Файл: Ревизия денежных средств и ценностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для приема и выдачи наличных денег в коммерческом банке создается отдел кассовых операций.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, независимо от организационно-правовой формы и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также со счетов по вкладам граждан устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.

Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается Банком России исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.

Кассовое подразделение возглавляется заведующим кастой, заведующим хранилищем ценностей, главным, старшим кассиром или другим кассовым работником банка, с которым заключается договор о полной материальной ответственности.

Руководитель, главный бухгалтер и заведующий кассой рынка, должностные лица, ответственные за сохранность особенностей, обеспечивают сохранность денежных средств и особенностей, осуществляют контроль за своевременным оприходованием денег, организуют четкое кассовое обслуживание своих клиентов и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники банка. С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассовые и инкассаторские работники несут полную материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кассовым работникам запрещается: передоверять выполнение порученной работы с ценностями другим лицам; выполнять поручения организаций по проведению операций с денежной наличностью по их счетам в банке, принимая объявления на взнос наличными или денежные чеки, минуя операционных работников; хранить свои деньги и другие ценности вместе с деньгами и ценностями банка.

Для хранения наличных денег и других ценностей в течение рабочего дня кассовые работники обеспечиваются металлическими шкафами, сейфами, тележками закрытого типа, специальными столами, имеющими индивидуальные секреты замков.


Кассовые работники приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные документы, а операционные работники, связанные с оформлением приходно-расходных кассовых документов, образцами подписей кассовых работников указанные касс. Образцы заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера и скрепляются печатью.

Передача приходных и расходных документов между кассовыми и операционными работниками банка производится внутренним порядком.

Глава 5. Ревизия ценностей

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей в операционной кассе кредитной организации (филиала) производится:

- не реже одного раза в квартал, а также ежегодно по состоянию на 1 января;

- при смене или временной смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;

- в других случаях по усмотрению руководителя кредитной организации.

По распорядительному документу кредитной организации ревизия банкнот, монеты и других ценностей филиалов может производиться самой кредитной организацией.

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей во внутреннем структурном подразделении в случае хранения ценностей в этом внутреннем структурном подразделении производится кредитной организацией (филиалом) ежеквартально; по состоянию на 1 января; при смене или временной смене кассового работника внутреннего структурного подразделения; в других случаях по распорядительному документу кредитной организации (филиала).

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей производится по распорядительному документу кредитной организации (филиала) комиссией, состав которой определяется указанным распорядительным документом. Один из членов комиссии назначается ее руководителем.

Приступив к ревизии, ее руководитель опечатывает хранилище ценностей, берет под свой контроль все деньги и ценности, находящиеся под ответственностью должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей, кассовых и инкассаторских работников, и производит проверку их фактического наличия.

После пересчета банкнот, монеты и других ценностей, находящихся в хранилище, ревизующие производят сверку оказавшихся в наличии ценностей с данными книг учета ценностей, ежедневного баланса, аналитического учета и, кроме того, проверяют, все ли изъятые для ревизии ценности вложены обратно в хранилище.


О произведенной ревизии ценностей составляется акт за подписями всех работников, участвовавших в ревизии, и должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

Причины всех выявленных расхождений фактического наличия ценностей с данными учета выясняются немедленно и указываются в акте или оформляются объяснительными записками. Принимаются меры к устранению этих расхождений. На сумму выявленного излишка (недостачи) оформляется приходный (расходный) кассовый ордер. Во всех случаях принимаются меры к взысканию выявленной недостачи.

Суммы документов, не проведенных по бухгалтерскому учету, в оправдание остатка кассы не принимаются и считаются недостачей.

В акте о произведенной ревизии должны быть приведены следующие данные:

- суммы денег и ценностей, числящиеся на день ревизии по бухгалтерскому учету и в книгах учета ценностей;

- фактическая сумма ценностей;

- обнаруженные при ревизии излишки и недостачи денег и ценностей, а также нарушения порядка ведения кассовых операций;

- особые замечания членов комиссии, если эти замечания имеются.

При проведении ревизии в связи со сменой или временной сменой должностного лица, ответственного за сохранность ценностей (кассового работника внутреннего структурного подразделения), о передаче денег и ценностей, находящихся в хранилище, ключей и печатей от хранилища (денег, ценностей и ключей от сейфа) делается запись в акте.

Результаты проведенной ревизии или проверки рассматриваются руководителем кредитной организации, и даются указания должностным лицам, ответственным за сохранность ценностей, по устранению выявленных недостатков. Материалы ревизий и проверок хранятся у руководителя кредитной организации в отдельном деле.

5.1. Проведение ревизии ценностей и проверки кассовой работы в кредитных организациях (общие положения).

Правовую основу осуществления проверки и ревизии ценностей и кассовой дисциплины в кредитных учреждениях на территории Российской Федерации составляет утвержденное Банком России Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 24.04.2008 № 318-П (далее — Положение). Указанный акт распространяет свое действие, как на сами кредитные организации, так и на их подразделения.


Проведение ревизии наличных денег осуществляется (п. 19.12 Положения):

  1. Не менее 1 раза в течение года;
  2. При смене должностных лиц, в обязанности которых входит сохранение ценностей;
  3. В случае поступления от сотрудников ЦБ РФ, осуществляющих проверку кредитной организации, соответствующего требования.

Аналогичных требований в отношении проверки кассовых операций не предусмотрено. Конкретный порядок и периодичность ревизий и проверок кассовой дисциплины определяются кредитной организацией самостоятельно. Соответственно, какого-либо единого нормативного акта, закрепляющего точную периодичность действий, на законодательном уровне не принято.

Заключение

Итак, завершая работу, кратко отметим следующее.

Ревизия - составная часть системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций. Ревизия позволяет изучить все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для ревизии важно выявить и установить:

  • - контроль за соблюдением государственной дисциплины;
  • - правильность использования государственных средств;
  • - сохранность денежных средств и материальных ценностей;
  • - правильность ведения бухгалтерского учета;
  • - выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений;
  • - установить виновных для возмещения вреда государству.

Организация ревизионной работы включает следующие этапы:

    1. Подготовительная работа.
    2. Установление делового контакта.
    3. Общее ознакомление с объемом контроля.
    4. Организация и проведение ревизии.
    5. Документальное оформление результатов.
    6. Реализация решения по результатам.
    7. Организация контроля за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.

Важнейшими задачами ревизии денежных средств является контроль за ведением кассовых операций, расходованием средств по целевому назначению, соблюдением установленных лимитов и др. задачи.

Источники информации: отчет о движение денежных средств, положение по учетной политике, график документооборота, первичные документы, регистры учета, инвентаризация описи и др.

В процессе ревизии проверяют сохранность денежных средств, операции с наличными денежными средствами, операции с денежными средствами на счетах в банках, бухгалтерский учет денежных средств и операций с ними.


Ревизия кассовых операций предусматривает установление контроля сохранности денежных средств в кассах, поэтому первой процедурой является внезапная инвентаризация.

Если установлены излишки и недостатки, ревизор обязан потребовать у кассира объяснительную записку в причинах расхождений.

В процессе ревизии также устанавливается, каковы результаты прошлых инвентаризаций кассы и порядок их оформления, наличие договора с кассиром о полной материальной ответственности, наличие и правильность ведения кассовой книги и журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, правильность документального оформления кассовых и сохранность кассовых документов, соблюдение лимита денежных средств в кассе и т.д.

В процессе проверки ревизор выясняет правильность оформления (документального) кассовых операций, полноту заполнения реквизитов приходных и расходных кассовых документов, их обязательную регистрацию, наличие подписей ответственных лиц и законность совершения хозяйственных операций. Особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежных средств в результате поступления из банка возврата подотчетных сумм, выручки и т.д.

Наиболее распространенные ошибки:

1. Отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушениями.

2. Выплаты подотчетным лицам на основании оправдательных документов, подтверждающих расходы без оформления авансовых счетов.

3. Не соблюдение лимита остатка денежных средств в кассе.

4. Некорректное отражение кассовых операций в учетных регистрах.

5. Арифметические ошибки.

По результатам ревизии составляется акт. Выявленные недостатки и нарушения систематизируются в ведомости нарушений и обобщаются в отдельном разделе акта комплексной ревизии организации.

Ревизия банкнот, монеты и других ценностей во внутреннем структурном подразделении в случае хранения ценностей в этом внутреннем структурном подразделении производится кредитной организацией (филиалом) ежеквартально; по состоянию на 1 января; при смене или временной смене кассового работника внутреннего структурного подразделения; в других случаях по распорядительному документу кредитной организации (филиала).

Во внутреннем структурном подразделении по решению руководителя кредитной организации (филиала) ежеквартальная ревизия и ревизия по состоянию на 1 января может производиться работниками этого внутреннего структурного подразделения. Акт ревизии за подписями производивших ее работников передается в кредитную организацию (филиал) для сверки с данными бухгалтерского учета.