Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 348
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• возникает угроза долгового кризиса.
Тема 12. Фискальная политика
12.1. Цели и инструменты фискальной политики
Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.
Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, — поддержание:
• стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
• полной занятости ресурсов;
• стабильного уровня цен.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
• государственные закупки;
• налоги;
• трансферты.
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных, закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.
12.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:
Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое и непосредственное
воздействие на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домохозяйств) и инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.
Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М. Кейнсом и его последователями, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает доход следующего агента и т.д. В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение расходов.
Влияние государственных закупок
Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок на совокупный спрос. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. ΔG = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: "Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход"
38. Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume — mpc).
Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save — mps)39.
Очевидно, что сумма трс и mpsравна единице.
Величины трс и mpsдля каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.
Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что трс = 0,8, a mps= 0,2.
Когда государство увеличивает свои закупки на 100 долл., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 долл., из которого 80 долл. он потратит на увеличение потребления и 20 долл. — на увеличение сбережений. Потратив 80 долл., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 долл. (80 х 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 долл. (80 х 0,2 = 16) — на прирост сбережений. Полученные 64 долл. дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление (51,2 долл.) и сбережения (12,8 долл.). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть представлен в виде пирамиды (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Механизм эффекта мультипликатора
Общий прирост совокупного дохода (ДУ) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:
А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению (трс), то изменение совокупного дохода равно
В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (
трс < 1), сумма которой равна 1/(1 - трс). В результате
Подставим численные значения:
Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 долл. совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 - трс) называется мультипликатором автономных расходов40 тиltA(в данном случае государственных закупок41 — multG, но по этой же формуле рассчитывается мультипликатор автономных потребительских (multc) и автономных инвестиционных (multI) расходов):
Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов (А) на единицу.
соответственно
Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.
Влияние налогов
Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских расходов.
Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Ťх), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что располагаемый доход Ydравен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов, т.е. Yd = Y — Ťх.) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на 100 долл. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если трс = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 долл. потребление увеличивается на 80 долл. (100 х 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 — 0,8) = 1/0,2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 долл. составит 400 долл. (ΔY = ΔС х 1/(1 - трс) = 80 х 5 = 400), а не 500 долл., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 долл., т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).
Определим формулу мультипликатора автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение прежде всего потребительских расходов. Поскольку
(1)
при этом
то
(2)
Подставим формулу (2) в формулу (1) и, несколько перегруппировав, получим
Величина [— трс/(1 — трс)]и есть мультипликатор автономных налогов. Поскольку (1 —