Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия ягту 15. 03. 02 011кр работу выполнил студент гр. Зтмо11 Попов А. И.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следовательно, Каким образом возможна математика как наука? Математика возможна как наука за счет всеобщности и необходимости знаний математики. Это обеспечивается за счет категорий пространства и времени, которые являются базисом геометрии и арифметики, и априорными формами чувственности.
Трансцендентное - это то, что находится вне сознания и недоступно для восприятия сознанием.
Трансцендентальное - то, что имманентно сознанию, доступно познанию. Например, в агностицизме считается, что истина недостижима. Следовательно, можно сказать, что они исходят из принципа трансцендентальности истины.Объектом исследования "Трансцендентальной эстетики" является чувственность.
Чувственность Кант рассматривает как способность представлять предметы за счет того, что материальные предметы на нас воздействуют. Кант также вводит понятия созерцание - это чувственные представления, которые образуются за счет воздействия предметов и вещей, которые существуют вне чувственности, на нас.Значит, с точки зрения Канта вещи даны познающему субъекту в чувственности. Однако, Кант выделяет такое понятие, как вещь в себе.
Вещь в себе - вещи, которые существуют сами по себе, независимо от чувственности и сознания. Такие вещи в себе по Канту непознаваемы. Познанию подлежат явления. Явления - чувственные образы предметов.
Так Кант разграничивает действительность на:
-
Мир в себе - непознаваемый мир -
Мир явлений - познаваемый мир
В разделе "Трансцендентальная аналитика" произведения "Критики чистого разума" Кант приводит свое учение о рассудке. Здесь Кант отвечает на второй вопрос - как возможно естествознание как наука? По мнению Канта, подобно тому, как есть априорные формы чувственности, также есть и априорные формы рассудка. Такими априорными началами рассудка являются понятия и основоположения. Поэтому в "Трансцендентальной аналитике" выделяется две части:аналитика понятий и аналитика основоположений.
Понятия нужны для того, чтобы были возможны суждения рассудка. Рассудок, по мнению Канта - это способность к суждениям за счет понятий. Кант выделяет чистые рассудочные понятия - это такие понятия, которые не зависят от опыта. Такие чистые понятия Кант считал категориями. Кант выделял четыре группы таких суждений:
Рисунок 2 – Суждения И. Канта
Кант считал, что категории являются предикатами этих суждений. Кант выделил систему из 12 категорий, которые разбил на 4 группы.
Таблица 1 – Категории суждений И. Канта
Категории количества | Категории качества | Категории отношения | Категории модальности |
1.единство | 1.реальность | 1.субстанция и принадлежность | 1.возможности и невозможности |
2.множество | 2.отрицание | 2.причины и следствия | 2.существование и несуществование |
3.совокупность | 3.ограничение | 3.взаимодействия | 3.необходимость и случайность |
Кант фактически утверждает, что вещи, существуют сами по себе вне нашей чувственности и сознания. Эти вещи влияют на нашу чувственность. Это воздействие приводит к представлениям. А наше сознание упорядочивает поток чувственных представлений: с помощью категорий пространства и времени. Пространство и время как априорные формы чувственности находятся в сознании трансцендентального субъекта. Таким образом, по мнению Канта, пространство и время составляют определенную пространственно - временную сетку, которую трансцендентальный познающий субъект накладывает на поток чувственных представлений. За счет этого происходит упорядочивание этих чувственных впечатлений. А дальше упорядоченные впечатления сводятся к определенному единству за счет наложения категорий.
Таким образом, по мнению Канта, знание в естествознании есть сочетание формы и содержания. Знание в естественных науках чувственно по содержанию, так как получено из экспериментов, и априорно по форме, так как опирается на систему категорий и основоположений, которые также являются априорными.
-
Антиномии И. Канта
Кант использовал понятие «антиномия» для оправдания основного тезиса своей философии, согласно которому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, так как делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:
-
Мир конечен — мир бесконечен. -
Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого. -
В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность. -
Существует первопричина мира (Бог) — не существует первопричины мира.
Кант объясняет «антиномию» как противоречие, в которое теоретический разум (нем. Vernunft) впадает в противоречие сам с собою или собственно с рассудком (нем. Verstand), когда он идею абсолютного относит к миру как совокупности всех явлений. Отсюда именно являются противоречивые законы и мнимоосновательные теории, ведущие к принятию положений, или не удовлетворяющих беспредельным требованиям нашего разума, или непостижимых для нашего рассудка.
Как мы уже видели, антиномии обнимают следующие вопросы: конечны ли или бесконечны — вселенная, пространство, время? Имеются ли неделимые атомы, или материя может делиться до бесконечности? Существует ли только необходимость в природе, или возможна также свободная случайность? Так как антиномия в данном случае состоит в том, что можно привести одинаковое число доказательств как в пользу утвердительного, так и отрицательного ответа на эти вопросы, то разрешение антиномии необходимо приводит к выводу, что человеческое познание в последних встречает преграду, которой ни перешагнуть, ни победить не может.
По Канту, мы знаем о пространстве, времени, материи, причине и т. д. только как о явлениях (феноменах), но ничего не знаем: каковы они сами в себе (ноумены). Поэтому мы должны отказаться от догматического изучения этих вопросов; идея абсолютного и бесконечного имеет только значение регулирующего принципа, то есть она сама не служит источником расширения знания, а только руководящею нитью для всё более и более прогрессирующего расширения знания. Помимо антиномий чистого разума, Кант сформулировал ряд принципиальных антиномий морального, религиозного и эстетического сознания.
Гегель отметил важность значения кантовских антиномий, поскольку они отражают диалектический характер его взглядов. Антиномии, или противоречия, по его утверждению, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях».
Антиномии Канта не являются «антиномиями» в смысле современной формальной логики, поскольку обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. На рубеже 19 и 20 веков в логике и математике (Теория множеств) был обнаружен ряд подлинных антиномий, что явилось одной из причин активизации исследований по основаниям логики и математики.
-
Этика И. Канта: понятия «практического разума», «категорического императива»
4.1. Этика И. Канта: Понятие «практического разума»
В понимании этики как своеобразной и даже -- в известном смысле -- высшей «гносеологии» был зародыш действительно новой, и притом значительной, мысли. Кант вводит мысль о первенстве «практического» разума над «теоретическим».
«Всякий интерес,- утверждает Кант,- в конце концов есть практический, и даже интерес спекулятивного разума обусловлен и приобретает полный смысл только в практическом применении». Тем самым немецкий классический идеализм перешел от рассмотрения действительности только в качестве предмета созерцательного познания к рассмотрению того, что вносится в нее и в ее познание самим познающим субъектом.
Первое систематическое изложение этики Кант предпринял в книге "Основы метафизики нравов", которая увидела свет в 1785 году. Почему Кант не назвал свой труд "критикой" по аналогии с "Критикой чистого разума"? Он объяснял это тем, что в этике дело обстоит проще, чем в гносеологии, здесь для разума не уготовано такое количество диалектических ловушек, как в области теории, здесь и самый обыденный рассудок легко может достигнуть высокой степени правильности без какой-либо особой критики.
С другой стороны, подобная критика, по мнению Канта, будет завершенной только тогда, когда окажется возможным показать единство практического и теоретического разума (то есть нравственности и науки), а в 1785 году Кант считал, что он еще не в состоянии решить подобную задачу. Как только она оказалась ему по плечу, он сел за "Критику практического разума". Книга вышла в свет в 1788 году.
В этих работах изложены лишь начала кантовского учения о нравственности; в завершенном виде оно предстанет в поздних произведениях. Построение этого сочинения обнаруживает черты, параллельные построению «Критики чистого разума», не говоря уже об общей для обеих «Критик» гносеологической основе. Наконец, опираясь на развитое в обоих этих трактатах обоснование этики, Кант излагает - в «Метафизике нравственности» - уже систему своих этических воззрений.
Теорию познания Кант вынашивал долгие годы, в результате она возникла как целое, была изложена строго, стройно, систематически. С теорией морали дело казалось проще, но оказалось сложнее: только в преклонном возрасте Кант создал труд, где все было додумано до конца, - "Метафизика нравов".
Продолжая традицию европейского свободомыслия, Кант порвал с религиозным обоснованием морали: не заповеди бога, а долг перед человечеством заставляет нас вести себя нравственно. Однако все то, что Кант ниспроверг в "Критике чистого разума" как абсолютно недоказуемое - бессмертие души, свобода воли, бытие бога, - восстанавливается в "Критике практического разума" как постулаты, которые хотя и не расширяют нашего знания, но в общем "дают разуму право на такие понятия, обосновать даже возможность которых он иначе не мог бы себе позволить".
В своей теории этики Кант утверждает примат практического разума над собственно теоретическим, главенство деятельности над познанием. В широком смысле слова в практическую сферу своего учения он относит этику, учение о государстве и праве, философию истории и религии. Но в узком смысле термина практический разум у Канта означает разум законодательствующий, а значит, создающий принципы и правила морального поведения.
Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас. Кант учит, что существуют "вещи в себе", не зависящие от познающего субъекта. Если бы Кант последовательно проводил этот взгляд, то он пришел бы к материализму. Но в противоречии с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы. Иными словами, он выступил как сторонник агностицизма. Агностицизм приводит его к идеализму.
Идеализм Канта выступает в форме априоризма, учения о том, что основные положения всякого знания являются доопытными, априорными формами рассудка.
Пространство и время, по Канту, являются не объективными формами существования материи, а всего лишь формами человеческого сознания, априорными формами чувственного созерцания. Кант ставил вопрос о характере основных понятий, категорий, при помощи которых люди познают природу, но этот вопрос он также решал с позиций априоризма. Так, причинность он считал не объективной связью, закономерностью природы, а априорной формой человеческого рассудка.
Все категории рассудка, как уже отмечено выше, Кант объявил априорными формами сознания.
Идеалистически Кант представил и предмет познания. Согласно учению Канта, предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка.
Этот конструируемый сознанием предмет Кант называет природой. Формально Кант признает, что познание имеет своим предметом природу, но по существу он противопоставляет природу объективному миру.
В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании.
Кант отверг распространенный среди метафизиков взгляд