Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
По мнению сторонников этой теории, в середине-конце XIX века общество стало приближаться к стадии развития производства, в которой существование противоборствующих классов больше не надо и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом является неизбежное исчезновение классов через социальную революцию, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства. [43]
Теория насилия является одной из наиболее распространенных теорий происхождения государства и права. Ее наиболее выдающиеся сторонники -немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), Каутский, Карл (1854-1938) и др. Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими (точнее связана с факторами политического характера).[44]
Австрийский социолог и государство Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории, государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабыми. В конце концов завоевания создали рабство: одно племя, победив в борьбе, становится господствующим; другое, побежденное, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство, в свою очередь, ведет к частной собственности и классам. [45]
С частной собственностью это связано и связано с переходом от кочевой жизни к сельскохозяйственной, оседлой жизни. Власть государства, Гумпловича, возникает из физической силы: господство племени, основанное изначально только на физическом господстве над другим племенем, постепенно превращается в сословное состояние, основанное на экономической мощи последнего.[46]
Психологическая теория происхождения государства была разработана Л.И. Петражицким и Зигмундом Фрейдом. Теория утверждает, что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам одни способны только подчиняться, другие управлять. Естественно, социальные законы реализуются поведением и деятельностью человека. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих законов. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия следует учитывать в первую очередь. [47]
Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX - первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель - русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 1931 гг.). [48]
Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть этой теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека. [49]
В самом деле, вряд ли можно объяснить причины возникновения и функционирования государства только с психологической точки зрения. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теорий. Однако попытка свести все общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии-такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве. [50]
Государство-явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общенаучное понимание вряд ли достижимо в рамках одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки предпринимались и вполне успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев). Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Психологическая теория государства и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущих представления.
Сравнение государства с телом по происхождению не менее древнее, чем политический атомизм. Их происхождение следует искать и в донаучных идеях – в «естественном» образе мышления, в котором абсолютно инстинктивно в своих характеристиках государство применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства и др. [51]
Платон закладывает основу своей политической философии уподобления государства личности: чем совершеннее государство, тем больше оно похоже на личность. У Аристотеля таким же образом происходит сравнение состояния (множества) с одним человеком-многоногим, многоруким, имеющим много чувств.[52]
Гегель указывал, что определения государства и не может быть, что государство есть организм, то есть развитие идеи в своих различиях. "Природа организма такова, что если не все его части переходят в тождество, если одна из них полагает себя самостоятельной, то все должны умереть. С помощью предикатов, принципов и т. д. как невозможно прийти к суждению о состоянии, в котором хочется видеть тело, как нельзя использовать предикаты для постижения природы Бога, жизнь которого я должен видеть в себе. [53]
В настоящее время эта теория отвергается подавляющим большинством русскоязычных источников. Никакой коммуникацией не может быть организм, а какие-то сложные отношения между социальными единицами, монадами или душами. Что это организм или человек-это не общество, так как общество не может быть организма или человека. Эти идеи могут быть применены к обществу только образно или условно, но в то же время они принесут больше вреда, чем пользы, так как принесут в социологию неограниченное количество чуждых понятий.
Отношения власти и подчинения, которые существуют в государстве и зависимость частей организма в целом это разные явления. Во втором случае-это физиологическое явление, имеющее характер абсолютной необходимости, а в первом - психологическое, взаимодействие между индивидуальными сознаниями, такой необходимости не имеющее.[54]
М.М. Ковалевский рассматривал аналогию функций государства и государственных институтов с функциями организма ненаучно. Он писал: «из всей органической теории в будущем выживет только идея государства как чего-то, что возникает независимо от контракта людей».[55]
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что государство является особой организацией общества, объединенного общими социальными и культурными интересами, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Основа государства заключается в том, что все его граждане имеют, помимо многих различных, противоположных или одинаковых интересов и целей, одну, единую цель и один, общий интерес.
Общая социальную роль государства также является его основной чертой, которая неразрывно связана с классом и тем самым формирует вторую сторону его единой основы. Государство всегда сочетает узкоклассовые или групповые интересы правящей элиты и интересы всего общества.
2 Признаки государства
2.1 Территориальная организация населения и государственная власть
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его от родовой системы, и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ особенностей государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность как незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. [56]
Анализируя литературу, можно выделить следующие основные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичной (государственной) власти; неразрывную связь государства и права; сбор налогов; государственный суверенитет. Однако эти возможности не являются исчерпывающими. Далее мы раскрываем каждую из этих особенностей. [57]
В догосударственном обществе принадлежность индивида к определялась по крови или предполагаемому родству. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В организованном государством обществе кровный принцип организации населения утратил свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации.
Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, проживающее на ней, превращается в подданных или граждан государства. [58]
Следовательно, существуют пространственные границы государства, в котором появляется новый правовой институт - гражданство или подданство.
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. Государство отличается от неправительственных организаций (профсоюзов, политических партий и т. д.) в том смысле, что она представляет все население страны и распространяет свою власть на нее. Профсоюзы и политические партии объединяют часть населения в свои ряды, создаются добровольно в тех или иных интересах.
Государственная власть называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Прежде чем описывать мощь государства, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимается присуща любой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, основанная на принуждении.[59]
Социальная власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, Партии, государства, общества и т. д.), она важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. [60]
Власть дает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организации и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий жизнеспособность общества. Под влиянием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых отношений, совместная жизнь людей становится организованной и упорядоченной. [61]
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой.
Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем существует множество разновидностей власти по различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступила в члены и т. д. [62]
Государственная власть является особым видом социальной власти. В литературе связь между категориями «государственная власть» и «политическая власть» понимается по-разному.[63]
Следовательно, государственная власть относится к публично-политическому отношению господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на государственное принуждение.
Характерные особенности государственной власти: [64]
- это касается всего общества и публично-политического;
- опирается на государственное принуждение;
- реализовывается специальными лицами (чиновниками, политиками и т. д.);