Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Дипломная работа
Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников


Выполнила:

Мортина Кристина Викторовна,

студентка группы ПНК16.Б

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

очной формы обучения

Руководитель:

Балясникова Мария Васильевна

Оценка: _____________________

______________ /Карасева В.П.,

заместитель директора колледжа по учебной работе

Истра

2019

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..5

    1. Сущность познавательной активности младших школьников

    2. Особенности формирования познавательной активности младших школьников

    3. Значение информационных технологий в образовательном учреждении

Глава 2. Применение информационных технологий при формировании познавательной активности младших школьников…………………………...23





    1. Способы выявления уровней познавательной активности младших школьников

    2. Анализ эффективности использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников

Заключение ………………………………………………………………………42

Список используемой литературы ……………………………………………..44

Приложение ……………………………………………………………………...47

Введение

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании способствует реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса [16].


Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании [12].

Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. Информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.

Вместе с тем проблема использования информационных технологий в школе изучена недостаточно. Это обусловлено тем, что информационные технологии сравнительно недавно начали использоваться в образовании.

Объект ВКР: познавательная активность младших школьников.

Предмет ВКР: роль информационных технологий в системе развития познавательной активности младших школьников.

Цель ВКР: изучение значения информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.

Задачи изучения.

  1. Проанализировать сущность познавательной активности младших школьников.

  2. Охарактеризовать особенности формирования познавательной активности младших школьников.

  3. Рассмотреть значение информационных технологий в образовательном учреждении.

  4. Выявить уровень познавательной активности младших школьников.

5) Проанализировать эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников

Методы изучения.

1) теоретический анализ литературы

2) наблюдение

3) анкетирование

4) беседа

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования данного материала на занятиях с детьми младшего школьного возраста преподавателями начальных классов, а также данная работа может быть использована студентами средних профессиональных образовательных учреждений.



Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников



    1. Сущность познавательной активности детей младших школьников



Сегодня обществу необходим человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса, развитого кругозора. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащийся получает образование. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности[4].

Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что, если школьник проявляет познавательную активность, то процесс обучения проходит эффективнее, так же отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность»[1].

В педагогике постоянно поднимается вопрос о субъектной и объектной позиции участников учебного процесса. Принято считать, что традиционно сложившаяся система обучения ставит учащегося в пассивную, принимающую (или объектную) позицию в учебном процессе. В то время как учитель, активно воздействующий на ученика, как правило, является основным организатором (или субъектом) учебно-познавательного процесса. Пассивная позиция учащегося чревата отсутствием интереса, отказом действовать в нестандартных (как учебных, так и внеучебных) ситуациях.


Как следствие этого в ряде психолого-педагогических исследований поставлен вопрос о необходимости формировать у учащихся познавательную активность через познавательный интерес. В последние десятилетия практика педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильиной, В.Ф, Шаталовой и др, доказала, что это не только возможно, но и стимулирует самообразование учащихся [15].

Термины «активность» и «познавательная активность» широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в толкованиях многих ученых. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[18].

Познавательную активность психологи и педагоги изучают также с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. На примере разнообразной деятельности учащихся, сегодня проблема интереса всё шире исследуется, это позволяет учителям, не равнодушным к своей профессии, успешно формировать и развивать интересы учащихся, мотивировать к изучению предмета, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает существенное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Развитие и активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически стараться сделать каждое занятие незабываемым, вызывать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся, и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность школьника, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления [23]. 


Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Эта структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [8].

Дает познавательной активности совершенно особое определение Э.А. Красновский: «Проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»[24 С.54].

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности наглядно показывает, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Основательные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников [6].