Файл: Роль научнотехнологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности в оао Савушкин продукт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики промышленных предприятий

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конкурентоспособность предприятия

на тему: Роль научно-технологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности в ОАО «Савушкин продукт»

Студент В.С. Величко

ФЭМ, 3-й курс, ДКП-1

Руководитель О.Г. Довыдова

ассистент

МИНСК 2022

РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 29 с., 7 таблиц, 2 графика, 1 схема, 14 источников.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ЭФФЕКТЫ НТП, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА, ИННОВАЦИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Объект исследования ― ОАО «Савушкин продукт».

Предмет исследования ― роль научно-технологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности ОАО «Савушкин продукт».

Цель работы: изучить и проанализировать влияние научно-технического прогресса на конкурентоспособность ОАО «Савушкин продукт».

Задачи:

  • изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;

  • определить роль научно-технологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности предприятий;

  • проанализировать конкурентов ОАО «Савушкин продукт»;

  • выявить преимущества среди конкурентов ОАО «Савушкин продукт».

  • внедрить технологию, влияющую на конкурентоспособность.

Методы исследования: описание, систематизация, группировка, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический метод и оценка.

Элементы научной новизны: предложены меры, способствующие повышению конкурентоспособности.

Область возможного практического применения: лекции и семинары, предприятия молочной промышленности.






REVIEW

Coursework: 29 p., 7 tables, 2 charts, 1 scheme,14 sources.

COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE, SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS, EFFECTS OF STP, COMPETITIVENESS OF THE PRODUCT, INNOVATIONS, SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY

Object of study: JSC "Savushkin product".

Subject of study: the role of scientific and technological progress in ensuring the competitiveness of JSC "Savushkin Product".

The purpose of the coursework: study and analyze the impact of scientific and technological progress on the competitiveness of JSC "Savushkin Product".

Tasks:

– study the theoretical aspects of the competitiveness of the enterprise;

– determine the role of scientific and technological progress in ensuring the competitiveness of enterprises;

– to analyze the competitors of JSC "Savushkin Product";

– identify advantages among competitors of JSC "Savushkin Product".

– introduce technology that affects competitiveness.

Research methods: description, systematization, grouping, analytical method, comparative analysis method, statistical method and evaluation.

Elements of scientific novelty: proposed measures to improve competitiveness.

Area of possible practical application: lectures and seminars, dairy industry enterprises.
















СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 5

1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия и взаимосвязь с научно-технологическим прогрессом 6

1.1Понятие конкурентоспособности предприятия 6

1.2 Сущность научно- технического прогресса и его эффективность 8

1.3 Взаимосвязь научно-технического прогресса и конкурентоспособности предприятия 11

2Оценка конкурентоспособности ОАО «Савушкин продукт» 14

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Савушкин продукт» 14

2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Савушкин продукт» 17

  17

3 Рекомендации по использованию НТП в целях повышения конкурентоспособности 23

3. 1 Роль НТП в деятельности ОАО “Савушкин продукт” 23

3.2 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «Савушкин продукт» за счет внедрения технологий 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29



ВВЕДЕНИЕ


Современное развитие рыночных отношений невозможно представить без ужесточенной конкуренции. Одним из фактов такой жёсткой конкуренции между производителями является увеличение темпов научно-технического прогресса.

Внедрение достижений научно-технического прогресса на предприятиях напрямую связано с повышением конкурентоспособности производимой ими продукции, а значит, и с укреплением позиций страны на мировых рынках, то есть ростом конкурентоспособности государства в целом.

НТП обусловливает внедрение наиболее эффективных технологий, методов организации и планирования производства. Выживание в такой конкуренции возможно лишь при том, что предприятие достаточно конкурентоспособно.

Проблема повышения конкурентоспособности предприятий связана с преодолением технико-технологического отставания от других; созданием новых отраслей, основанных на высокоэффективных технологиях; наиболее полного использования имеющихся и вновь создаваемых стратегических конкурентных преимуществ промышленных предприятий.

Таким образом, актуальность данной проблемы объясняет выбор темы работы.

Объектом исследования является ОАО «Савушкин продукт».

Предмет исследования ― роль научно-технологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности ОАО «Савушкин продукт».

Цель работы: изучить и проанализировать влияние научно-технического прогресса на конкурентоспособность ОАО «Савушкин продукт».

Для достижения цели работы необходимо выполнить ряд задач:

– изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия;

– определить роль научно-технологического прогресса в обеспечении конкурентоспособности предприятий;

– проанализировать конкурентов ОАО «Савушкин продукт»;

– выявить преимущества среди конкурентов ОАО «Савушкин продукт».

– внедрить технологию, влияющую на конкурентоспособность.

1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия и взаимосвязь с научно-технологическим прогрессом


    1. Понятие конкурентоспособности предприятия

Понятий конкурентоспособности предприятия множество. Каждый автор трактует понятие о конкурентоспособности предприятия со своей точки зрения, но несмотря на это, каждое определение будет иметь схожие элементы описания. Например, автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» пишет о том, что конкурентоспособность предприятия – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.[1] Другие же авторы трактуют конкурентоспособность предприятия как возможность предложить товар, удовлетворяющий конкретным требованиям потребителя в требуемом количестве, в нужные сроки и на наиболее выгодных условиях. Универсального понятия конкурентоспособности нет. Несмотря на это, они могут включать схожие элементы описания:


- удовлетворение потребностей

- лучшее предложение для потребителя

- выгода

Конкурентоспособность предприятия – это стабильная возможность удовлетворять определенные запросы покупателей лучше, чем конкуренты, и благодаря этому, успешно продавать продукцию с приемлемыми финансовыми результатами для производителя.

Конкурентоспособность – понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других.

Для того чтобы предприятию быть конкурентоспособным, руководство должно всегда точно понимать какую цель перед собой ставить и что нужно для достижения данной цели, на каких проблемах нужно заострить внимание, также не забывать про усовершенствование технологий, квалифицированный персонал, качество продукции и т.д. Руководству необходимо уметь качественно и точно определять конкурентоспособные преимущества своего предприятия. Возможности и усилия направлять на сильные стороны в конкурентной борьбе, а слабые стороны проанализировать и попытаться устранить.

Можно выделить ряд факторов, которые помогают предприятию оставаться конкурентоспособным в современной экономике:

  • Соответствующий уровень технологий производства

  • Качество, предоставляемых товаров и услуг

  • Цена, предоставляемых товаров и услуг

  • Квалифицированный персонал

  • Реклама

  • Обслуживание

Соответствующий уровень технологий производства. Важность внедрения новых технологий заключается в улучшении жизнедеятельности человека, совершенствовании условий труда и его производительности. Новые технологии способствуют улучшению производству. Они влияют на качество выпускаемой продукции, скорость производство, на количество персонала, на наличие подходящего оборудования.

Качество, предоставляемых товаров и услуг. Качество является значимым фактором в борьбе за рынки сбыта, так как оно способно обеспечивать конкурентоспособность товара. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным.

Конкурентоспособность товара
– способность товаров и услуг быть более привлекательными по сравнению с другими аналогичными видами продукции и услугами, благодаря лучшим характеристикам по разным показателям и потребительскому удовлетворению.

Качество складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства.

Цена, предоставляемых товаров и услуг. Одним из главных способов повышения способности к конкуренции предприятия является оптимальный механизм установления цены и определение факторов, имеющих влияния на определение цены продукции. Уровень цены реализации прямым образом решает ценовую способность к конкуренции товара.

Квалифицированный персонал. Наличие квалифицированного персонала является залогом успеха в деятельности предприятия. Качественное развитие человеческих ресурсов является одним из приоритетных направлений формирования конкурентоспособной организации. Как известно, от качественных характеристик персонала зависит отношение потребителей к организациям сферы услуг.

Реклама. Основной целью рекламы является донести до общества основную характеристику продукции или услуги, необходимую для их приобретения. Она содержит в себе внушаемость, убедительность и многие другие факторы. От правильно выстроенной рекламной кампании зависит успех продукции и услуги на рынке среди конкурентов.

Обслуживание. Качественное обслуживание способно положительно влиять на покупателя. У покупателей должно возникнуть чувство вернуться снова к приобретению товара или услуги данной компании. Чем выше уровень обслуживания, тем больше продаж, соответственно, прибыли.

Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на выпуск продукции, обладающей необходимыми потребителю качествами и конкурентоспособностью, необходимо изучать и анализировать конкретную среду.

Конкурентная среда – это анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим товарам и услугам, необходимы для целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включая значительное количество факторов и показателей.