Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 345

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
трс)есть не что иное, как mps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (— трс/mps).



В нашем примере он равен -4 (-0,8 / (1 - 0,8) = -0,8 / 0,2 = -4).

Мультипликатор налогов это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличе­нии) налогов на единицу.



Следует обратить внимание на два момента:

• мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов — к росту совокупно­го дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 долл. (ΔŤх = —100) привело к увеличению совокупного дохода на 400 долл.:



• по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения го­сударственных закупок и налогов. Например, если при трс = 0,8 и государ­ственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государст­венных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл.:



а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл.:



В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т.е. на вели­чину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что муль­типликатор сбалансированного бюджета равен единице.
Влияние трансфертов
Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказы­вают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потреби­тельских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода
, что при неизменной вели­чине налогов означает изменение располагаемого дохода). Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается также на 100 долл. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребле­ние увеличится на 80 долл.:



а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:



то совокупный доход увеличится на 400 долл.:



Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода со­ставляет не 500 долл., а только 400 долл.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфер­тов означает изменение располагаемого дохода:



Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в со­ответствии с величиной предельной склонности к потреблению:



а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:



Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна



Таким образом, величина простого мультипликатора любого инстру­мента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбереже­нию) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных нало­гов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов это коэффициент, который показыва­ет на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.



По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов ра­вен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а рас­ходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.



Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширя­ют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство едини­цы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.
12.3. Виды фискальной политики
Стимулирующая и сдержива­ющая фискальная политика
Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для ста­билизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделя­ют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.2, а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

• увеличение государственных закупок;

• снижение налогов;

• увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.2, в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегре­ве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией (рис. 12.2, б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

• сокращение государственных закупок;

• увеличение налогов;

• снижение трансфертов.



Рис. 12.2.Воздействие фискальной политики на экономику
Дискреционная и автоматическая фискальная политика
В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной полити­ки на экономику различают фискальную политику: дискреционную и авто­матическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государствен­ном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабили­заторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабили­зирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам относятся:

• подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

• косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

• пособия по безработице;

• пособия по бедности.

В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фер­мерам.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень де­ловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Тх = tx Y) уменьшается, а при "перегреве" экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. При этом став­ка налога остается неизменной. Однако налоги — это изъятия из экономи­ки, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при "перегреве" максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически "остужа­ется" при "перегреве" и "подогревается" при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный по­доходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступле­ния от косвенных налогов —
изъятия из экономики — сокращаются. При "перегреве", наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике растет, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Ста­билизация экономики происходит автоматически.

Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматиче­скими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивает­ся при спаде — по мере того, как люди начинают терять работу, стано­вясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, — и сокращаются при буме, когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата спо­собствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецессии. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.

Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита го­сударственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период "перегрева".

Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необ­ходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают ме­нее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискаль­ной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфля­ционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью .дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.

Основным недостатком стимулирующей фискальной политики являет­ся эффект вытеснения (crowding-out effect) частных инвестиций42. Дело в том, что рост государственных расходов или снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска, что вызы­вает рост спроса на деньги для обеспечения возможности покупки увели­чившегося количества товаров и услуг. Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются