Файл: Оглавление понятие оценки регулирующего воздействия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регулирующего воздействия до проведения консультаций, так и окончательную по итогам консультаций.
ОПЫТ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Министерство экономического развития готовит заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором делаются выводы о соблюдении федеральным органом исполнительной власти порядка проведения оценки регулирующего воздействия, о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Экспертиза осуществляется в соответствии с планами. Предложения в план имеют возможность направлять любые заинтересованные лица. Вместе с тем, в план включаются только обоснованные предложения, указывающие на те или иные административные барьеры в предлагаемом к анализу акте. Непосредственно процедура экспертизы осуществляется сотрудниками Министерства экономического развития РФ во взаимодействии с федеральными органами власти, к компетенции которых относится оцениваемый акт, а также представителями предпринимательского сообщества. Итогом проведения экспертизы является заключение об экспертизе нормативного правового акта, которое может содержать рекомендации об отмене или изменении того или иного государственного регулирования. Заключение направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта, в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, и (или) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. С итогами проведения экспертизы по федеральным нормативным актам можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России (в разделе Оценка регулирующего воздействия/ Экспертиза НПА).
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕГУЛИРУЮЩИХ РЕШЕНИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Для целей обеспечения последовательного внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании может быть сформирована специальная рабочая группа из представителей инициативных органов структурных подразделений местной администрации и общественных (экспертных) организаций. В компетенцию группы должна входить подготовка предложений по конструкции оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании, последовательности внедрения ОРВ в процесс принятия решений, ключевым участникам данного процесса, сферам муниципального регулирования и типам муниципальных нормативных правовых актов, в отношении которых применяется процедура оценки регулирующего воздействия и т.д.
В ходе подготовки решения о внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия в процесс принятия решений в муниципальном образовании должны быть определены: Модель (схема) оценки регулирующего воздействия; Участники процедуры оценки регулирующего воздействия:
– регулирующие органы – структурные подразделения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственные за участие в реализации муниципальной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере;
– уполномоченный орган – структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственное за внедрение процедуры ОРВ и выполняющее функции нормативно-правового и информационно-методического обеспечения процедуры ОРВ, а также экспертизу качества оценки регулирующего воздействия в установленной сфере, экспертизу действующих нормативных правовых актов;
– общественные и экспертные организации – участники публичных консультаций.
Иные участники процесса принятия решений в муниципальном образовании, включенные в систему оценки регулирующего воздействия (например, представительный орган муниципального образования); Последовательность процедур и место оценки регулирующего воздействия в нормотворческом процессе.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Ниже рассмотрены возможные модели оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях.
Централизованная модель (ОРВ-1).
Модель, в рамках которой назначается структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственное за подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении определенных типов муниципальных нормативных правовых актов в установленных сферах. Регулирующие органы направляют в уполномоченный орган проекты муниципального регулирования с сопроводительной документацией, на основе которых он проводит оценку. Орган, уполномоченный на проведение ОРВ, при получении на рассмотрение проекта муниципального нормативного правового акта определяет, требуется ли проводить в отношении него оценку регулирующего воздействия, и при положительном решении проводит ОРВ, организуя публичные консультации с представителями затрагиваемых проектом муниципального нормативного правового акта социальных групп. Экспертиза качества ОРВ при этом может осуществляться на независимой основе.
Плюсы модели:
сосредоточение всей работы по ОРВ в одном органе снижает организационные издержки, облегчает проблему обучения сотрудников; процесс легко наблюдаем и контролируем, ОРВ проводится по единому стандарту даже в ситуации недостаточной проработанности методической базы.
Минусы модели:
данная модель не в полной мере соответствует главной цели ОРВ – повысить качество разработки нормативных правовых актов, а значит и ответственность разработчика проекта акта. Жесткая ограниченность времени на проведение ОРВ и публичных консультаций; высокая нагрузка на структурное подразделение местной администрации, ответственное за проведение оценки регулирующего воздействия, и, соответственно, повышенные требования к квалификации сотрудников такого подразделения; низкая вовлеченность в процесс и незаинтересованность других структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в проведении ОРВ; как результат риск подготовки недостаточно качественных ОРВ из-за невозможности в короткий срок и при недостатке необходимой информации провести полноценный анализ, дискредитация всей системы ОРВ.
Децентрализованная модель (ОРВ-2).
Модель оценки регулирующего воздействия, реализуемая в настоящее время на федеральном и региональном (в том числе в Свердловской области) уровнях. Ответственность за подготовку проекта заключения об оценке регулирующего воздействия возложена на регулирующий орган – разработчик проекта муниципального нормативного правового акта. Одновременно назначается структурное подразделение местной администрации, ответственное за контроль качества заключения об оценке регулирующего воздействия, соблюдения установленных процедур в рамках проведения ОРВ, достоверности используемых данных, корректности расчетов и т.п.
ОРВ проводит орган-разработчик проекта муниципального нормативного правового акта. По итогам проведения оценки орган-разработчик направляет проект нормативного правового акта вместе с подготовленным заключением об ОРВ в уполномоченный орган, ответственный за контроль качества проведения ОРВ, который рассматривает проект акта и подготовленное заключение об ОРВ, и принимает решение о согласовании заключения или необходимости проведения дополнительного анализа разрабатываемого муниципального регулирования с целью выявления положений, оказывающих нежелательное воздействие с точки зрения экономического и социального развития муниципального образования.
Организационно-методическое обеспечение процедур оценки регулирующего воздействия возложено на уполномоченный орган, однако усовершенствованием и (или) детализацией предлагаемых подходов для целей проведения конкретных исследований могут заниматься и иные структурные подразделения местной администрации, а также специально создаваемые советы (рабочие группы) по вопросам ОРВ.
Для обеспечения эффективного проведения публичных консультаций необходимо размещать информацию на едином информационном ресурсе муниципального образования в сети Интернет, посвященном ОРВ.
Плюсы модели:
Большая вовлеченность регулирующих органов местной администрации в процесс и постепенное привитие им культуры подготовки и обоснования принимаемых регулирующих решений; отсутствие жестких временных и информационных ограничений при проведении ОРВ регулирующими органами местной администрации; ОРВ на стадии идентификации проблемы (ранней стадии) позволяет не тратить ресурсы на разработку ненужного регулирования; возможные более длительные сроки проведения публичных консультаций обеспечивают большую вовлеченность заинтересованных сторон; возможность подготовки более качественных ОРВ при условии хорошего методического обеспечения и контроля; возможность охвата практически всех сфер муниципального регулирования.
Минусы модели:
Более высокие организационные и временные затраты по сравнению с централизованной моделью; высокие требования к исходному методическому обеспечению и обучению разработчиков проектов нормативных правовых актов; незаинтересованность регулирующих органов местной администрации в проведении качественных ОРВ может существенно снизить эффективность системы, привести к вырождению ОРВ в формальную процедуру, аналогичную сегодняшней подготовке пояснительной записки к проекту нормативного правового акта и консервации узковедомственного подхода к принятию регулирующих решений.
Выбор основных участников.
Необходимо определить структурные подразделения местной администрации, являющиеся ответственными за проведение процедуры оценки регулирующего воздействия (или ведомством-контролером в моделях ОРВ-2 и ОРВ-3). Такие структурные подразделения местной администрации определяются с учетом отраслевой специфики, имеющегося у них опыта взаимодействия с общественными организациями, проведения публичных консультаций при подготовке регулирующих решений и проведения анализа (мониторинга) результатов реализации принятых решений. К таким органам, как правило, относятся подразделения администрации экономического блока (в том числе отдел/департамент/комитет экономики, финансов, развития конкуренции, инвестиций, поддержки предпринимательства), в компетенцию которых входят вопросы создания конкурентных условий на рынке и предупреждения ограничения конкуренции, поддержки и развития малого бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности, административной реформы, широко вовлеченные в процесс принятия муниципальных решений и активно взаимодействующие с региональными и муниципальными общественными организациями. Общественные и (или) экспертные организации привлекаются с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения представителей предпринимательского и экспертного сообщества в процесс подготовки и принятия регулирующих решений. Критерием выбора общественных и (или) экспертных организаций является способность репрезентативно представлять позицию определенной группы хозяйствующих субъектов в рамках публичных консультаций.
ОПЫТ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Министерство экономического развития готовит заключение об оценке регулирующего воздействия, в котором делаются выводы о соблюдении федеральным органом исполнительной власти порядка проведения оценки регулирующего воздействия, о наличии либо отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Экспертиза осуществляется в соответствии с планами. Предложения в план имеют возможность направлять любые заинтересованные лица. Вместе с тем, в план включаются только обоснованные предложения, указывающие на те или иные административные барьеры в предлагаемом к анализу акте. Непосредственно процедура экспертизы осуществляется сотрудниками Министерства экономического развития РФ во взаимодействии с федеральными органами власти, к компетенции которых относится оцениваемый акт, а также представителями предпринимательского сообщества. Итогом проведения экспертизы является заключение об экспертизе нормативного правового акта, которое может содержать рекомендации об отмене или изменении того или иного государственного регулирования. Заключение направляется лицу, обратившемуся с предложением о проведении экспертизы данного нормативного правового акта, в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт, и (или) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. С итогами проведения экспертизы по федеральным нормативным актам можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития России (в разделе Оценка регулирующего воздействия/ Экспертиза НПА).
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕГУЛИРУЮЩИХ РЕШЕНИЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Для целей обеспечения последовательного внедрения процедуры оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании может быть сформирована специальная рабочая группа из представителей инициативных органов структурных подразделений местной администрации и общественных (экспертных) организаций. В компетенцию группы должна входить подготовка предложений по конструкции оценки регулирующего воздействия в муниципальном образовании, последовательности внедрения ОРВ в процесс принятия решений, ключевым участникам данного процесса, сферам муниципального регулирования и типам муниципальных нормативных правовых актов, в отношении которых применяется процедура оценки регулирующего воздействия и т.д.
В ходе подготовки решения о внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия в процесс принятия решений в муниципальном образовании должны быть определены: Модель (схема) оценки регулирующего воздействия; Участники процедуры оценки регулирующего воздействия:
– регулирующие органы – структурные подразделения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственные за участие в реализации муниципальной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере;
– уполномоченный орган – структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственное за внедрение процедуры ОРВ и выполняющее функции нормативно-правового и информационно-методического обеспечения процедуры ОРВ, а также экспертизу качества оценки регулирующего воздействия в установленной сфере, экспертизу действующих нормативных правовых актов;
– общественные и экспертные организации – участники публичных консультаций.
Иные участники процесса принятия решений в муниципальном образовании, включенные в систему оценки регулирующего воздействия (например, представительный орган муниципального образования); Последовательность процедур и место оценки регулирующего воздействия в нормотворческом процессе.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Ниже рассмотрены возможные модели оценки регулирующего воздействия в муниципальных образованиях.
Централизованная модель (ОРВ-1).
Модель, в рамках которой назначается структурное подразделение исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, ответственное за подготовку заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении определенных типов муниципальных нормативных правовых актов в установленных сферах. Регулирующие органы направляют в уполномоченный орган проекты муниципального регулирования с сопроводительной документацией, на основе которых он проводит оценку. Орган, уполномоченный на проведение ОРВ, при получении на рассмотрение проекта муниципального нормативного правового акта определяет, требуется ли проводить в отношении него оценку регулирующего воздействия, и при положительном решении проводит ОРВ, организуя публичные консультации с представителями затрагиваемых проектом муниципального нормативного правового акта социальных групп. Экспертиза качества ОРВ при этом может осуществляться на независимой основе.
Плюсы модели:
сосредоточение всей работы по ОРВ в одном органе снижает организационные издержки, облегчает проблему обучения сотрудников; процесс легко наблюдаем и контролируем, ОРВ проводится по единому стандарту даже в ситуации недостаточной проработанности методической базы.
Минусы модели:
данная модель не в полной мере соответствует главной цели ОРВ – повысить качество разработки нормативных правовых актов, а значит и ответственность разработчика проекта акта. Жесткая ограниченность времени на проведение ОРВ и публичных консультаций; высокая нагрузка на структурное подразделение местной администрации, ответственное за проведение оценки регулирующего воздействия, и, соответственно, повышенные требования к квалификации сотрудников такого подразделения; низкая вовлеченность в процесс и незаинтересованность других структурных подразделений исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в проведении ОРВ; как результат риск подготовки недостаточно качественных ОРВ из-за невозможности в короткий срок и при недостатке необходимой информации провести полноценный анализ, дискредитация всей системы ОРВ.
Децентрализованная модель (ОРВ-2).
Модель оценки регулирующего воздействия, реализуемая в настоящее время на федеральном и региональном (в том числе в Свердловской области) уровнях. Ответственность за подготовку проекта заключения об оценке регулирующего воздействия возложена на регулирующий орган – разработчик проекта муниципального нормативного правового акта. Одновременно назначается структурное подразделение местной администрации, ответственное за контроль качества заключения об оценке регулирующего воздействия, соблюдения установленных процедур в рамках проведения ОРВ, достоверности используемых данных, корректности расчетов и т.п.
ОРВ проводит орган-разработчик проекта муниципального нормативного правового акта. По итогам проведения оценки орган-разработчик направляет проект нормативного правового акта вместе с подготовленным заключением об ОРВ в уполномоченный орган, ответственный за контроль качества проведения ОРВ, который рассматривает проект акта и подготовленное заключение об ОРВ, и принимает решение о согласовании заключения или необходимости проведения дополнительного анализа разрабатываемого муниципального регулирования с целью выявления положений, оказывающих нежелательное воздействие с точки зрения экономического и социального развития муниципального образования.
Организационно-методическое обеспечение процедур оценки регулирующего воздействия возложено на уполномоченный орган, однако усовершенствованием и (или) детализацией предлагаемых подходов для целей проведения конкретных исследований могут заниматься и иные структурные подразделения местной администрации, а также специально создаваемые советы (рабочие группы) по вопросам ОРВ.
Для обеспечения эффективного проведения публичных консультаций необходимо размещать информацию на едином информационном ресурсе муниципального образования в сети Интернет, посвященном ОРВ.
Плюсы модели:
Большая вовлеченность регулирующих органов местной администрации в процесс и постепенное привитие им культуры подготовки и обоснования принимаемых регулирующих решений; отсутствие жестких временных и информационных ограничений при проведении ОРВ регулирующими органами местной администрации; ОРВ на стадии идентификации проблемы (ранней стадии) позволяет не тратить ресурсы на разработку ненужного регулирования; возможные более длительные сроки проведения публичных консультаций обеспечивают большую вовлеченность заинтересованных сторон; возможность подготовки более качественных ОРВ при условии хорошего методического обеспечения и контроля; возможность охвата практически всех сфер муниципального регулирования.
Минусы модели:
Более высокие организационные и временные затраты по сравнению с централизованной моделью; высокие требования к исходному методическому обеспечению и обучению разработчиков проектов нормативных правовых актов; незаинтересованность регулирующих органов местной администрации в проведении качественных ОРВ может существенно снизить эффективность системы, привести к вырождению ОРВ в формальную процедуру, аналогичную сегодняшней подготовке пояснительной записки к проекту нормативного правового акта и консервации узковедомственного подхода к принятию регулирующих решений.
Выбор основных участников.
Необходимо определить структурные подразделения местной администрации, являющиеся ответственными за проведение процедуры оценки регулирующего воздействия (или ведомством-контролером в моделях ОРВ-2 и ОРВ-3). Такие структурные подразделения местной администрации определяются с учетом отраслевой специфики, имеющегося у них опыта взаимодействия с общественными организациями, проведения публичных консультаций при подготовке регулирующих решений и проведения анализа (мониторинга) результатов реализации принятых решений. К таким органам, как правило, относятся подразделения администрации экономического блока (в том числе отдел/департамент/комитет экономики, финансов, развития конкуренции, инвестиций, поддержки предпринимательства), в компетенцию которых входят вопросы создания конкурентных условий на рынке и предупреждения ограничения конкуренции, поддержки и развития малого бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности, административной реформы, широко вовлеченные в процесс принятия муниципальных решений и активно взаимодействующие с региональными и муниципальными общественными организациями. Общественные и (или) экспертные организации привлекаются с учетом необходимости обеспечения максимального вовлечения представителей предпринимательского и экспертного сообщества в процесс подготовки и принятия регулирующих решений. Критерием выбора общественных и (или) экспертных организаций является способность репрезентативно представлять позицию определенной группы хозяйствующих субъектов в рамках публичных консультаций.