Файл: Теория государства и права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общая социальную роль государства также является его основной чертой, которая неразрывно связана с классом и тем самым формирует вторую сторону его единой основы. Государство всегда сочетает узкоклассовые или групповые интересы правящей элиты и интересы всего общества.[20]

Соотношение этих аспектов основы государства в различных исторических условиях различны, и усиление одной из сторон ведет к ослаблению другой. В наибольшей степени классовая сторона государства преобладает в рабовладельческом обществе. Все власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако представление о полном бесправии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Рассказов Л.П. писал, что низкая производительность труда в тот момент неизбежно привели к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. В то время как раб, занимается сельским хозяйством, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. [21]

Значение социальной стороны государственной деятельности возрастало по мере перехода общества от рабства к феодализму, от феодализма к капитализму. Он играет особенно важную роль в современном Западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие различных социальных программ и т. д. они привели к тому, что социальные противоречия в значительной степени смягчаются, потребность в мерах по подавлению классовых оппонентов, которых, конечно, становится все меньше, а политическая стабильность общества растет.

Следовательно, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности уменьшается доля ее классового содержания.

Но, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элит, технократическая, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия».[22]

Так, сторонники теории элит, получившая широкое распространение в XX веке, я считаю, что массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока правящая элита и не может быть заменен другим. [23]


Многочисленные приверженцы различных типов демократической доктрины считают, что первоисточником и первоисточником власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть действительно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.[24]

Теория государства всеобщего благоденствия, одна из современных буржуазно-реформистских апологетических теорий о сущности капиталистического общества и буржуазного государства, которое изображается как сила, устраняющая несправедливость капиталистического строя и обеспечивающая рост благосостояния широких масс населения. Это часть ложной идеи преобразования капитализма в новый социальный порядок. Его теоретическим источником были Кейнсианство и реформистская идеология. Как самостоятельное понятие концепция «государства всеобщего благоденствия» получила распространение после Второй мировой войны 1939-45 и стала неотъемлемой частью официальной буржуазной пропаганды, а также различных партийных платформ и программ (например, лейбористской партии в Великобритании, Либерально-демократическая партия Японии и др.).[25]

Согласно этой концепции, в прошлом буржуазное государство стояло на позициях невмешательства и не боролся против социальной несправедливости капиталистической системы, и теперь она стала силой, которая якобы противостоит монополиям и добивается социальной гармонии.

Развитие государственного монополистического капитализма после Второй мировой войны, сопровождавшееся усилением вмешательства буржуазного государства в экономику, социальные завоевания, полученные в борьбе рабочих в ряде капиталистических стран, использовались для продвижения идей «государства всеобщего благосостояния». [26]

Фактически, теория государства всеобщего благоденствия является завуалированной формой защиты государственного монополистического капитализма, в котором буржуазное государство используется монополиями для укрепления своей экономической власти и увеличения эксплуатации рабочих. Рассказов Л.П. писал, что ограничение деятельности отдельных монополий буржуазным государством в некоторых случаях направлено на соблюдение интересов класса капиталистов в целом. [27]

Социально-экономические завоевания трудящихся в капиталистических странах - не следствие буржуазного государства, а результат ожесточенной классовой борьбы. Коммунистические и рабочие партии, борющиеся против буржуазной и реформистской идеологии, раскрывают апологетическую сущность понятия «социальное государство».[28]


1.3 Теории возникновения государства

Нет единого мнения о причинах возникновения государства. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть истиной в последней инстанции. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). [29]

Следующие теории происхождения государства различают: теологическая теория, Патриархальная теория, теория социального контракта, теория насилия, материалистическая (Марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. [30]

Богословская теория происхождения государства получила распространение в средние века, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развивали идеологи Исламской религии, Католической Церкви (Маритен, Мерсье и др.). [31] По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт Божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, а зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено Божественной волей, с которой необходимо принять и не противостоять преемнику власти Божией на земле. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Богу.

Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют установлению порядка и гармонии в обществе. Особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - Церкви и религиозным организациям. [32]

Однако данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. Кроме того, теологическая теория в принципе недоказуема, так как построена в основном на вере. Другой вариант этой теории заключается в том, что государство как система управления обществом создано высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития, передаче им (людям) определенных знаний (обучение людей). Первые китайские императоры спустились с небес и научили людей готовить пищу, строить дома, возить повозки, возделывать поля.[33]


К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михаила и др. Они обосновывают тот факт, что люди являются творениями коллективного стремления к взаимному общению, ведущему к возникновению семьи. Впоследствии, развитие и рост семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят к образованию государства. [34]

В соответствии с патриархальной теорией происхождения государства, отношения отца с членами семьи похожи на отношения монарха с его подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства заботится о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.

Конечно, известная аналогия государства с семьей возможна, поскольку структура современной государственности возникла не сразу, а сложилась из простейших форм, которые, действительно, могли быть сопоставимы со структурой первобытной семьи.[35]

Основной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. И государство призвано выполнять совершенно разные функции. Кроме того, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытного общества.

Материалистическая (марксистская, историко-материалистическая, диалектико-материалистическая) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовые противоречия. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». [36]

По мнению специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической гармонии и, конечно, большое достижение теоретической мысли».

Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «происхождение семьи, частной собственности и государства» и В. И. Ленина «Государство и революция». [37]

По словам Энгельса, государство не существует вечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенном этапе экономического развития, который был связан с необходимостью раскола общества на классы, государство стало необходимостью из-за этого раскола. Когда в обществе появляются классы с конфликтующими экономическими интересами, начинается противостояние между ними.[38]


Государство отличается от родоплеменных организаций разделением субъектов по территориальным делениям. Поскольку в основе существования племенных объединений лежала связь представителей рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, племенное общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставляется возможность осуществлять свои социальные права и обязанности там, где они проживают, независимо от расы и племени. [39]

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и предназначен, чтобы держать граждан в повиновении. Эта государственная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из различных институтов принуждения, которые не были известны племенному обществу.

Общественная власть усиливается в той мере, в какой обостряются классовые противоречия внутри государства, и в той мере, в какой контакты между государствами становятся все более и более насыщенными. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан - налоги. С развитием цивилизации не хватает и налогов: государство выдает кредиты, государственные долги. [40]

Имея государственную власть и право собирать налоги, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается властью законов, дающих им иммунитет.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то это вообще государство из самых мощных, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Как исключение, существуют также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную независимость по отношению к обоим классам. Такие, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.[41]

Высшая форма государства, Демократическая Республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При этом богатство опосредованно использует свою власть, с одной стороны, в виде прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в виде Союза власти и крупного акционерного капитала. [42]