Файл: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов магистратуры по дисциплине технология самоорганизации личности.pdf
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т.е. соблюдать указанное преподавателем время выступления.
Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут.
Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т.е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании.
Наиболее распространенной формой самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Технология самоорганизации личности» является:
А) Написания доклада для подготовки к опросу;
Б) выполнение конкретных заданий;
А) написание доклада.
Цель семинарских занятий, проводимых по данной форме, заключается в выработке у студентов навыков регулярной работы с научными периодическими изданиями, умения применять на практике методологии системного анализа, умения критически оценивать научные публикации, формировать собственную точку зрения по проблемным научным вопросам и аргументированно ее обосновывать, развивать культуру научной дискуссии, приобретать навыки и развивать интерес к научной работе.
Преподаватель предлагает студентам самостоятельно найти тему, относящуюся к содержанию дисциплины «Технология самоорганизации личности».
Выбранную тему студент показывает преподавателю, который подтверждает ее соответствие дисциплине «Технология самоорганизации личности». При этом преподаватель ведет учет выбранных студентами тем, чтобы количество одинаковых тем в группе не превышало двух.
После согласования выбранных тем преподаватель устанавливает время готовности каждому студенту выступить на семинарском занятии с собственной презентацией и докладом. Если встречаются две одинаковые темы у студентов одной группы, то лучше их обсуждение проводить на одном семинарском занятии, чтобы сравнить два доклада разных студентов. Это создаст более благоприятную почву для обсуждения и дискуссии.
Студент готовит доклад самостоятельно, не согласовывая ее содержание с преподавателем. Вместе с этим, студент имеет право получить соответствующую консультацию у преподавателя в соответствии с графиком консультаций. В процессе консультаций преподаватель дает разъяснения студенту, не навязывая свою точку зрения по оценке материала публикации.
Доклад – это первый этап любой научно-исследовательской работы. Место доклада в учебном процессе высшей школы определяется его своеобразным первичным этапом перед рефератом, контрольными работами и курсовыми.
Цель доклада – привить студентам навыки самостоятельного поиска информации по определенной проблеме, он должен выработать у студентов умение работать с литературой, выявлять основную мысль, умение оформлять работу. Доклад в отличие от реферата, курсовой работы пишется на основе учебников, учебно-методических пособий, монографий, научных статей и не предполагает проработку источников (как, например, в курсовых и дипломных работах).
Рекомендуемая структура доклада:
• Актуальность темы по мнению студента;
• Проблема
• последовательность и логика изложения;
• язык работы;
• доступность понимания;
12
• кому адресована публикация;
• какие результаты получены автором доклада и насколько они обоснованы;
Такая активная форма проведения семинарских занятий способствует не механическому запоминанию материала, а проникновению в смысл проблем самоорганизации личности. Студент должен научиться фильтровать релевантную информацию, имеющую научную и практическую ценность, от банальных рассуждений.
Это важно для правильного становления менталитета современного обладателя степени магистра, ориентированного на постоянный поиск нестандартных решений в неопределенных условиях.
Примерные темы докладов по дисциплине «Технология самоорганизации
личности».
1. Что такое разнообразие рабочей силы и в чем заключается его важность.
2. Что такое демографические различия между индивидами и почему они так важны.
3. В чем заключается различие задатков и способностей людей и почему они так важны.
4. Что такое личностные детерминанты и индивидуальные различия и в чем их важность.
5. В чем состоит различие ценностей и установок людей и насколько это важно.
6. Что включает в себя управление разнообразием и индивидуальными различиями и почему это важно.
Б). Выполнение заданий рабочей программы
Анализ заданий рабочей программы решает следующие задачи образовательного
процесса:
− формируют и развивают умение применять изученные методы к сложным и запутанным ситуациям, которые составляют основу личной самоорганизации;
− закрепляют навыки преодоления неопределенности;
− развитие навыков управления временем, так как на выполнение заданий обычно отводится ограниченное количество времени;
− развитие навыков устных и письменных презентаций;
10. Рекомендации по отдельным темам дисциплины
Тема 1.
Методологические основы самоорганизации личности
Роль методологии в организационной деятельности. Понятие самоорганизации и саморегуляции личности. Категория «личность». Модель личности как системы.
Основные черты личности.
Вопросы для обсуждения по теме 1.
1. Современная управленческая парадигма.
