Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права Тема Норма права понятие, структура, виды Курсант факультета подготовки сотрудников для оперативных подразделений.doc
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
участников и подразделяются на управомочивающие, обязывающее и запрещающие.
Охранительные — это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм, предусматривают меры государственного принуждения, иные неблагоприятные последствия, которые может повлечь за собой нарушение конститутивных и регулятивных норм, поэтому в зависимости от содержащейся санкции делятся на карательные и правовосстановительные.
Вспомогательные нормы служат для обеспечения действия всех вышеуказанных норм, к ним учёный относит дефинитивные (нормы, определяющие те или иные понятия, например ст. 14 УК РФ указывает понятие преступления) коллизионные (нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими нормами, например, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[30] говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора») и оперативные (служащие для введения в действия, отмены, продления нормы либо для распространения её на новые общественные отношения).
Специфика запрещающих норм заключается в том, что они прямо не устанавливают правил позитивного поведения, что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым диктуют правила поведения. Правовые запреты являются также важнейшими юридическими средствами охраны личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных свобод человека и гражданина. Так, ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закрепляет право на труд. Соответственно ст. 9 Основ законодательства Российской Федерации о труде устанавливается требование, согласно которому запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Такое же значение имеет ст. 18 Основ, которая запрещает расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия соответствующего профсоюзного комитета.
Выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это – правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения. Например, женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста. Поощрительные нормы права — вид государственного воздействия, который не подчиняет, а направляет волю лица на действия, желательные, полезные для интересов самого гражданина, коллектива, общества и государства. Вместе с тем они играют и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, ценный подарок не только побуждает работника к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного поведения.
Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение. Вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1. ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Социально-технические – регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.).
Социальные – регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.д.
Таким образом, правовая норма выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений. Она есть мера свободы волеизъявления и поведения человека, установленная и гарантируемая государством. В системе социальных норм нормы права занимают ведущее место, поскольку назначение права состоит в том, что оно служит основной регулирования практически всех сторон жизни общества. Нормы права вбирают в себя всё ценное из социального опыта общества и государства, но и их действие, реализация двигают вперёд развитие общества, и потому необходимо добиваться их совершенствования. Фаткуллин Ф.Н. полагает, что основными условиями для этого являются:
Регулирование правом общественных отношений – весьма сложное и многогранное явление. Оно включает также определение того, каков правовой режим соответствующих материальных и духовных ценностей и благ, какое юридическое значение имеют конкретные действия субъектов права, какие учреждения действуют в государстве и как они устранены, что означает то или иное юридическое понятие.
Необходимо и дальше развивать классификацию правовых норм, но не сводить её к изучению текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания и традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением,
Охранительные — это нормы, направленные на обеспечение действия конститутивных и регулятивных норм, предусматривают меры государственного принуждения, иные неблагоприятные последствия, которые может повлечь за собой нарушение конститутивных и регулятивных норм, поэтому в зависимости от содержащейся санкции делятся на карательные и правовосстановительные.
Вспомогательные нормы служат для обеспечения действия всех вышеуказанных норм, к ним учёный относит дефинитивные (нормы, определяющие те или иные понятия, например ст. 14 УК РФ указывает понятие преступления) коллизионные (нормы, призванные устранять противоречия, которые могут возникнуть между другими нормами, например, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[30] говорится: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора») и оперативные (служащие для введения в действия, отмены, продления нормы либо для распространения её на новые общественные отношения).
-
По юридической силе, то есть по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов. -
По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы:
-
Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. Например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права: ч. 2 ст. 6 ГК РФ устанавливает, что «при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости» -
Общие нормы – это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является общей диспозицией по многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, служит как бы их общей частью, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, является общей нормой для многих последующих.
-
По характеру (или составу) предписываемых правил поведения правовые нормы могут быть обязывающими, управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий), запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий).
Специфика запрещающих норм заключается в том, что они прямо не устанавливают правил позитивного поведения, что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым диктуют правила поведения. Правовые запреты являются также важнейшими юридическими средствами охраны личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных свобод человека и гражданина. Так, ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закрепляет право на труд. Соответственно ст. 9 Основ законодательства Российской Федерации о труде устанавливается требование, согласно которому запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Такое же значение имеет ст. 18 Основ, которая запрещает расторжение трудового договора по инициативе администрации без согласия соответствующего профсоюзного комитета.
-
По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права нормы права:
-
обычные -
поощрительные
Выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это – правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения. Например, женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-летнего возраста. Поощрительные нормы права — вид государственного воздействия, который не подчиняет, а направляет волю лица на действия, желательные, полезные для интересов самого гражданина, коллектива, общества и государства. Вместе с тем они играют и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, ценный подарок не только побуждает работника к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного поведения.
-
По способам установления правил поведения:
-
категорические; -
диспозитивные.
Первая формулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как запрет, обязывание, так и дозволение. Вторая предоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1. ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
-
По техническим приемам установления правила поведения:
-
определенные; -
бланкетные; -
отсылочные.
-
По непосредственному предмету воздействия:
-
социально-технические; -
социальные.
Социально-технические – регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.).
Социальные – регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.д.
-
В зависимости от времени действия:
-
постоянные (содержащиеся в законах) -
временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
-
В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
-
общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например, нормы Конституции РФ) -
специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д., например ФЗ «О службе в ОВД» распространяет своё действие только на служащих в органах внутренних дел);
-
В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
-
абсолютно определенные; -
относительно определенные ; -
альтернативные ;
-
В зависимости от сферы действия:
-
общефедеральные (действуют на территории всей страны, например, нормы УК РФ); -
региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.); -
локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);
-
В зависимости от юридической силы:
-
на правовые нормы законов; -
подзаконных актов;
-
В зависимости от субъектов правотворчества:
-
нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами; -
негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).
Заключение
Таким образом, правовая норма выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений. Она есть мера свободы волеизъявления и поведения человека, установленная и гарантируемая государством. В системе социальных норм нормы права занимают ведущее место, поскольку назначение права состоит в том, что оно служит основной регулирования практически всех сторон жизни общества. Нормы права вбирают в себя всё ценное из социального опыта общества и государства, но и их действие, реализация двигают вперёд развитие общества, и потому необходимо добиваться их совершенствования. Фаткуллин Ф.Н. полагает, что основными условиями для этого являются:
-
точное отражение в предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; -
соответствие норм права требованиям морали и правосознания; -
соблюдение требования системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм; -
учет в процессе нормотворчества общих принципов в регулировании и управления общественными процессами.
Регулирование правом общественных отношений – весьма сложное и многогранное явление. Оно включает также определение того, каков правовой режим соответствующих материальных и духовных ценностей и благ, какое юридическое значение имеют конкретные действия субъектов права, какие учреждения действуют в государстве и как они устранены, что означает то или иное юридическое понятие.
Необходимо и дальше развивать классификацию правовых норм, но не сводить её к изучению текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания и традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением,