Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема Норма права понятие, структура, виды Курсант факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разновидностью таких диспозиций являются те, которые закрепляют права, реализуемые собственными действиями уполномоченных лиц. Это означает, что действие правообладающей стороны инициирует возникновение правоотношение (например, возникновение авторского права происходит с момента создания человеком предмета интеллектуальной собственности). В этом случае, обязанной стороной будет выступать общество в целом, каждая личность, государство и его органы, на которых возлагается обязанность не препятствовать субъекту реализовывать предоставленное ему право владения, пользования и распоряжения созданным произведением, а также его защита от неправомерного использования посторонними лицами.
Запретительные диспозиции не закрепляют каких-либо прав. Они устанавливают только обязанность граждан, иных лиц воздерживаться от совершения запрещенных действий. Такие диспозиции содержатся по преимуществу в уголовном законодательстве. Так, диспозиция ст. 158 УК РФ запрещает совершать кражу, т. е. тайное похищение чужого имущества.
Специфика норм с запретительными диспозициями состоит в том, что с их помощью государство устанавливает запрет, «табу» на действия, признаваемые опасными для общества и государства. Эффективность запретов состоит в их безусловности и использовании фактора устрашения угрозой уголовного или административного наказания, что может мотивировать даже личностей с низкой правовой культурой.
Некоторые авторы выделяют в этом критерии также виды только обязывающей диспозиции, управомачивающей и рекомендательной. Ф.Н. Фаткуллин приводит их примеры:
«управомочивающая диспозиция регулирует соответствующее жизненное отношение путем указания на вид и меру или на сферу возможного поведения одного его участника, наделяемого в рамках данного отношения субъективным правом или юридической свободой (скажем, ст.421 ГК РФ о свободе договора). В обязывающей диспозиции, наоборот, указывается вид и мера должного поведения лица, на которое возлагается односторонняя юридическая обязанность (ст.32 Налогового кодекса РФ). Рекомендательные диспозиции строятся по формуле: "если налицо, такие-то условия, то целесообразно и желательно поступать таким-то образом".16
-
По способу изложения они делятся на:
-
простые (указано, но не расписано и лишь называет правило поведения, но не раскрывает его). Например, ст. 131 УК РФ («Изнасилование»), ст. 123 УК РФ («Похищение человека»). -
описательные (описываются существенные признаки поведения, раскрывает все существенные признаки предписываемого варианта поведения). Например, ст. 158 УК РФ ("Кража, то есть хищение чужого имущества..."), в этой статье указывается, что хищение должно быть не открытым, а закрытым. В противном случае это уже другая статья УК. -
отсылочные (отсылают для ознакомления с правилом поведения к какой-то конкретной правовой норме, относящейся к тому же нормативному акту, что и искомая норма). Например, в ст. 112 УК РФ ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью") даётся ссылка на ст. 111 УК РФ:"...в случае как, ㅤ умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, небезопасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего расстройство или же устойчивую потерю трудоспособности менее чем на 1/3". -
бланкетные (отсылают к норме другого нормативного акта). Например, ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств») отсылает к другому нормативному акту – Правилам Дорожного Движения.
Санкция правовой нормы представляет собой такую ее часть, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в случае нарушения этой нормы права.
А.А.Мусаткина полагает, что в санкции как структурном элементе правовой нормы могут закрепляться: во-первых, меры юридической ответственности, меры государственного принуждения; во-вторых, меры поощрения. Общими признаками для всех разновидностей санкций выступает их формальная определенность, авторитетный, властный характер, неразрывная связь с гипотезой и диспозицией правовой нормы.
Санкции классифицируются:
-
по характеру последствий:
Благодаря правовосстановительным санкциям полностью устраняются или минимизируются негативные последствия совершенного правонарушения: например, пострадавшему от кражи возвращаются похищенные вещи либо возмещается их стоимость.
Штрафные или карательные санкции применяются к нарушителям соответствующей нормы права. Перечень таких мер исчерпывающим образом закрепляется санкцией нормы права. В числе этих мер в зависимости от тяжести совершенного правонарушения может, в частности, предусматриваться штраф, выговор, предупреждение, взыскание материального ущерба, конфискация имущества, административный арест на срок до 15 суток, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Предупредительные санкции, или меры предупредительного воздействия заключаются в быстром реагировании на нарушение, недопущение его повторения, охранение предмета посягательства. В их числе арест имущества, принудительное лечение, задержание в качестве подозреваемого и т.д.
Санкция правовой нормы повышает действенность и роль правовой нормы, создается мотивация для ее реализации в конкретных правоотношениях.
-
по составу:
Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 КоАП РФ - безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).
Сложная - несколько (ст. 129 УК РФ - клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами).
-
Сложные делятся по объему и размеру последствий:
Кумулятивные – включают в себя несколько видов наказаний с разной степенью тяжести (лишение свободы с конфискацией имущества)
Альтернативные – предлагается на выбор несколько разных видов наказания (или штраф, или увольнение с должности).
-
по степени определенности:
Абсолютно-определенные (ст. 1089 ГК РФ – в случае смерти кормильца, лицам, имеющим право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни) и
Относительно-определенные, указывающие высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).
Таким образом, норма права в совокупности составляющих ее элементов выступает единым целостным образованием. Гипотеза обеспечивает применение диспозиции тем, что определяет условия, при которых диспозиция может быть воплощена в конкретных отношениях. Санкция определяется содержанием диспозиции, значимостью ее прав и обязанностей в системе общественных отношений и ценностей, и в свою очередь санкция выступает действенным средством перевода диспозиции на уровень конкретных прав и обязанностей, и практической деятельности. Только при наличии всех трех элементов властное государственное веление образует качественно новое явление – правовую норму. При отсутствии хотя бы одного элемента властное веление может рассматриваться лишь как часть правовой нормы либо положение ненормативного характера.
Понимание нормы права как образования, состоящего из гипотезы, диспозиции, санкции имеет принципиально важное значение для правотворческой, правоприменительной деятельности государства и процессов реализации норм права в конкретных правоотношениях. Благодаря трехэлементному составу юридической нормы обеспечивается полное и системное определение всех требований, необходимых гражданам и иным лицам для возникновения, изменения или прекращения конкретных отношений. В свою очередь четкие ориентиры получает и правотворческий орган. Зная структуру нормы права, он стремится дать системное регулирование общественных отношений, устанавливает связь и необходимые согласования между ее гипотезой, диспозицией и санкцией с тем, чтобы обеспечить неукоснительную реализацию нормативных установлений в реальной жизни.
Глава 3. Виды правовых норм
Прежде чем непосредственно рассматривать правовые нормы, необходимо уяснить, как и по какому принципу они классифицируются и зачем необходимо их объединять в группы и классы. Равно как и на структурные элементы, существует большое количество точек зрения учёных насчёт классификаций правовых норм. Такой широкий спектр появился благодаря тому, что правоведы и авторы расходятся во мнении, какие критерии классификации считать главными. И относятся ли критерии между собой, либо существуют относительно обособленно друг от друга.
Каждая классификация имеет реальное основание и научно-практическое значение, научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев.
Подразделение юридических норм на виды хотя и относится к микроструктуре права, но характеризует более высокий уровень строения права. Поэтому при рассмотрении видов юридических норм, с большей отчетливо проявляется зависимость структуры права от социально-юридических особенностей правового регулирования, в которых выражаются специфические закономерности права.
Четыре фактора оказывают наиболее существенное влияние на деление юридических норм:
а) функции права;
б) специализация права;
в) способы правового регулирования;
г) индивидуальное регулирование общественных отношений.
Наиболее важное место среди этих факторов принадлежит функциям права и его специализации. Деление норм в соответствии с функциями и специализацией права образует общую классификацию.
Практическое значение классификации состоит в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к определенным отношениям и к определенному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).
Классификация норм важна, прежде всего, для определения соответствующего понятия нормы права, что выражается в указании её классовых и видовых характеристик. Классификация норм права позволяет выделить и установить основные свойства норм, что, в свою очередь, существенно повышает эффективность их использования в различных сферах жизни. С правоприменительной точки зрения разграничение существующих норм достоверно обнаруживает юридические последствия введения каждой новой нормы, что имеет огромное значение в юридической деятельности.
Классификация норм права имеет значение при формировании новых норм, а также при анализе существующего механизма правового регулирования с целью выявления причин его неэффективности, а также с целью определения наиболее оптимальной модели правоприменения в конкретной ситуации.
Определенная общепринятая градация норм обусловлена необходимостью соответствия каждой конкретной нормы всем существующим требованиям закона: как по форме, так и по содержанию, а также и по порядку принятия. Деление норм права по отраслям, классам, видам, группам повышает эффективную действенность права как инструмента социального управления.17
Таким образом, классификация юридических норм позволяет:
1) четко определять место каждого вида юридических норм в системе действующего в государстве права;
2) лучше уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;
3) точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения, пути повышения эффективности правовых норм;
4) совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам:
-
По отраслевой принадлежности, то есть по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права: нормы государственного (конституционного) права, нормы административного права, нормы уголовного права, нормы гражданского права, семейного права и т. д.
Н.А. Пьянов считает, что следует прежде всего классифицировать нормы исходя из их роли в регулировании общественных отношений, несколько расширяя общую классификацию по отраслям права. По данному основанию он выделяет конститутивные, регулятивные, охранительные и вспомогательные нормы. Конститутивные — это нормы, закрепляющие в наиболее общем виде систему общественных отношений. Конститутивные нормы он подразделяет на общеустановительные (общезакрепительные) и декларативные. К общеустановительным относятся правовые нормы, закрепляющие основы государственного и общественного строя (форму правления, форму государственного устройства, политический режим и т.д.) и другие исходные положения (например, действие нормативных правовых актов во времени и в пространстве). К декларативным относятся нормы, закрепляющие принципы права, а также цели и задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений. Регулятивные устанавливают права и обязанности