2. Ретроспектива взглядов на организационную деятельность.
3. Основные смысловые варианты понятия «самоорганизация, «саморегуляция», «самооценка»».
4. Целерациональный и естественный подход к исследованию модели личности.
13 5. Детерминанты личности и ее развитие
6. Личностные черты индивида: социальные черты, личные концептуальные черты, черты эмоциональной адаптации
7. Черты эмоциональной устойчивости (адаптации)
8. Ошибки самоорганизации
Задание на самостоятельную работу – Подготовить доклады в соответствии с предложенным перечнем:
1. Что такое разнообразие рабочей силы и в чем заключается его важность.
2. Что такое демографические различия между индивидами и почему они так важны.
3. В чем заключается различие задатков и способностей людей и почему они так важны.
4. Что такое личностные детерминанты и индивидуальные различия и в чем их важность.
5. В чем состоит различие ценностей и установок людей и насколько это важно.
6. Что включает в себя управление разнообразием и индивидуальными различиями и почему это важно.
7. Содержание личных концептуальных черт и их характеристика: локус контроля; авторитаризм/догматизм; макиавеллизм.
Практическая работа:
1. Оценить личностную ориентацию на макиавеллизм (Mach scale), пройти он-лайн тест и проанализировать результат.
2. Ответить на вопросы теста на предмет выявления уровня эмоционального напряжения. (
См. Дж. Шермерон, Дж.Хант, Р. Осборн Организационное поведение: 8-е издание./Пер.с англ. Под ред. Е.Г.Молл. – СПб: Питер, 2006 г. – с.106-107)
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные функции самоменеджмента.
2. Используете ли Вы приемы целеполагания в своей управленческой деятельности?
3. Почему важно делегировать полномочия? Какие полномочия можно и нужно делегировать?
4. Какие компетенции эффективного менеджера необходимы лично Вам как руководителю организации?
Тесты для самопроверки:
1. Основные эволюционные правила:
А. Отбор и вариация.
В. Сохранение идентичности и адаптация к внешней среде.
С. Рождение и развитие.
Д. Функционирование и угасание.
2. Трехфазная модель управления изменениями К. Левина (размораживание - движение - новое
замораживание) предполагает необходимость преодоления сопротивления изменениям:
а) на стадии движения; б) при «новом замораживании» ситуации; в) при «размораживании» ситуации; г) для облегчения манипулирования; д) для упрощения процедуры увольнения работников.
3. Социально-психологический климат создаёт необходимую среду для формирования необходимых
для эффективного выполнения работы общих представлений:
А. о способах отношений членов организации друг с другом,
Б. о не разрешении конфликтных ситуаций,
В. о недопустимом характере властных отношений,
Г.о моде.
4. Важнейшей характеристикой научающейся (самообучающейся) организации является
а) высокая дисциплина б) квалифицированный персонал
14 в) желание стать лучшими г) отношение к опыту как важнейшему средству развития организации д) наличие детального плана обучения персонала
5. Одной из важнейших функций корпоративной культуры является
а) выработка механизмов устранения конфликтов в организации; б) справедливое распределение вознаграждений; в) обеспечение социальной стабильности в организации; г) устранение препятствий на пути организационных изменений. д) поддержание порядка в организации
Тема 2.
Инструменты тайм-менеджмента
Управление временем. SMART-принцип. 7 принципов эффективного тайм-менеджмента.
Основные технологии управления рабочим временем: метод Альпы; матрица
Эйзенхауэра; диаграмма Гантта.
Вопросы для обсуждения по теме 2
1.Управление временем.
2.Сравнение технологий тайм-менеджмента.
3. SMART-принцип.
4. Принципы эффективного тайм-менеджмента.
5. Основные технологии управления рабочим временем: метод Альпы; матрица Эйзенхауэра; диаграмма Гантта
Задание на самостоятельную работу
1. Составление матрицы Эйзенхауэра.
Матрица Эйзенхауэра – один из вариантов тайм-менеджмента, создателем которой является американский военный и политический деятель Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Принцип ее работы заключается в разделении всех дел по четырем группам, в зависимости от степени их важности.
Первое, чему нужно научиться в работе с матрицей, – грамотно
расставлять приоритеты
в делах.
Уметь отличать важное от срочного, не очень срочное от неважного.
