Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
- существует система налогов;
- население делится по территориальному признаку;
- присущи легитимность, законность и т. д.
2.2 Государственный суверенитет
Государственный суверенитет есть неотъемлемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовой самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как целостного социального организма; обусловленное правовым равенством Независимых Государств и лежащее современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются сами по себе и только сами по себе.
Государство без суверенитета - это не государство, а колония или неотъемлемая часть другого государства. Носителем суверенитета (суверена) может быть либо народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство, либо глава государства (Президент Республики или монарх в конституционных монархиях), либо монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания». [65]
Появилось понятие «государственный суверенитет» в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Его ввел французский юрист XVI века. [66]
Жаном Бодэном и первоначально поддерживал связь с феодальным законом, обозначая прежде всего власть Верховного сюзерена в отличие от власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и непоколебимая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права всех европейских государств (включая вассалов Священной Римской империи), заложив тем самым основу современной системы, в которой суверенитет считается необходимым атрибутом любого государства.[67]
В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) разработал концепцию суверенитета. Согласно ей, для признания государства суверенным оно должно обладать следующими характеристиками: наличие определенной территории; более или менее постоянное население, проживающее на этой территории; существование эффективного правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами.[68]
В современной политической науке термин (государственный) суверенитет используется почти как синоним слова «независимость». Следует отметить, что понятие народного суверенитета не следует путать с государственный суверенитет, который предполагает, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. д. является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII веке, в отличие от средневекового учения о «божественном законе», предполагающего носителя владычества монарха, получившего власть непосредственно от Бога. [69]
В настоящее время она почти повсеместно признается не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллируя к ее легитимности «волей народа».[70]
В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка.
В целом глобализация способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и процесс двусторонний: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно снижающие суверенитет Наций, а с другой - большинство государств добровольно и сознательно ограничивают. [71]
2.3 Взаимосвязь государства и права
Государство является не просто союзом людей, которые объединены территориально, но и правовым союзом, организованный и действующий по правовым нормам. Государство, устанавливая систему обязательных правил поведения, регулирует и регулирует существующую систему общественных отношений. [72]
Наличие правовой системы юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной. Система права определяет юридические рамки и формы реализации функций и задач государства. Все субъекты права (включая государство) действуют в рамках правовых норм. [73]
Следовательно, государство является территориально-организованной публично-правовой общностью населения, которая построена на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата. Государство как феномен общественной жизни можно понимать в различных аспектах. В институциональном смысле государство представляет собой систему органов государственной власти и институтов, действующих на основе закона. В этом смысле государство выступает равноправным субъектом правоотношений. [74]
В общественном смысле государство является универсально значимой державой, призванной защищать права и свободы личности, обеспечивать безопасность граждан и общества в целом, устанавливать правопорядок.
В функциональном смысле государство является способом регулирования и регулирования общественных отношений.[75]
Следовательно, государство не может существовать без права. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство реализовывает свои функции в правовых формах. Закон вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При таком подчинении государства закону формируется демократическое правовое государство. [76]
Налогообложение также является одним из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Лишь государство обладает правом вводить налоги и распространять обязанность по их уплате абсолютно на всех, кто находится на его территории, или освобождать от них определенные категории граждан и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без налогов, налоги, как отмечалось выше, - один из признаков государства. [77]
Взаимосвязь и взаимозависимость обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и правовые концепции, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Каждая концепция налогообложения неизбежно ведет к установленным политическим шагам и выработке установленной тактики в политической и социальной сферах. Налог напрямую влияет на политический порядок, но он также имеет и противоположный эффект политической среды, так как налоговая система (при установлении и формировании) не может быть от него абстрагирована. [78]
Значит, налог, с одной стороны являясь политической категорией, с другой стороны, в системе других категорий, развивает такие фундаментальные категории политической науки, как политическая власть, политические субъекты, политическая жизнь общества, политический процесс и др., который является целым образованием и государством.
Из всего выше сказанного, сделаем вывод о том, что существуют пространственные границы государства, в котором появляется новый правовой институт - гражданство или подданство, так как государственная власть относится к публично-политическому отношению господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
В настоящее время она почти повсеместно признается не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллируя к ее легитимности «волей народа». Государство не может существовать без права. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными.
