Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• возникает угроза долгового кризиса.
Тема 12. Фискальная политика
12.1. Цели и инструменты фискальной политики
Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздейст­вия на экономику с помощью изменения вели­чины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стаби­лизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание:

• стабильного уровня совокупного объема вы­пуска (ВВП);

• полной занятости ресурсов;

• стабильного уровня цен.

Фискальную политику проводит правительст­во. Ее инструменты воздействуют как на совокуп­ный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).

Инструментами фискальной политики высту­пают расходы и доходы государственного бюджета:

• государственные закупки;

• налоги;

• трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюд­жета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных, закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдержива­ет производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.
12.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное
воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет вели­чину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов оз­начают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и ин­вестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоря­жении фирм) расходов.

Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокуп­ный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на эко­номику с эффектом мультипликатора.

Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы од­ного экономического агента превращаются в дополнительные доходы дру­гого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расхо­дование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изме­нение расходов.
Влияние государственных закупок
Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учи­телю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. ΔG = 100 долл. Продавец товара или ус­луги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его рас­полагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономиче­ский агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следу­ющим образом: "Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход"

38. Отношение прироста потреб­ления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потребле­нию (marginal propensity to consume — mpc).



Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал пре­дельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save — mps)39.



Очевидно, что сумма трс и mpsравна единице.



Величины трс и mpsдля каждой страны достаточно стабильны (неиз­менны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и куль­турными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение по­требления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что трс = 0,8, a mps= 0,2.

Когда государство увеличивает свои закупки на 100 долл., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 долл., из которого 80 долл. он потратит на увеличение потребления и 20 долл. — на увеличение сбережений. Потратив 80 долл., он создаст дополни­тельный доход другому агенту, из которого последний 64 долл. (80 х 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 долл. (80 х 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 долл. дополнительного дохода продавец также по­тратит на дополнительные потребление (51,2 долл.) и сбережения (12,8 долл.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть пред­ставлен в виде пирамиды (рис. 12.1).


Рис. 12.1. Механизм эффекта мультипликатора
Общий прирост совокупного дохода (ДУ) в результате роста государствен­ных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:



А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на пре­дельную склонность к потреблению (трс), то изменение совокупного дохода равно



В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрес­сию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (
трс < 1), сумма которой равна 1/(1 - трс). В результате



Подставим численные значения:



Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 долл. совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 - трс) называется мультипликатором автономных расходов40 тиltA(в данном случае государст­венных закупок41multG, но по этой же формуле рассчитывается мультип­ликатор автономных потребительских (multc) и автономных инвестицион­ных (multI) расходов):



Мультипликатор автономных расходов это коэффициент, который по­казывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при рос­те (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.



соответственно



Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расхо­дов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных рас­ходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

Влияние налогов
Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объ­ясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спро­са), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских рас­ходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Ťх), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ве­дет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что распо­лагаемый доход Ydравен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов, т.е. Yd = Y — Ťх.) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, напри­мер, автономные налоги сокращаются на 100 долл., то располагаемый доход уве­личивается на 100 долл. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если трс = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 долл. потребление увеличивается на 80 долл. (100 х 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 — 0,8) = 1/0,2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 долл. со­ставит 400 долл. (ΔY = ΔС х 1/(1 - трс) = 80 х 5 = 400), а не 500 долл., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 долл., т.е. мультип­ликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор на­чинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометриче­ской прогрессии будет не 100, а 80).

Определим формулу мультипликатора автономных налогов. Налоги дей­ствуют на совокупный спрос через изменение прежде всего потребительских расходов. Поскольку

(1)

при этом



то

(2)

Подставим формулу (2) в формулу (1) и, несколько перегруппировав, получим


Величина [— трс/(1 — трс)]и есть мультипликатор автономных налогов. Поскольку (1 —