Матрица времени делится на 4 квадранта, в которых имеются 2 оси важности и столько же осей срочности. В каждый из них вписываются дела и задачи, что помогает наглядно увидеть приоритетность каждого составляющего: что делать в первую очередь, что во вторую и т.д.
15
Шаблон матрицы выглядит так:
Важные и срочные
Идеальный тайм-менеджмент подразумевает, что этот квадрант будет пустовать. Это обусловлено тем, что при грамотной расстановке приоритетов и своевременном выполнении дел завала просто не будет. Это может быть нормально лишь время от времени, но постоянный хаос в делах – признак неорганизованности. Чтобы избегать проблем с квадрантом «А», нужно организовать грамотное планирование в других областях и выполнять в точности все пункты. Однако, если необходимость его заполнения все же возникает, то сюда вписывают:
•
Дела, невыполнение которых ставит под угрозу срыва достижение цели.
•
Задачи, невыполнение которых способствует появлению жизненных трудностей и затруднений.
•
Задачи, которые напрямую связаны со здоровьем.
Не забывайте о
делегировании обязанностей
. Часто бывает так, что дела из квадранта «А» можно поручить другому человеку. Если такое возможно – воспользуйтесь этим правом.
Важно, но не срочно
Самые приоритетные дела и задачи располагаются здесь, поэтому ему нужно уделять максимум внимания. Это повседневные занятия, срочность которых не так высока, но они все же важны.
Специалистами было замечено, что люди, которые работают именно с квадрантом «В», достигают в жизни большего успеха и добиваются намеченных целей. Они зарабатывают больше денег и занимаются любимым делом, от чего и счастливы. Так как срочность в делах отсутствует – нет паники, что делает подход к их выполнению взвешенным и разумным. Это в свою очередь способствует высокой эффективности и продуктивности. Однако не стоит забывать, что несвоевременное исполнение дел из квадранта «В» перемещает их в квадрант «А». Итак, в эту зону вписываются все текущие занятия, которые связаны с ежедневными делами: основная деятельность, спортивные занятия, планы на день и т.п.
16
Срочно, но не важно
Занятия, которые «лежат» в основе этого квадранта, как правило, являются отвлекающим фактором. Их выполнение не несет в себе никакой полезности в плане достижения целей и не приводит ни к каким результатам. Зачастую они только мешают сосредотачиваться на по- настоящему важных делах и снижают общую эффективность. При работе с матрицей главное – не спутать дела из квадрантов «А» и «С», в противном случае создастся неразбериха в приоритетности дел. В область «C» можно относить дела, связанные с переговорами и встречами, которые навязаны кем-то, с празднованием дней рождения людей не очень близкого круга, домашние хлопоты, которые возникают внезапно. Так как дела из этого квадранта только тормозят и «крадут» время, то им нужно уделять минимум времени.
Не срочно и не важно
От дел, которые помещаются в этот квадрант, нет абсолютно никакой пользы. Ими нужно заниматься в самую последнюю очередь. Даже если вы не будете ими заниматься вовсе, то от этого будет только лучше. Однако учитывать такие дела необходимо, как говорится, врага надо знать в лицо. Это самые что ни на есть «пожиратели» полезного времени, от которых стоит избавляться.
Но самое интересное, что дела именно из этого квадранта очень привлекают людей. Здесь самое приятное и простое, над чем не нужно трудиться. Они расслабляют и приносят удовольствие.
Приятное времяпрепровождение делает проблематичным отказ от них.Сюда вписываются разговоры по телефону с друзьями и родственниками, просиживание в социальных сетях, интернет-серфинг, компьютерные игры, просмотр телепередач, тусовки в клубах.Конечно, отдых для продуктивной работы важен, как и кислород для человека, но он тоже должен быть полезным.
Вместо просиживания целыми выходными на диване устраивайте выходы и выезды на природу, разработайте план активного отдыха, это, кстати, поможет укрепить здоровье. Прочтите познавательную или просто интересную книгу, на которую раньше не было времени, это подстегнет ум. Контролируя свою жизнь, помните, что отдых тоже должен быть запланирован.
Недопустимо, чтобы он был спонтанным. Но и не пренебрегайте им. Это чревато затяжным бездельем, так как переутомление еще никому на пользу не шло. Здесь уместно правило: «Делу время – потехе час».
Пример расписания на каждый день может выглядеть так: