Файл: Дипломная работа Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж – филиал ГГТУ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Дипломная работа
Информационные технологии как средство развития познавательной активности младших школьников
Выполнила:
Мортина Кристина Викторовна,
студентка группы ПНК16.Б
по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
очной формы обучения
Руководитель:
Балясникова Мария Васильевна
Оценка: _____________________
______________ /Карасева В.П.,
заместитель директора колледжа по учебной работе
Истра
2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников……………………………………………………………..5
-
Сущность познавательной активности младших школьников -
Особенности формирования познавательной активности младших школьников -
Значение информационных технологий в образовательном учреждении
Глава 2. Применение информационных технологий при формировании познавательной активности младших школьников…………………………...23
-
-
-
Способы выявления уровней познавательной активности младших школьников -
Анализ эффективности использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
-
Заключение ………………………………………………………………………42
Список используемой литературы ……………………………………………..44
Приложение ……………………………………………………………………...47
Введение
Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное направление в образовании способствует реализации идей развивающего обучения, совершенствованию форм и методов организации учебного процесса [16].
Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании [12].
Для эффективной организации образовательного процесса необходимо добиваться оптимального сочетания классических и информационно-технологических приемов и методов обучения, выбираемых с учетом развития пространственных представлений, способностей к аналитико-синтетической деятельности и других индивидуально-психологических особенностей школьников. Информационные технологии позволяют быстро и эффективно организовывать связь «учитель-ученик», одновременно развивая не только познавательные, но и творческие возможности каждого ребенка в коллективном обучении.
Вместе с тем проблема использования информационных технологий в школе изучена недостаточно. Это обусловлено тем, что информационные технологии сравнительно недавно начали использоваться в образовании.
Объект ВКР: познавательная активность младших школьников.
Предмет ВКР: роль информационных технологий в системе развития познавательной активности младших школьников.
Цель ВКР: изучение значения информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.
Задачи изучения.
-
Проанализировать сущность познавательной активности младших школьников. -
Охарактеризовать особенности формирования познавательной активности младших школьников. -
Рассмотреть значение информационных технологий в образовательном учреждении. -
Выявить уровень познавательной активности младших школьников.
5) Проанализировать эффективность использования информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
Методы изучения.
1) теоретический анализ литературы
2) наблюдение
3) анкетирование
4) беседа
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования данного материала на занятиях с детьми младшего школьного возраста преподавателями начальных классов, а также данная работа может быть использована студентами средних профессиональных образовательных учреждений.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников
-
Сущность познавательной активности детей младших школьников
Сегодня обществу необходим человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса, развитого кругозора. Особый вид интереса – интерес к познаниям, или познавательная активность. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащийся получает образование. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности[4].
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что, если школьник проявляет познавательную активность, то процесс обучения проходит эффективнее, так же отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность»[1].
В педагогике постоянно поднимается вопрос о субъектной и объектной позиции участников учебного процесса. Принято считать, что традиционно сложившаяся система обучения ставит учащегося в пассивную, принимающую (или объектную) позицию в учебном процессе. В то время как учитель, активно воздействующий на ученика, как правило, является основным организатором (или субъектом) учебно-познавательного процесса. Пассивная позиция учащегося чревата отсутствием интереса, отказом действовать в нестандартных (как учебных, так и внеучебных) ситуациях.
Как следствие этого в ряде психолого-педагогических исследований поставлен вопрос о необходимости формировать у учащихся познавательную активность через познавательный интерес. В последние десятилетия практика педагогов-новаторов С.Н. Лысенковой, Е.Н.Ильиной, В.Ф, Шаталовой и др, доказала, что это не только возможно, но и стимулирует самообразование учащихся [15].
Термины «активность» и «познавательная активность» широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в толкованиях многих ученых. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[18].
Познавательную активность психологи и педагоги изучают также с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. На примере разнообразной деятельности учащихся, сегодня проблема интереса всё шире исследуется, это позволяет учителям, не равнодушным к своей профессии, успешно формировать и развивать интересы учащихся, мотивировать к изучению предмета, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает существенное влияние на его развитие. Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Развитие и активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически стараться сделать каждое занятие незабываемым, вызывать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся, и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность школьника, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления [23].
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Эта структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности, приемов логического мышления. Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В основе развития познавательной активности, по мнению В.С. Ильина, лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [8].
Дает познавательной активности совершенно особое определение Э.А. Красновский: «Проявление всех сторон личности младшего школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»[24 С.54].
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности наглядно показывает, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. Основательные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся начальных классов и определяют изменения содержания образования, формирование обобщенных способов учебной деятельности и приемов логического мышления. Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности младших школьников [6].