Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 2
1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4
1.1 Информационные технологии на уроках в начальной школе 4
1.2 Значение формирования экологических знаний у младших школьников 12
1.3 Использование информационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 16
1.4 Особенности и методика формирования экологических знаний у учащихся начальной школы 21
2 Экспериментальная работа по формирования знаний об окружающем мире у учащихся начального класса через современные информационные технологии 24
2.1 Выявление уровня природоведческих знаний у учащихся 3-го "В" класса 24
2.2 Организация и методика использования современных информационных технологий на уроках окружающего мира в 3 "В" классе 29
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 33
3 Совершенствование экологического образования на основе внедрения новых информационных технологий 38
3.1 Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании 38
3.2 Использование экологических интернет-ресурсов в образовательном процессе 47
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Введение
Актуальность исследования. Введение нового стандарта в практику работы начальной школы учебного года повлекло за собой не столько изменение содержания обучения, сколько принципиально новые подходы к его построению, что отразилось как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Формирование экологических знаний является одним из ведущих учебных процессов в начальной школе. Они являются неотъемлемой частью процесса обучения, который в свою очередь является частью процесса встроенного и гармонического развития личности. Формирование системы экологических знаний способствует развитию экологической культуры личности учащегося, развитию познавательных процессов, речи, коммуникативных и других навыков учащегося. Этот процесс требует хорошо продуманной организации планов уроков и внеклассных мероприятий, правильного выбора методов, методических приемов и средств обучения, грамотной организации всей работы учащихся, связанной с их учебной деятельностью.
Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей; формирование практических умений и навыков учебного труда.
Исходя из вышесказанного, мы определили тему исследования:
"Использование современных технологий как средства формирования экологических знаний у младших школьников".
Проблема исследования: каковы пути формирования экологических знаний учащихся на уроках окружающего мира.
Цель исследования: изучение использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологических знаний.
В ходе исследования мы планируем решить следующие задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме дипломной работы;
- Изучить и реализовать в практической деятельности, на уроках окружающего мира.
- Изучить методику использования современных информационных технологий на уроках в начальной школе
- Разработать и апробировать конспекты уроков с использованием ИКТ, способствующих формированию знаний об окружающем мире.
- Проанализировать результат педагогического исследования и сделать вывод.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: организация и методика использования ИКТ на уроках окружающего мира с целью формирования экологических знаний у младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаю, что если на уроках окружающего мира будут использоваться современные информационные технологии, то это повысит уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету
"Окружающий мир" и воспитает бережное отношение к природе у младших школьников.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
- Наблюдение за учащимися на уроках окружающего мира.
- Анкетирование учащихся.
- Тестирование на основе имеющихся знаний у учащихся.
- Педагогический эксперимент.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Педагогический эксперимент проходил на базе общеобразовательной школы №24 города Жезказган , в 3 "В" классе.
1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1 Информационные технологии на уроках в начальной школе
Применение информационных технологий в обучении является одним из самых современных приемов активизации деятельности, учащихся как на уроке, так и во внеурочное время. Информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Компьютеры в качестве учителя малоэффективно, в роли помощника учителя неоценимы. Особенно полезен компьютер в качестве базы для наглядного обучения тренажёра для контроля на уроках в начальной школе.
Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.
Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Учитывая, что основным видом деятельности детей 7-9 лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет ребенку в обучении и появится положительная мотивация усвоения знаний.
Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Но, как мы знаем у детей различные уровни мышления. Поэтому учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности могут при помощи компьютера знакомиться с новым материалом, получая новые сведения или углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности.
Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе.
Учащиеся, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Таким образом, применение компьютера в обучении школьников начальных классов представляется целесообразным.
Родители и педагоги обязаны научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Поэтому одна из главных целей обучения - это развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Главными преимуществами компьютера перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего.
Применение компьютера дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов компьютер обеспечивает возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.
Применение компьютеров в процессе обучения в начальной школе: создает определенный эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии творческого начала.
Использование различных форм и приемов работы с персональным компьютером позволяет ребенку: активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает увидеть новое решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат его творческой деятельности приобретает большую выразительность.
Возможности компьютера в урочной и внеурочной деятельности довольно разнообразны:
- текстовый процессор используют для записи математических, физических и химических формул;
- создают схемы и диаграммы, кроссворды, ребусы для учебных проектов;
- внедряют графические объекты в текстовые документы;
- используют нестандартные шрифты при оформлении учебных работ;
- выполняют простейшие чертежи для иллюстрирования работ;
- иллюстрируют учебные работы творческого характера
;
- создают интерактивные документы с обратной связью, которые можно использовать для тестирования знаний учащихся.
Существует большое количество компьютерных программ таких как:
- "Power point";
- "Перволого";
- "Кирил и Мефодий";
- "Проверь себя: Азбука-1";
- "Бибигон";
- "Карусель",
Сложность определяется тем, что, с одной стороны, необходимо стремиться к развитию творческих способностей детей, а с другой - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме. Основная цель этих занятий научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои идеи с помощью компьютера.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими традиционными методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но информационные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно (Например, передачи). Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации (Например, мультфильм "Ледниковый период"), звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации (особенно по ОБЖ), имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов) к ним относятся такие передачи, как "Планета Земля", "В мире животных", "Живая планета", "National Geographic", Discovery channel, Галилео, "Уроки тетушки Совы"); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Рассмотрим средства достижения эффективности учебно-воспитательного процесса с использованием информационных технологий.