Заключение
Государство относится к организации политической власти, способствующая преимущественной реализации конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и иных интересов на определенной территории.
Государство является организацией политической суверенной власти, осуществляющей контроль над социальными, экономическими, политическими, духовными процессами общества.
Любое определение государства, кто бы их ни дал, всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Он не способен впитывать, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. Тем не менее абстрактный характер понятий и определений государства не является недостатком. Это их неотъемлемое свойство, потому что связан только с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом. Помимо предельно общей концепции государства в целом, можно и нужно дать, например, концепцию национально-специфического государства (русского, французского, китайского) или рабовладельческого, фашистского, теократического. Таким образом, существует широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые позволяют увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств.
Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт формирования государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно «подогнать» под понятие государства. Так происходило и в исторически древние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Это особенно заметно на фоне наблюдаемых мировых интеграционных и глобализационных процессов.
В заключение хотелось бы отметить, что помимо этих особенностей существуют формальные атрибуты, символы государства. К последним относятся герб, флаг, гимн, столица. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского, атрибуты мобильны, изменчивы. Это обусловлено различными причинами и обстоятельствами-идеологическими, идеологическими, политическими, религиозными, национальными, военными и др. Атрибуты, символы, конечно, помогают лучше понять государство, его намерения, предпочтения, помогают выстроить детальный образ государства в целом.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ – ГарантПлюс.
2. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – 410 с.
3. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян - М.: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 6-е изд. – М.: Юриспруденция, 2016. – 528 с.
5. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. - 348 с.
6. Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 274 с.
7. Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. – 536 с.
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. – 520 с.
9. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник с учебно-методическими материалами. Изд. 5-е, доп. и перераб. - М.: Маркет ДС, 2018. - 548 с.
10. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 385 с.
11. Нигматулина Э.Ф. Налоговая политика государства и развитие ее социальной направленности. // Поволжский государственный технологический университет. – №5 (29), 2016. – С.21-26.
12. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
13. Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 480 с.
14. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.
15. Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016. – 360 с.
16. Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – 43 с.
17. Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - М.: Проспект, 2016. – 640 с.
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.134. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.14 ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.142. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. – С.23. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.14 ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.152. ↑
-
Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – С. 79. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.20 ↑
-
Теория государства и права: учебник / Марченко М.Н. - М.: Проспект, 2016. – С. 112. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.163. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.177. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.26 ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.190. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.30. ↑
-
Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2016. – С. 41. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.33 ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.216. ↑
-
Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016. – С.119. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.230. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.37 ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Теория государства и права: рабочая учебная программа / Н.Ю. Тетерятников. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – С.40. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.250. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.125. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.266. ↑
-
Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016. – С.130. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.144. ↑
-
Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – С. 152. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.280. ↑
-
Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – С. 153. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.160. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.299. ↑
-
Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян - М.: Юстицинформ, 2015. – С. 103. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.174. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.325. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.189. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.344. ↑
-
Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2015. - С. 88. ↑
-
Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016. – С.161. ↑
-
Карташов В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – С. 89. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.362. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.198. ↑
-
Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016. – С.200. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.379. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.211. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.400. ↑
-
Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник с учебно-методическими материалами. Изд. 5-е, доп. и перераб. - М.: Маркет ДС, 2018. – С. 205. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.226. ↑
-
Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. – С.420. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.120. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.240. ↑
-
Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. – С. 116. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.262. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.134. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.277. ↑
-
Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И. Юридическая техника: учебник. М.: Юстицинформ, 2014. – С .117. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.141. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.290. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.155. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 6-е изд. – М.: Юриспруденция, 2016. – С. 184. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.322. ↑
-
Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org. ↑
-
Сулейменов М. Право как система. - М.: Статут, 2016. – С.240. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.169. ↑
-
Нигматулина Э.Ф. Налоговая политика государства и развитие ее социальной направленности. // Поволжский государственный технологический университет. – №5 (29), 2016. – С.21-26. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.181. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.350. ↑
-
Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Г. Б. Поляка, Е. Е. Смирновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – С.250. ↑
-
Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – С.371. ↑
-
Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2014. – С.196. ↑