Файл: Роль научнотехнологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности в оао Савушкин продукт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Савушкин продукт»
Открытое акционерное общество «Савушкин продукт» — один из крупнейших в Беларуси производителей натуральной молочной продукции, входит в первую тройку крупнейших молочных компаний СНГ.

Миссия компании - «дарить людям радость и здоровье через производство полезной, вкусной, здоровой и разнообразной продукции». ОАО «Савушкин продукт» придает особое значение качеству выпускаемой продукции. Для выпуска качественной продукции предприятие использует новейшие технологии, современное оборудование, а также для обеспечения высокого качества и безопасности выпускаемых продуктов питания в компании разработаны и действуют система менеджмента качества на соответствие требованиям национальных стандартов СТБ ISO 9001-2009, система управления качеством и безопасностью продукции на основе принципов HACCP, система управления окружающей средой на соответствие международным стандартам ISO 14001, система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда в соответствии с OHSAS 18001, а также система менеджмента безопасности пищевых продуктов по международной схеме FSSC 22000.

Сегодня компанию «Савушкин продукт» славится своей натуральной и качественной продукцией не только на территории Беларусь, но и за рубежом: в России, Молдове, Украине, Армении, Азербайджане, Объединённые Арабские Эмираты, Иорданию, Сингапур, Республику Корею (Южная Корея), Гонконг, Тайланд, страны Евросоюза и других странах.

Юридический адрес:

224028, г. Брест, ул. Я. Купалы, 108[4]

Таблица 2.1.1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Савушкин продукт» [4,11]

Показатель

2019

2020

2021

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

1 681 345

1 808 992

2 173 039



Продолжение таблицы 2.1.1.

Себестоимость продукции, товаров, работ, услуг

1 266 615

1 322 100

1 614 555

Валовая прибыль

414 730

486 892

558 484

Расходы на реализацию

87 595

104 679

127 938

Прибыль (убыток) от реализации

126 297

192 744

219 895

Прибыль (убыток) от текущей деятельности

82 330

80 045

145 346

Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой

деятельности

45 795

20 874

1 283

Прибыль (убыток) до налогообложения

36 535

59 171

146 629

Чистая прибыль (убыток)

22 088

50 966

122 654

Рентабельность продаж, %

9

10,2

9,7

Рентабельность от реализации, товаров, работ, услуг, %

10,4

11,3

11,9

Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных предприятия
На основании данных таблицы автором был построен динамический ряд объема выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг предприятия за последние 3 года (таблица 2.1.2.).

Таблица 2.1.2. Динамика объема продаж [11]

Показатель

2019

2020

2021

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

1 681 345

1 808 992

2 173 039




На основании динамического ряда строится трендовая модель (график 1):



График 1 – Трендовая модель объема выручки

Примечание – Источник: Собственная разработка

Линия тренда имеет вид линейной функции: y = 245847x + 1E + 06

Далее необходимо построить график, отображающий прогнозные показатели:



График 2 – Прогноз объема продаж

Примечание – Источник: Собственная разработка

В целом развитие явления идет равномерно, наблюдается тенденция роста. Объем выручки от реализации продукции будет возрастать в среднем на 245847 тыс. руб. ежегодно.

Выручка предприятия ОАО «Савушкин продукт» с каждым годом возрастает, что позволяет занимать лидирующие позиции в молочной отрасли (№1 в Беларуси и №3 в СНГ).

2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Савушкин продукт»

 

В настоящее время молочная отрасль в полной мере насыщена конкурентами. Остро ощущается необходимость в жесткой борьбе за потребителя.

Проведем оценку конкурентоспособности товара с помощью дифференциального метода.

Дифференциальный метод – это метод оценки, основанный на использовании единичных показателей конкурентоспособности анализируемой продукции и базы сравнения. В данном методе традиционно проводится расчет единичного показателя конкурентоспособности по каждому критерию, и он позволяет оценить конкурентоспособность с технической и экономической стороны. Это позволяет более эффективно оценить факторы, влияющие на конкурентоспособность. [5]

Таблица 2.2.1. Оценки в баллах

Характеристика состояния объекта по параметру

Неудовлетворительное

Удовлетворительное

Хорошее

Отличное

Параметрический индекс (в баллах)

1 – 3


4 – 5


6 – 8


9 – 10



Приоритет каждого показателя был оценен и каждому показателю был присвоен коэффициент весомости, цена учитывалась, исходя из стоимости молока каждой компании. За образец принята компания «Вимм-Билль-Данн».


Таблица 2.2.2. Исходные данные [4,6,7]




Представители

Базовый образец

“Савушкин продукт”

“Молочный мир”

“Здравушка”

Коэффициент весомости

Технические характеристики




Известность марки

9

8

7

6

0,27

Качество продукции

9

8

8

7

0,40

Ассортимент товара

300

270

150

100

0,33

Экономические характеристики




Объем продаж, тыс. руб.

2 983 200

2 173 039

615 000

209 000

0,61

Цена, руб.

2,1

2,3

1,9

1,8

0,39


Чтобы распределить приведенные в таблице 2.2.2 образцы по уровню конкурентоспособности (дифференциальным методом), выполним следующее:

  1. Единичный показатель конкурентоспособности:

(1)

Расчет единичного показателя по техническим параметрам:

«Савушкин продукт»

q1 = 8 / 9= 0,89; q2 = 8 / 9 = 0,89; q3 = 270 / 300 = 0,9

«Молочный мир»

q1 = 7 / 9= 0,78; q2 = 8 / 9 = 0,89; q3 = 150 / 300 = 0,2

«Здравушка»

q1 = 6 / 9= 0,67; q2 = 7 / 9 = 0,78; q3 = 100 / 300 = 0,3

Расчет единичного показателя по экономическим параметрам:

«Савушкин продукт»

q1 = 2983200 /2173039 = 1,37; q2 = 2,1/2,3=0,91

«Молочный мир»

q1 = 2983200 /615000 = 4,85; q2 = 2,1/1,9=1,11

«Здравушка»

q1 = 2983200 /209000 = 14,3; q2 = 2,1/1,8=1,2

Анализируя расчеты, можно сделать вывод, что по техническим и экономическим параметрам более конкурентоспособным предприятием является ОАО «Савушкин продукт». Технические параметры
, такие как известность марки, качество продукции и ассортимент товара соответственно равны 0,89; 0,89 и 0,9. Экономические параметры, такие как объём продаж и цена товара соответственно равны 1,37 и 0,91. На втором месте находится ОАО “Молочный мир”. Технические параметры, такие как известность марки, качество продукции и ассортимент товара соответственно равны 0,78; 0,89 и 0,2. Экономические параметры, такие как объём продаж и цена товара соответственно равны 4,85 и 1,11. И замыкает список OАO «Здравушка», которая обладает наименьшей конкурентоспособностью. Здесь технические параметры, такие как известность марки, качество продукции и ассортимент товара соответственно равны 0,67; 0,78 и 0,3. Экономические параметры, такие как объём продаж и цена товара соответственно равны 14,3 и 1,2.

2. Для учета всех характеристик рассчитаем показатели конкурентоспособности комплексным методом.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности – это метод, который основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.[5]

Групповые показатели рассчитываются по формуле:

(2)

Расчет группового показателя по техническим параметрам:

«Савушкин продукт»

Iтп = 0,89*0,27 + 0,89*0,4 +0,9*0,33 = 0,8933

«Молочный мир»

Iтп = 0,78*0,27 + 0,89*0,4 +0,2*0,33 = 0,6326

«Здравушка»

Iтп = 0,67*0,27 + 0,78*0,4 +0,3*0,33 = 0,5919

Исходя из рассчитанных групповых показателей по техническим параметрам наиболее конкурентоспособна компания ОАО “Савушкин продукт” (0,8933).

Расчет группового показателя по экономическим параметрам:

«Савушкин продукт»

Iэп = 1,37*0,61 + 0,91*0,39 = 1,19

«Молочный мир»

Iэп = 4,85*0,61 + 1,11*0,39 = 3,4

«Здравушка»

Iэп = 14,3*0,61 + 1,2*0,39 = 9,2

Исходя из рассчитанных групповых показателей по экономическим параметрам видно, что компания ОАО «Савушкин продукт» более конкурентоспособна среди остальных, так как она имеет самый низкий групповой показатель 1,19.

3. Интегральный показатель:

(3)

Расчет интегрального показателя:

«Савушкин продукт»

К = 0,8933 / 1,19 = 0,75

«Молочный мир»

К = 0,6326 / 3,4 = 0,19

«Здравушка»