ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВАРИАНТ 25
Часть 1
На сегодняшний день существует несколько понятий биосферы, основным среди которых считается следующее: биосфера – это среда существования всех живых организмов. Область охватывает большую часть атмосферы и заканчивается в начале озонового слоя. Также в биосферу входит вся гидросфера и некоторая часть литосферы. В переводе с греческого слово означает «шар» и именно в пределах этого пространства обитают все живые организмы.
Учёный Вернадский считал, что биосфера – это организованная сфера планеты, которая находится в контакте с жизнью. Он первый создал целостное учение и раскрыл понятие «биосферы». Работа российского ученого началась в 1919 году, а уже в 1926 гений презентовал миру свою книгу «Биосфера».
Согласно Вернадскому, биосфера – это пространство, область, место, которое состоит из живых организмов и среды их обитания. Кроме того, ученый считал биосферу производным. Он утверждал, что она является планетарным явлением, имеющим космический характер. Особенностью данного пространства является «живое вещество», которое населяет пространство, а также придает уникальный облик нашей планете. Под живым веществом ученый понимал все живые организмы планеты Земля. Вернадский считал, (…) на границы и развитие биосферы влияют различные факторы: живое вещество; кислород; углекислый газ; вода в жидком состоянии.
Эту среду, в которой сосредоточена жизнь, могут ограничивать высокие и низкие температуры воздуха, минеральные вещества и чрезмерно солёная вода
1
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите этот союз.
Ответ: __________________________.
2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1)
ДЕНЬ. Число месяца, посвященное какому-нибудь событию, связанное с чем-нибудь. День Победы.
2) СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей с вязанных общностью этих условий. Социальная среда. Из рабочей среды.
3) ЖИВОЙ. Остро переживаемый. Живая обида. Живое воспоминание.
4) МЕСТО. Пространство, которое занято кем-чем-нибудь, на котором что-нибудь происходит, находится или где можно расположиться. Место для пикника.
5) ХАРАКТЕР. Отличительное свойство, особенность, качество. Беседа делового характера.
Ответ: __________________________.
3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Текст принадлежит к научному стилю, на это указывают многочисленные термины и профессионализмы (биосфера, озоновый слой и др.).
2) Цель приведённого отрывка текста – рассказать о том, что такое биосфера, ненаучным языком.
3) Учение Вернадского о биосфере – вот что рассмотрено в приведённом отрывке.
4) Синтаксис текста представлен в основном сложными конструкциями, что характерно для художественного стиля, позиция автора однозначна и выражена довольно чётко.
5) В первом абзаце текста дано общее понятие биосферы, в последующих – взгляд Вернадского на биосферу.
Ответ: __________________________.
4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) обострЁнный
2) свЕрлит
3) бОроду
4) цЕпочка
5) нарвАла
Ответ: __________________________.
5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Иногда слухи порождает недостаточнаяИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.
Отец уехал, и теперь все вопросы, касающиеся хозяйства, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.
Перед нами показалась КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.
Солнце взошло высоко, и людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.
В выходные дни стадион ПЕРЕПОЛНЕН зрителями.
Ответ: __________________________.
6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Войско было измучено боями, и командир принял мужественное решение отступать назад и укреплять армию.
Ответ: __________________________.
7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
у ИХ матери
пить из БЛЮДЕЦ
без САПОГОВ
ещё БОГАЧЕ
ТРОЕ учеников
Ответ: __________________________.
8
Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1) Благодаря героизму пожарных катастрофа была предотвращена. 2) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете. 3) Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера. 4) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демон». 5) Татьяна любила не только русские гадания, но и старинные предания. 6) Студент, не успевший подготовить ответ, не сдал экзамен. 7) Те, кто бывал в Ялте, не мог не посетить дачу Чехова. 8) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы. 9) Вопреки прогноза синоптиков дождя так и не было. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д |
| | | | |
9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кар..катура, инц..дент, закл..нание
2) б..говой, с..тевая, д..ревянный
3) сф..рмулировать, ист..рический, предл..жить
4) в..риативный, к..сательная, с..бака
5) зад..раться, в..негрет, ун..верситет
Ответ: __________________________.
10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..совестный, ра..цвет, и..чезнувшая
2) пр..людный, пр..чёска, пр..рогатива
3) и..тратил, ра..будил, ра..бавил
4) и..черпал, ..дать (тетрадь), ни..ходящий
5) пре..сказал, по..твердил, о..дача
Ответ: __________________________.
11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноздр..ватый, расплывч..тый
2) завед..вал, руч..нка
3) обустра..ваться, горош..к
4) фасол..вый, затм..вать
5) исслед..вать, раздум..вать
Ответ: __________________________.
12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) немысл..мый, пропущ..нный
2) вывал..шь, успоко..вшийся
3) ман..шь, настро..вшийся
4) самолёт вылет..т, он выбеж..т
5) откормл..нный кот, он схват..т
Ответ: __________________________.
13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Бронислава смущала (НЕ)ЛЕПОСТЬ ситуации, в которой он теперь оказался.
Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.
Нельзя допустить ничем (НЕ)ОПРАВДАННОЕ отрицание нового в науке.
Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.
Когда Артём выбрался на противоположный берег, то оказался у ранее (НЕ)ЗАМЕЧЕННОГО им загона для овец.
Ответ: __________________________.
14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Призвание художника
– творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Надо поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу уделить мне немного внимания.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.
Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
Ответ: __________________________.
15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На полотня(1)ой скатерти, расстеле(2)ой прямо на траве, были разложе(3)ы копчё(4)ое сало, нареза(5)ое дольками, варё(6)ые яйца и свежеиспечё(7)ый ржа(8)ой хлеб.
Ответ: __________________________.
16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вздорный петух этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему двору.
2) На юге к вечеру солнце купается в багровых плотных туманах или сухо догорает на горизонте костром.
3) Во время полёта можно или вздремнуть или просто помечтать.
4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.
5) Под утро луна быстро скатывается за горизонт и город погружается в предрассветную сухую тьму.
Ответ: __________________________.
17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Николай вздрогнул (1) наступив на сухую ветку (2) и (3) поняв (4) что опасности нет, двинулся дальше в лес (5) становившися более густым.
Ответ: __________________________.
18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В современном мире в литературе (1) по мнению критиков (2) резко изменился тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3) по-видимому (4) уходит в прошлое.
Ответ: __________________________.
19