Файл: Роль научнотехнологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности в оао Савушкин продукт.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Савушкин продукт»
Открытое акционерное общество «Савушкин продукт» — один из крупнейших в Беларуси производителей натуральной молочной продукции, входит в первую тройку крупнейших молочных компаний СНГ.
Миссия компании - «дарить людям радость и здоровье через производство полезной, вкусной, здоровой и разнообразной продукции». ОАО «Савушкин продукт» придает особое значение качеству выпускаемой продукции. Для выпуска качественной продукции предприятие использует новейшие технологии, современное оборудование, а также для обеспечения высокого качества и безопасности выпускаемых продуктов питания в компании разработаны и действуют система менеджмента качества на соответствие требованиям национальных стандартов СТБ ISO 9001-2009, система управления качеством и безопасностью продукции на основе принципов HACCP, система управления окружающей средой на соответствие международным стандартам ISO 14001, система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда в соответствии с OHSAS 18001, а также система менеджмента безопасности пищевых продуктов по международной схеме FSSC 22000.
Сегодня компанию «Савушкин продукт» славится своей натуральной и качественной продукцией не только на территории Беларусь, но и за рубежом: в России, Молдове, Украине, Армении, Азербайджане, Объединённые Арабские Эмираты, Иорданию, Сингапур, Республику Корею (Южная Корея), Гонконг, Тайланд, страны Евросоюза и других странах.
Юридический адрес:
224028, г. Брест, ул. Я. Купалы, 108[4]
Таблица 2.1.1. Основные экономические показатели деятельности ОАО «Савушкин продукт» [4,11]
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 1 681 345 | 1 808 992 | 2 173 039 |
Продолжение таблицы 2.1.1.
Себестоимость продукции, товаров, работ, услуг | 1 266 615 | 1 322 100 | 1 614 555 |
Валовая прибыль | 414 730 | 486 892 | 558 484 |
Расходы на реализацию | 87 595 | 104 679 | 127 938 |
Прибыль (убыток) от реализации | 126 297 | 192 744 | 219 895 |
Прибыль (убыток) от текущей деятельности | 82 330 | 80 045 | 145 346 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности | 45 795 | 20 874 | 1 283 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 36 535 | 59 171 | 146 629 |
Чистая прибыль (убыток) | 22 088 | 50 966 | 122 654 |
Рентабельность продаж, % | 9 | 10,2 | 9,7 |
Рентабельность от реализации, товаров, работ, услуг, % | 10,4 | 11,3 | 11,9 |
Примечание – Источник: Собственная разработка на основе данных предприятия
На основании данных таблицы автором был построен динамический ряд объема выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг предприятия за последние 3 года (таблица 2.1.2.).
Таблица 2.1.2. Динамика объема продаж [11]
Показатель | 2019 | 2020 | 2021 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | 1 681 345 | 1 808 992 | 2 173 039 |
На основании динамического ряда строится трендовая модель (график 1):
График 1 – Трендовая модель объема выручки
Примечание – Источник: Собственная разработка
Линия тренда имеет вид линейной функции: y = 245847x + 1E + 06
Далее необходимо построить график, отображающий прогнозные показатели:
График 2 – Прогноз объема продаж
Примечание – Источник: Собственная разработка
В целом развитие явления идет равномерно, наблюдается тенденция роста. Объем выручки от реализации продукции будет возрастать в среднем на 245847 тыс. руб. ежегодно.
Выручка предприятия ОАО «Савушкин продукт» с каждым годом возрастает, что позволяет занимать лидирующие позиции в молочной отрасли (№1 в Беларуси и №3 в СНГ).
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Савушкин продукт»
В настоящее время молочная отрасль в полной мере насыщена конкурентами. Остро ощущается необходимость в жесткой борьбе за потребителя.
Проведем оценку конкурентоспособности товара с помощью дифференциального метода.
Дифференциальный метод – это метод оценки, основанный на использовании единичных показателей конкурентоспособности анализируемой продукции и базы сравнения. В данном методе традиционно проводится расчет единичного показателя конкурентоспособности по каждому критерию, и он позволяет оценить конкурентоспособность с технической и экономической стороны. Это позволяет более эффективно оценить факторы, влияющие на конкурентоспособность. [5]
Таблица 2.2.1. Оценки в баллах
Характеристика состояния объекта по параметру | Неудовлетворительное | Удовлетворительное | Хорошее | Отличное |
Параметрический индекс (в баллах) | 1 – 3 | 4 – 5 | 6 – 8 | 9 – 10 |
Приоритет каждого показателя был оценен и каждому показателю был присвоен коэффициент весомости, цена учитывалась, исходя из стоимости молока каждой компании. За образец принята компания «Вимм-Билль-Данн».
Таблица 2.2.2. Исходные данные [4,6,7]
| Представители | ||||
Базовый образец | “Савушкин продукт” | “Молочный мир” | “Здравушка” | Коэффициент весомости | |
Технические характеристики | | ||||
Известность марки | 9 | 8 | 7 | 6 | 0,27 |
Качество продукции | 9 | 8 | 8 | 7 | 0,40 |
Ассортимент товара | 300 | 270 | 150 | 100 | 0,33 |
Экономические характеристики | | ||||
Объем продаж, тыс. руб. | 2 983 200 | 2 173 039 | 615 000 | 209 000 | 0,61 |
Цена, руб. | 2,1 | 2,3 | 1,9 | 1,8 | 0,39 |
Чтобы распределить приведенные в таблице 2.2.2 образцы по уровню конкурентоспособности (дифференциальным методом), выполним следующее:
-
Единичный показатель конкурентоспособности:
(1)
Расчет единичного показателя по техническим параметрам:
«Савушкин продукт»
q1 = 8 / 9= 0,89; q2 = 8 / 9 = 0,89; q3 = 270 / 300 = 0,9
«Молочный мир»
q1 = 7 / 9= 0,78; q2 = 8 / 9 = 0,89; q3 = 150 / 300 = 0,2
«Здравушка»
q1 = 6 / 9= 0,67; q2 = 7 / 9 = 0,78; q3 = 100 / 300 = 0,3
Расчет единичного показателя по экономическим параметрам:
«Савушкин продукт»
q1 = 2983200 /2173039 = 1,37; q2 = 2,1/2,3=0,91
«Молочный мир»
q1 = 2983200 /615000 = 4,85; q2 = 2,1/1,9=1,11
«Здравушка»
q1 = 2983200 /209000 = 14,3; q2 = 2,1/1,8=1,2
Анализируя расчеты, можно сделать вывод, что по техническим и экономическим параметрам более конкурентоспособным предприятием является ОАО «Савушкин продукт». Технические параметры
, такие как известность марки, качество продукции и ассортимент товара соответственно равны 0,89; 0,89 и 0,9. Экономические параметры, такие как объём продаж и цена товара соответственно равны 1,37 и 0,91. На втором месте находится ОАО “Молочный мир”. Технические параметры, такие как известность марки, качество продукции и ассортимент товара соответственно равны 0,78; 0,89 и 0,2. Экономические параметры, такие как объём продаж и цена товара соответственно равны 4,85 и 1,11. И замыкает список OАO «Здравушка», которая обладает наименьшей конкурентоспособностью. Здесь технические параметры, такие как известность марки, качество продукции и ассортимент товара соответственно равны 0,67; 0,78 и 0,3. Экономические параметры, такие как объём продаж и цена товара соответственно равны 14,3 и 1,2.
2. Для учета всех характеристик рассчитаем показатели конкурентоспособности комплексным методом.
Комплексный метод оценки конкурентоспособности – это метод, который основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.[5]
Групповые показатели рассчитываются по формуле:
(2)
Расчет группового показателя по техническим параметрам:
«Савушкин продукт»
Iтп = 0,89*0,27 + 0,89*0,4 +0,9*0,33 = 0,8933
«Молочный мир»
Iтп = 0,78*0,27 + 0,89*0,4 +0,2*0,33 = 0,6326
«Здравушка»
Iтп = 0,67*0,27 + 0,78*0,4 +0,3*0,33 = 0,5919
Исходя из рассчитанных групповых показателей по техническим параметрам наиболее конкурентоспособна компания ОАО “Савушкин продукт” (0,8933).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам:
«Савушкин продукт»
Iэп = 1,37*0,61 + 0,91*0,39 = 1,19
«Молочный мир»
Iэп = 4,85*0,61 + 1,11*0,39 = 3,4
«Здравушка»
Iэп = 14,3*0,61 + 1,2*0,39 = 9,2
Исходя из рассчитанных групповых показателей по экономическим параметрам видно, что компания ОАО «Савушкин продукт» более конкурентоспособна среди остальных, так как она имеет самый низкий групповой показатель 1,19.
3. Интегральный показатель:
(3)
Расчет интегрального показателя:
«Савушкин продукт»
К = 0,8933 / 1,19 = 0,75
«Молочный мир»
К = 0,6326 / 3,4 = 0,19
«Здравушка»