Файл: Конспект лекций по дисциплине макроэкономика оглавление тема предмет и методологические принципы.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года). Таким образом, инфлирование и дефлирование — это по сути одна и та же операция, позволяющая получить реальный ВВП из номинального путем деления номинального ВВП на дефлятор, который может быть больше единицы (дефлирование) или меньше единицы (инфлирование).
ТЕМА 3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (МОДЕЛЬ AD-AS)
3.1. Совокупный спрос и его факторы
Основными понятиями в макроэкономике выступают совокупный спрос и совокупное предложение, а основной (базовой) макроэкономической моделью — модель "совокупного спроса — совокупного предложения" (модель AD-AS).
Эта модель позволяет:
выяснить условия макроэкономического равновесия;
определить величину равновесного объема выпуска и равновесного уровня цен;
объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике;
показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения;
описать последствия разных вариантов экономической политики государства.
Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос (aggregate demand — AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и
иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:
• спрос домохозяйств — потребительский спрос (consumption demand — С);
• спрос фирм — инвестиционный спрос (investment demand — I);
• спрос со стороны государства — государственные закупки товаров и услуг (government spending — G);
• спрос иностранного сектора — чистый экспорт (demand for net export — Xn).
Поэтому формула совокупного спроса имеет вид
Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит, прежде всего, от уровня цен.
Величина совокупного спросапредставляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.
Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен.
На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска — реальный ВВП — Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (в долларах, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат — общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (P
1)величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других.
Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса (кривая AD)не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, "так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые — остаются без изменения.
Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.
Отрицательный наклон кривой ADобъясняется следующими эффектами:
• эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных запасов (real money balances effect) — эффектом Пигу (названным в честь известного английского экономиста, коллеги Дж.М. Кейнса по Кембриджской школе, ученика и последователя А. Маршалла профессора Артура Пигу (Arthur Pigou), который ввел в научный оборот понятие "реальные денежные запасы" (real money balances)). Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):
и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные финансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью — акции и облигации). Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен
(Р) повышается, покупательная способность номинального богатства (М) (т.е. величина реальных денежных запасов — реального финансового богатства — М/Р) падает. Это означает, что на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы (С), а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки
• эффектом процентной ставки, (interest rate-effect), или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет "цена" денег (цена кредита), т.е. ставка процента (R)9. Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки
Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы, поскольку кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса;
• эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта (netexport effect) — эффектом Манделла—Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Iт) увеличивается. В результате чистый экспорт (Хп) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (
AD) уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой
Таким образом, зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая ADдолжна иметь отрицательный наклон.
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD.
Неценовые факторы совокупного спроса
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что величина: совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, т.е. происходит сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая ADсдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Рассмотрим их.
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:
• уровень благосостояния, или величина богатства (wealth — Ω). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства (изменение которой в данном случае не должно обусловливаться изменением уровня цен), тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая ADсдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.
Воздействие изменения уровня благосостояния как неценового фактора, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой AD;
• уровень текущего дохода (yield, income — Y). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой ADвправо);
• ожидания потребителей, которые включают:
ожидания изменения дохода в будущем (expected income — Ye) — если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой ADвправо),
ожидания изменения уровня цен (expected inflation — π
ТЕМА 3. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (МОДЕЛЬ AD-AS)
3.1. Совокупный спрос и его факторы
Основными понятиями в макроэкономике выступают совокупный спрос и совокупное предложение, а основной (базовой) макроэкономической моделью — модель "совокупного спроса — совокупного предложения" (модель AD-AS).
Эта модель позволяет:
выяснить условия макроэкономического равновесия;
определить величину равновесного объема выпуска и равновесного уровня цен;
объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике;
показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения;
описать последствия разных вариантов экономической политики государства.
Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос (aggregate demand — AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и
иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:
• спрос домохозяйств — потребительский спрос (consumption demand — С);
• спрос фирм — инвестиционный спрос (investment demand — I);
• спрос со стороны государства — государственные закупки товаров и услуг (government spending — G);
• спрос иностранного сектора — чистый экспорт (demand for net export — Xn).
Поэтому формула совокупного спроса имеет вид
Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит, прежде всего, от уровня цен.
Величина совокупного спросапредставляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.
Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен.
На графике по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска — реальный ВВП — Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (в долларах, рублях и т.п.), т.е. это стоимостной показатель, а по оси ординат — общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (P
1)величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других.
Рис. 3.1. Кривая совокупного спроса
Кривая совокупного спроса (кривая AD)не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, "так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые — остаются без изменения.
Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.
Отрицательный наклон кривой ADобъясняется следующими эффектами:
• эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных запасов (real money balances effect) — эффектом Пигу (названным в честь известного английского экономиста, коллеги Дж.М. Кейнса по Кембриджской школе, ученика и последователя А. Маршалла профессора Артура Пигу (Arthur Pigou), который ввел в научный оборот понятие "реальные денежные запасы" (real money balances)). Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):
и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные финансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью — акции и облигации). Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен
(Р) повышается, покупательная способность номинального богатства (М) (т.е. величина реальных денежных запасов — реального финансового богатства — М/Р) падает. Это означает, что на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы (С), а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки
• эффектом процентной ставки, (interest rate-effect), или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет "цена" денег (цена кредита), т.е. ставка процента (R)9. Удорожание кредита, который в первую очередь берут фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки
Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы, поскольку кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса;
• эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта (netexport effect) — эффектом Манделла—Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Iт) увеличивается. В результате чистый экспорт (Хп) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (
AD) уменьшается. Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой
Таким образом, зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая ADдолжна иметь отрицательный наклон.
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD.
Неценовые факторы совокупного спроса
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос. Это означает, что величина: совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен, т.е. происходит сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая ADсдвигается вправо, если сокращается, то она сдвигается влево.
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов. Рассмотрим их.
Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:
• уровень благосостояния, или величина богатства (wealth — Ω). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства (изменение которой в данном случае не должно обусловливаться изменением уровня цен), тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая ADсдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.
Воздействие изменения уровня благосостояния как неценового фактора, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой AD;
• уровень текущего дохода (yield, income — Y). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой ADвправо);
• ожидания потребителей, которые включают:
ожидания изменения дохода в будущем (expected income — Ye) — если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой ADвправо),
ожидания изменения уровня цен (expected inflation — π