Файл: Билеты к зачёту Иванову Суть протекционистской функции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билеты к зачёту Иванову
-
Суть «протекционистской функции» таможенной службы. Инструменты её реализации. Пример.
Протекционистская функция направлена на защиту национальной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и достижение глобальной цели обеспечения экономической безопасности государства.
Инструменты: Таможенные, экспортные, импортные пошлины, не тарифные барьеры, количественные ограничения, ведение монополий на экспорт или импорт и иные меры.
Пример: СССР. Почти всё производство в стране было отечественным, а не импортным.
-
Суть «стимулирующей функции» таможенной службы. Инструменты её реализации. Пример.
Государство не может обеспечить себя только лишь отечественными товарами, поэтому нуждается в импортных товарах, но при этом, если государство устанавливает слишком высокие пошлины на импорт, иностранные государства не желают ввозить свои товары по таким пошлинам. Поэтому таможенные органы стимулируют ввоз импортных товаров на таможенную территорию государства за счет пониженных ставок пошлин на импортные товары.
Инструменты: Эта функция реализуется через систему льгот по уплате таможенных платежей и преференций, создание особых экономических зон с льготными правилами применения товаров и др.
Пример: Т.к. РФ входит в ЕАЭС, то соответственно остальные страны-члены союза освобождаются от оплаты таможенной пошлины.
-
Суть «фискальной функции» таможенной службы. Инструменты её реализации. Пример.
Первостепенным направлением финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации является фискальная деятельность, проявляющаяся в пополнении доходной части федерального бюджета за счет взимания таможенных платежей в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Инструменты: 1) Госзакупка товаров и услуг (расходы на содержание госсектора и военных); 2) Трансферные платежи (пособия по безработице, пенсии и т. д.); 3) Налоги (прямые и косвенные, подоходные, НДС…).
Пример: ФТС РФ взимает таможенные платежи в связи с перемещением через таможенную границу ЕАЭС продукции из третьих стран.
-
Назовите этапы развития региональных экономических интеграций и кратко их охарактеризуйте.
1)Зона свободной торговли (отмена тамож. пошлин в торговле между странами-участницами интеграционной группировки);
2) Таможенный союз (унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран);
3) Общий рынок (либерализация движения ресурсов (капиталов, раб. силы…) между странами-участницами интеграц. группировки);
4) Экономический союз (координация и унификация внутриэкономической политики стран-участниц, включая переход к единой валюте);
5) Политический союз (проведение единой внешней политики);
6) Преференциальные торговые соглашения (страны предоставляют особые условия друг другу)
-
Режим наибольшего благоприятствования - понятие. Правовая основа.
Режим наибольшего благоприятствования – международно-правовой режим, предусматривающий обязательство государства предоставить другому гос-ву в определенной области такие же права, льготы и преимущества, которые уже предоставлены или будут предоставлены 3ему гос-ву.
В основе режима наибольшего благоприятствования лежит приравнивание правового статуса иностранного лица не к правовому статусу местных физических и юридических лиц (как это имеет место при национальном режиме), а к наиболее выгодному статусу, которым обладают на территории данного государства иностранные лица из любого другого иностранного государства.
-
Тарифные преференции - понятие. Развивающиеся и наименее развитые страны.
Тарифные преференции- это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зону свободной торговли, либо освобождение от уплаты, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей единой системы тарифных преференций.
Развивающиеся и наименее развитые страны:
Развивающиеся: Алжирская Народная Демократическая Республика, Многонациональное Государство Боливия, Республика Вануату, Боливарианская Республика Венесуэла, Республика Гана, Республика Гондурас, Арабская Республика Египет, Республика Зимбабве, Исламская Республика Иран, Республика Кабо-Верде, Республика Камерун, Республика Кения, Республика Конго, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Кот д'Ивуар, Республика Куба, Королевство Марокко, Республика Маршалловы острова, Федеративные Штаты Микронезии, Монголия, Федеративная Республика Нигерия, Республика Никарагуа, Исламская Республика Пакистан, Независимое Государство Папуа Новая Гвинея, Тунисская Республика, Республика Филиппины, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Республика Эль-Сальвадор, Королевство Эсватини
Наименее развитые: Республика Ангола, Исламская Республика Афганистан, Народная Республика Бангладеш, Республика Бенин, Буркина-Фасо, Республика Бурунди, Королевство Бутан, Республика Гаити, Республика Гамбия, Гвинейская Республика, Республика Гвинея-Бисау, Республика Джибути, Республика Замбия, Йеменская Республика, Королевство Камбоджа, Республика Кирибати, Союз Коморы, Демократическая Республика Конго, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Королевство Лесото, Республика Либерия, Исламская Республика Мавритания, Республика Мадагаскар, Республика Малави, Республика Мали, Республика Мозамбик, Республика Союза Мьянма, Федеративная Демократическая Республика Непал, Республика Нигер, Палестина, Руандийская Республика, Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи, Республика Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Соломоновы острова, Федеративная Республика Сомали, Республика Судан, Республика Сьерра-Леоне, Объединенная Республика Танзания, Демократическая Республика Тимор-Лесте, Тоголезская Республика, Тувалу, Республика Уганда, Центрально-Африканская Республика, Республика Чад, Государство Эритрея, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Республика Южный Судан
-
Товарная номенклатура ВЭД. Какие задачи она решает. Отличительные особенности ТН ВЭД ЕАЭС (ЕТН ВЭД).
Товарная номенклатура ВЭД- систематизированный перечень товаров, предназначенный для решения задач регулирования ВЭД.
В соответствии с Инструкцией в 31 графе ДТ указываются следующие сведения о перемещаемом товаре:
-
наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное); -
при наличии – сведения о производителе; -
товарные знаки, марки, модели, артикулы, сорта; -
стандартные, иные технические и коммерческие характеристики; -
сведения о количественном и качественном составе; -
дата выпуска (изготовления) в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей.
Задачи:
1)Сбор статистических данных о ВЭД;
2) Декларирование товаров, перемещаемых через границу;
3) Применения мер нетарифного регулирования;
4) Организация различных форм таможенного контроля в таможенной сфере;
5) Ведение статистики внешнеэкономической деятельности всеми органами государственной власти;
6) Электронный обмен информацией.
-
Понятие "Происхождение товаров". Её роль для таможенного дела. Общая система преференций (ОСП).
Происхождение товара — это принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров. Под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров.
Роль для таможенного дела: происхождение того или иного ввозимого товара является важным фактором для исчисления и взимания таможенных пошлин. Оно показывает, какая ставка пошлины будет применяться к данному товару: обычная или преференциальная.
Общая система преференций (ОСП) предполагает, что каждое гос-во самостоятельно или на основе двусторонних соглашений устанавливает преференциальный режим для развитых стран, определяет перечень товаров, на которых распространяется данный режим, устанавливает избирательный подход к защите своего внутреннего рынка от импорта товаров, ввозимых из развитых стран.
-
Нетарифное регулирование - понятие, примеры инструментов.
Нетарифное регулирование – это комплекс административных и экономических мер государственного контроля, который выражается в ограничениях на ввоз и вывоз товаров, защиты экономических интересов государства и обеспечения национальной безопасности.
(ГАТТ) разработал и принял около 800 нетарифных мер, которые объединены в 5 групп:
-
Финансовые ограничения, которые подразумевают платежи, исключая таможенные пошлины. Это могут быть: импортные депозиты, внутренние сборы и антидемпинговые пошлины. -
Технические ограничения во внешнеэкономической деятельности. Это самая большая группа мер, которая включает в себя: санитарный и фитосанитарный контроль, ветеринарные и экологические нормы, требования к упаковке и маркировке товара. -
Количественные барьеры и относящиеся к ним административные меры. В этой группе находятся лицензии, квоты, запреты на экспорт или импорт определенных видов товаров и другие. -
Особые требования таможни к оформлению груза. Например, требования таможни дополнительных документов, кроме тех, которые предусмотрены процедурой и прочие формальности. -
Сдерживание и регулировка мер на государственном уровне: поддержка импортозамещения, субсидии компаниям-экспортерам, контроль госзакупок и порядок размещения госзаказов, контроль и ограничение деятельности иностранных перевозчиков.
-
Техническое регулирование - понятие, примеры инструментов.
Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в сфере установления, применения и исполнения обязательных (или на добровольной основе) требований к продукции и процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Основными инструментами технического регулирования являются технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор.
-
Меры защиты внутреннего рынка - понятие, примеры инструментов.
Меры защиты внутреннего рынка-это меры временно ограничивающие доступ отдельных товаров на внутренний рынок, если рост импорта из конкретной страны наносит серьезный ущерб уязвимой отрасли нац. экономики.
Специальная защитная мера заключается в применении количественного ограничения в виде импортной квоты или специальной пошлины.
Антидемпинговая мера направлена на противодействие демпинговому импорту на территорию ЕАЭС и заключается в применении антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.
Компенсационная мера ограничивает импорт товара, который был произведен и доставлен из третьей страны с использованием специфических субсидий, в виде дотаций, займов, покупки акций и других финансовых вливаний, направленных на получение дополнительных преимуществ производителями и экспортерами товаров.
-
Таможенная статистика и её роль в регулировании внешнеэкономической деятельности.
Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу. Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов.
Роль: С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.