Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.












































Содержание


Введение 2

1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4

1.1 Информационные технологии на уроках в начальной школе 4

1.2 Значение формирования экологических знаний у младших школьников 12

1.3 Использование информационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 16

1.4 Особенности и методика формирования экологических знаний у учащихся начальной школы 21

2 Экспериментальная работа по формирования знаний об окружающем мире у учащихся начального класса через современные информационные технологии 24

2.1 Выявление уровня природоведческих знаний у учащихся 3-го "В" класса 24

2.2 Организация и методика использования современных информационных технологий на уроках окружающего мира в 3 "В" классе 29

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 33

3 Совершенствование экологического образования на основе внедрения новых информационных технологий 38

3.1 Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании 38

3.2 Использование экологических интернет-ресурсов в образовательном процессе 47

Заключение 51

Список используемой литературы 53




Введение
Актуальность исследования. Введение нового стандарта в практику работы начальной школы учебного года повлекло за собой не столько изменение содержания обучения, сколько принципиально новые подходы к его построению, что отразилось как в урочной, так и внеурочной деятельности.


Формирование экологических знаний является одним из ведущих учебных процессов в начальной школе. Они являются неотъемлемой частью процесса обучения, который в свою очередь является частью процесса встроенного и гармонического развития личности. Формирование системы экологических знаний способствует развитию экологической культуры личности учащегося, развитию познавательных процессов, речи, коммуникативных и других навыков учащегося. Этот процесс требует хорошо продуманной организации планов уроков и внеклассных мероприятий, правильного выбора методов, методических приемов и средств обучения, грамотной организации всей работы учащихся, связанной с их учебной деятельностью.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей; формирование практических умений и навыков учебного труда.

Исходя из вышесказанного, мы определили тему исследования:

"Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников".

Проблема исследования: каковы пути формирования экологических знаний учащихся на уроках окружающего мира.

Цель исследования: изучение использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологических знаний.

В ходе исследования мы планируем решить следующие задачи:

- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме дипломной работы;

- Изучить и реализовать в практической деятельности, на уроках окружающего мира.

- Изучить методику использования современных информационных технологий на уроках в начальной школе

- Разработать и апробировать конспекты уроков с использованием ИКТ, способствующих формированию знаний об окружающем мире.

- Проанализировать результат педагогического исследования и сделать вывод.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: организация и методика использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологических знаний у младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагаю, что если на уроках окружающего мира будут использоваться современные информационные технологии, то это повысит уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету

"Окружающий мир" и воспитает бережное отношение к природе у младших школьников.


Методы исследования:

- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

- Наблюдение за учащимися на уроках окружающего мира.

- Анкетирование учащихся.

- Тестирование на основе имеющихся знаний у учащихся.

- Педагогический эксперимент.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Педагогический эксперимент проходил на базе общеобразовательной школы №24 города Жезказган , в 3 "В" классе.

1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Информационные технологии на уроках в начальной школе
Применение информационных технологий в обучении является одним из самых современных приемов активизации деятельности, учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Компьютеры в качестве учителя малоэффективно, в роли помощника учителя неоценимы. Особенно полезен компьютер в качестве базы для наглядного обучения тренажёра для контроля на уроках в начальной школе.

Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.

Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе.

Учащиеся, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.


В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.

Родители и педагоги обязаны научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

Поэтому одна из главных целей обучения - это развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Главными преимуществами компьютера перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего.

Применение компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов компьютер обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Применение компьютеров в процессе обучения в начальной школе: создает определенный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала.

Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку: активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность.

Возможности компьютера в урочной и внеурочной деятельности довольно разнообразны:

- текстовый процессор используют для записи математических, физических и химических формул;

- создают схемы и диаграммы, кроссворды, ребусы для учебных проектов;

- внедряют графические объекты в текстовые документы;

- используют нестандартные шрифты при оформлении учебных работ;

- выполняют простейшие чертежи для иллюстрирования работ;

- иллюстрируют учебные работы творческого характера
;

- создают интерактивные документы с обратной связью, которые можно использовать для тестирования знаний учащихся.

Существует большое количество компьютерных программ таких как:

- "Power point";

- "Перволого";

- "Кирил и Мефодий";

- "Проверь себя: Азбука-1";

- "Бибигон";

- "Карусель",

Сложность определяется тем, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими традиционными методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но информационные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно (Например, передачи). Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации (Например, мультфильм "Ледниковый период"), звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации (особенно по ОБЖ), имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов) к ним относятся такие передачи, как "Планета Земля", "В мире животных", "Живая планета", "National Geographic", Discovery channel, Галилео, "Уроки тетушки Совы"); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Рассмотрим средства достижения эффективности учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий.