Файл: Окружная научная конференция обучающихся образовательных организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 1931

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа ж.-д. ст. Погрузная

муниципального района Кошкинский Самарской области

ОкружнАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

обучающихся образовательных организаций

СЕВЕРО-ЗАПАДНОго УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

2020/2021 учебный год

Секция «Математические и технические науки»

Предметное отделение: Информатика

Тема: Безопасность в сети Интернет.

Горбунова Дарья Сергеевна,

Класс: 11

Руководитель: Иванова Валентина Владимировна, учитель информатики первой квалификационной категории

ж.-д. ст. Погрузная, 2021 год

Аннотация

Мы живем в век информационных технологий. Компьютер, гаджет, интернет – эти понятия вошли в обиход нашей жизни, мы уже не можем жить без общения в сети. Цель исследовательской работы в том, чтобы изучить самые распространенные контентные риски, сформулировать рекомендации, как избежать информации нежелательного характера, познакомить с этими материалами учеников нашей школы и их родителей, чтобы сделать их пребывание в интернете более безопасным. В ходе исследования изучены самые распространенные контентные риски, выявлен уровень знаний по кибербезопасности учеников нашей школы, составлены рекомендации по кибербезопасности. На основе полученных материалов проведено тематическое занятие с учащимися начальной школы по безопасности в сети интернет, разработаны информационные буклеты по кибербезопасности, которые получили учащиеся нашей школы.


Список ключевых слов

Интернет

Кибербезопасность

Киберугроза

Контентные риски

Вишинг

Кибербуллинг

Троллинг


Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………………….4

2. Основная часть………………………………………………………………………………...6

2.1. Кибербезопасность………………………………………………………………………….6

2.2. Коммуникационные риски общения в социальных сетях………………………………..6

2.3. Информация нежелательного характера. Контентные риски……………………………8

2.4. Фейк в интернете……………………………………………………………………………9


2.5. Законодательство в сфере кибербезопасности …………………………………………..10

3. Практическая часть ……………………………………………………………………….…12

3.1. Анкетирование………………………………………………………………………….….12

3.2. Рекомендации ………………………………………………………………………………13

4. Заключение ……………………………………………………………………………………15

5. Библиографический список ………………………………………………………………….16

Приложения ……………………………………………………………………………………..17
1.Введение

Мы живем в век информационных технологий. Компьютер, гаджет, интернет – эти понятия вошли в обиход нашей жизни, мы уже не можем жить без общения в сети. Через интернет осуществляется сейчас множество разных операций на рабочих местах в организациях, денежные операции при покупках в магазинах, за последние годы появилось большое количество интернет-сервисов различного направления: магазины, дизайн, обучение и т.д. Все вышеперечисленные факты говорят о том, что очень важным сейчас является грамотное, правильное, безопасное использование тех ресурсов, которые открывает интернет перед каждым пользователем.

Среди всех сетевых возможностей самым актуальным является общение по интернету, которое осуществляется через социальные сети и различные мессенджеры. Это удобно, т.к. обмен сообщениями происходит мгновенно, можно обмениваться не только текстовой информацией, но и мультимедийным контентом. Можно общаться с родственниками и знакомыми, живущими очень далеко, быстро узнавать новости о жизни, успехах и неудачах разных людей, следить за их творчеством – это только небольшой перечень тех возможностей, которые использует пользователь сети интернет. Однако, существует и много негативных факторов, которые делают сетевое общение неприятным, несут угрозу психологическому здоровью, финансовому состоянию. Первыми в группе «риска» среди пользователей интернета являются дети, т.к. они не умеют правильно оценивать безопасность информационного контента, но являются самыми активными в социальных сетях.

Наблюдая за школьниками, которые меня окружают, я заметила, что все подростки активно используют интернет, социальные сети в своей повседневной жизни. Возрастные ограничения доступа для большинства ребят не представляют препятствия для регистрации и использования сети, с одобрения родителей, которые не оценивают всей опасности свободного доступа ребенка к интернету, персональные данные меняются, и ребенок отправляется в «свободное плавание» по интернету. Проблема состоит в том, что не все юные пользователи знают об опасностях сети интернет, а сталкиваясь с проявлением интернет-преступлений, не всегда могут себя защитить.



Цель исследования в том, чтобы изучить самые распространенные контентные риски, сформулировать рекомендации, как избежать информации нежелательного характера, познакомить с этими материалами учеников нашей школы и их родителей, чтобы сделать их пребывание в интернете более безопасным.

Задачи проекта:

  1. Изучить самые распространенные контентные риски;

  2. Выявить уровень знаний по кибербезопасности учеников нашей школы;

  3. Сформулировать рекомендации по кибербезопасности;

  4. Провести тематическое занятие с учащимися начальной школы по безопасности в сети интернет;

  5. Разработать информационные буклеты по кибербезопасности и распространить их среди учащихся нашей школы.

Объектом исследования являются негативные факторы сети интернет.

Методы исследования: изучение теоретического материала, анкетирование школьников, эксперимент по выявлению контентных рисков, проведение практического занятия.

Гипотеза исследования: сеть интернет скрывает большое количество контентных рисков; если знакомить учащихся с правилами безопасности в сети интернет начиная с начальной школы, это сделает их сетевое общение безопасным в более старшем возрасте.

Исследование интернет-рисков позволит систематизировать информацию о проблеме, подобрать информационные ресурсы по безопасности в сети интернет, созданные в ходе исследовательской работы буклеты можно тиражировать и распространять среди учащихся и их родителей.

2.Основная часть

2.1. Кибербезопасность.

По данным установочного исследования проекта WEB-Index, в феврале-ноябре 2020 года интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек или 78,1% населения всей страны старше 12 лет. В среднем за день в интернет выходили 87,1 млн человек или 71,1% населения России. Проникновение интернета в России среди более молодого населения (до 44 лет) в 2020 году превысило 90%, а среди самых молодых россиян (12-24 лет) приблизилось к 100%. В группе населения 45-54 лет интернетом хотя бы раз в месяц пользовались 84,2% россиян, а среди самых старших жителей страны (55+ лет) в интернет выходит только половина – 49,7%.[1] В соответствии со статистическими данными, почти 100% россиян 12-24 лет ежедневно подвергаются опасности при неправильном пользовании интернетом.

Понятие кибербезопасности подразумевает под собой совокупность методов,
технологий и процессов, предназначенных для защиты целостности сетей, программ и данных от цифровых атак. Целью кибератак является получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, ее копирование, изменение или уничтожение. Так же могут служить для вымогательства денежных средств у пользователей или нарушения рабочих процессов в компании.  Кибербезопасность может также упоминаться, как компьютерная безопасность или безопасность информационных технологий.

2.2. Коммуникационные риски общения в социальных сетях.

Социальная сеть — это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и коммуницировать между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями.Социальные сети являются одним из востребованных интернет-сервисов для всех поколений пользователей. Первая социальная сеть появилась в 1995 году — портал Classmates.com, на котором можно было найти своих одноклассников, однокурсников или сослуживцев. Кстати, сеть существует и сегодня. Самые популярные сети на сегодняшний момент среди подростков – Вконтакте, TikTok.

Что можно делать в социальных сетях

  • Смотреть новости.

  • Публиковать информацию о себе или любой другой контент.

  • Комментировать публикации других пользователей.

  • Вступать в тематические паблики и сообщества.

  • Общаться с друзьями, знакомиться.

  • Заводить связи, искать работу или сотрудников.

  • Слушать музыку, смотреть видео.

  • Делать покупки. Некоторые соцсети интегрируют собственные платежные системы (например, VK Pay от «ВКонтакте»).

  • Играть в игры.

Сейчас социальные сети — это не только площадки для развлечения и общения. Это также:

  • Рекламные площадки. Социальную сети активно используют рекламодатели, с помощью которой можно показывать рекламу тем, для кого она наиболее актуальна.

  • Инструмент для продвижения личного бренда.

  • Платформа для коммуникации брендов с целевой аудиторией. С помощью социальных сетей бренды повышают узнаваемость, информируют клиентов о различных изменениях. Общаются с клиентами и решают конфликтные ситуации (или не решают, если не умеют правильно отрабатывать негатив).

  • Площадки для продажи товаров и услуг. Некоторые социальные сети предлагают инструменты для создания практически полноценных интернет-магазинов.

  • Инструмент для формирования общественного мнения.


Социальные сети являются одним из инструментов сетевого общения. Это связано с определенными коммуникационными рисками. Примерами коммуникационных рисков могут служить знакомства в сети и встречи с интернет-знакомыми, интернет-хулиганство: преследование, запугивание и оскорбления, незаконные контакты и пр. С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в мобильных сервисах, чатах, онлайн-мессенджерах (Skype и др.), социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д.

Виды рисков:

  • Вишинг – назван по аналогии с фишингом- распространенным сетевым мошенничеством. Сходство названий подчеркивает тот факт, что принципиальной разницы между фишингом и вишингом нет. Основное отличие вишинга в том, что так или иначе задействуется телефоном. Типичный пример фишинга, когда клиенты какой-либо платежной системы получают сообщения по электронной почте якобы от администрации или службы безопасности данной системы с просьбой указать свои счета, пароли и т.п. При этом ссылка в сообщении ведет на поддельный сайт, на котором и происходит кража информации. Сайт этот уничтожается через некоторое время, и отследить его создателей в интернете достаточно сложно.

  • Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет – сервисов. Английское слово «буллинг» обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя), где размещают лживый и унизительный контент.

  • Киберпреследование – это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет - коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать также формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет – троллинг) и социальное бойкотирование.

  • Троллинг – намеренная провокация про помощи оскорблений или некорректной лексики на интернет – форумах и в социальных сетях. Тролли будут лично нападать на жертву и стараться унизить ее. Основная задача троллинга – разозлить жертву и заставить ее прибегнуть, так же как и сам тролль, к оскорблениям и некорректной лексике. Тролли могут тратить долгое время в поисках особенно уязвимой жертвы. Как правило, тролли получают положительные эмоции за счет унижения других.