 определяет
восемь вспомогательных процессов: процесс решения проблем, процесс документирования, управления конфигурацией, обеспечения качества, верификации, аттестации, совместной оценки, аудита.
В ISO 12207 также определены четыре организационных процесса: процесс управления, создания инфраструктуры, усовершенствования, обучения.
Наконец, ISO 12207 определяет особый процесс – процесс адаптации, регламентирующий основные действия для адаптации самого стандарта к условиям конкретного проекта.
Особенности стандарта ISO /IEC 12207
1. Стандарт имеет динамический характер, обусловленный способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором родин процесс при необходимости вызывает другой. Это позволяет реализовать любую модель ЖЦ,
2. Стандарт обеспечивает максимальную степень адаптивности. Это достигается за счет исключения процессов, видов деятельности и задач, неприменимых в конкретном проекте.
3. Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действия, заготовок решений или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, не конкретизируя детали.
4. Стандарт содержит предельно мало описаний, связанных с проектированием БД.
Ценность стандарта ISO/IEC 12207 в том, что он содержит наборы задач, характеристик качества, критериев оценки и т.п., дающие всесторонний охват проектных ситуаций.
Стандарты комплекса ГОСТ 34
ГОСТ 34 разрабатывался в конце 80-х гг. как всеобъемлющий комплекс взаимосвязанных межотраслевых документов. Объектами стандартизации являются автоматизированные ИС различных видов и все виды их компонентов, а не только ПО и БД. ГОСТ 34 в основном регламентирует содержание проектных документов, а распределение действий между сторонами обычно производится исходя из этого содержания. Согласно ГОСТ 34, ИС состоит из программно-технических, программно-методических комплексов и отдельных компонентов организационного, технического, программного и информационного обеспечения.
Общая структура ЖЦ ИС (по стандарту ГОСТ 34)
Согласно ГОСТ 34, разработка ИС разбивается на следующие этапы и стадии:
1. Этап формирования требований к ИС. Состоит из стадий: обследование объекта и обоснование необходимости разработки ИС; формирование требований заказчика к ИС; разработка заявки на ТЗ, отчет о работе.
2. Разработка концепции: изучение объекта; проведение необходимых научно-исследовательских работ; разработка вариантов концепции ИС; отчет о работе.
3. Разработка и утверждение ТЗ на разработку ИС.
4. Разработка эскизного проекта ИС: разработка предварительных проектных решений; разработка документации.
5. Разработка технического проекта: разработка проектных решений по всей ИС и по ее частям; разработка документации на ИС и ее подсистемы; разработка и оформление документов на поставку изделий для комплектования ИС и/или технических требований на их разработку.
6. Разработка технической документации.
7. Ввод ИС в действие: подготовка объекта автоматизации; подготовка персонала; комплектация ИС программными и техническими средствами; монтажные работы; пуско-нала дочные работы; предварительные испытания; опытная эксплуатация; приемочные испытания.
8. Сопровождение: выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; постгарантийное обслуживание.
В ГОСТ 34 дано описание содержания документов, разрабатываемых на каждом этапе. См. ГОСТ 34.601-90 (стадии создания АИС), ГОСТ 34.602-89 (ТЗ на создание АИС) и методические указания РД 50-34.698-90 (требования к содержанию документов).
Особенности ГОСТ 34
1. Основная цель разработки ГОСТ 34 – разрешение противоречий, возникающих при интеграции систем вследствие не согласованности нормативно-технической документации . В 80-х гг. действовало несколько систем стандартов (на АСУ, ОАСУ, АСУП, АСУТП, на САПР, на АСУ ТПП и др.), имеющих много общих объектов стандартизации, но содержащих различные требования к составу и содержанию работ, к оформлению документов и т.д. Было решено выработать одну общую терминологическую систему, общую схему разработки, общий набор документов и единые требования к их содержанию.
2. ГОСТ 34 позволяет: отказаться от этапа эскизного проектирования, объединять этапы разработки технического проекта, отказаться от некоторых стадий разработки, объединять большинство документов и т.д.
3. ГОСТ 34 ориентирует разработчиков на каскадную схему ЖЦ ИС.
4. Документы ГОСТ 34 определяют единую терминологию и разумно классифицируют работы по созданию АИС и соответствующую документацию. ГОСГ 34 упрощает интеграцию разных ИС и повышает качество интеграции.
5. Комплекс стандартов ГОСТ 34 ближе к схемам конкретных методик, чем к стандартам типа ISO 12207.
6. Ключевым документом взаимодействия сторон является ТЗ на разработку ИС. ТЗ разрабатывается организацией-разработчиком по ГОСТ 34.602-89, но формально ТЗ выдает разработчику заказчик по РД 50-680-88.
Выводы
1. Ни один из рассмотренных стандартов не является универсальным, описывающим все виды действий и задач, выполняемых в конкретных проектах.
2. Самый широкий набор процессов, действий и задач, охватывающий большинство возможных ситуаций, при максимальной адаптированности содержит стандарт ISO 12207. Это пример хорошо организованного стандарта, содержащего минимум ограничений и конкретных рекомендаций.
3. ГОСТ 34 достаточно полно и фундаментально определяет систему как объект создания или развития; аналитические и исследовательские работы по разработке обоснованной концепции ИС; виды обеспечения ИС, которые, в общем, согласуются с требованиями ISO 12207 к ИС и ПО .
4. ГОСТ 34 позволяет избежать ситуаций, в которых разработчики разных профессий (например, финансовые аналитики и проектировщики БД) “говорят на разных языках”.
5. ГОСТ 34 и CDM в первую очередь ориентированы на создание и поддержку ИС, а ISO 12207 – на приобретение и эксплуатацию ИС (при этом разработка является процессом, логически вытекающим из приобретения).
Лекция 9. Основные понятия теории систем
Тема 4. Введение в теорию систем
Основные понятия теории систем
В настоящее время нет единства в определении понятия «система». Можно сказать, что система – это элементы и связи (отношения) между ними.
В «Философском словаре» система определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целостное единство».
Система – это формальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами.
Система есть множество элементов, образующих структуру и обеспечивающих определенное поведение в условиях окружающей среды.
Система есть множество входов, множество выходов, множество состояний, характеризуемых оператором переходов и оператором выходов.
Для организационных систем и ИС удобно в определении системы учитывать цели и планы, внешние и внутренние ресурсы, исполнителей, непосредственно процесс, помехи, контроль, управление и эффект.
Под системой всегда понимается объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его дискретных элементов (неаддитивность свойств). Интегративное свойство системы обеспечивает ее целостность, качественно новое образование по сравнению с составляющими ее частями.
Рассмотрим основные понятия, характеризующие строение и функционирование систем.
Элемент. Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. Любой элемент системы можно рассматривать как самостоятельную систему (математическую модель, описывающую какой-либо функциональный блок или аспект изучаемой проблемы), как правило, более низкого порядка. Каждый элемент системы описывается своей функцией. Под функцией понимаются вещественно-энергетические и информационные отношения между входными и выходными процессами. Такое описание может быть использовано при реализации методов анализа и синтеза систем. Это нашло отражение в одном из принципов системного анализа – законе системности: «любой элемент может быть либо подсистемой в некоторой системе, либо подсистемой среди множества объектов аналогичной категории». Элемент всегда является частью системы и вне ее не представляет смысла.
Подсистема. Это часть системы, обладающая внутренней структурой.
Структура