Файл: Информация о владельце фио Чичановская Леся Васильевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Документ подписан простой электронной подписью
Информация о владельце:
ФИО: Чичановская Леся Васильевна
Должность: Ректор
Дата подписания: 01.12.2022 21:47:56
Уникальный программный ключ:
fdc91c0170824641c2750b083f9178740bd3a8ac

I. Внешняя рецензия дана заведующей кафедрой ботаники ФГБОУ ВО ТвГУ
Министерства образования и науки
РФ, д.б.н., доцентом
А.Ф.Мейсуровой «25» июня 2019 г. (прилагается)
Рабочая программа рекомендована к утверждению на заседании центрального координационно-методического совета «28» августа 2020 г. (протокол № 1).

II. Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки (специальности) 33.05.01 ФАРМАЦИЯ, с учётом рекомендаций основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования.
1. Цель и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся общепрофессиональных компетенций для оказания квалифицированной медицинской помощи в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Задачами освоения дисциплины являются: проведение санитарно-просветительской работы с населением; формирования мотивации граждан к поддержанию здоровья.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые
компетенции
Индикатор
достижения
Планируемые результаты обучения
В результате изучения дисциплины студент должен:
ОПК - 1
Способен использовать основные биологические, физико-химические, химические, математические методы для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств, изготовления лекарственного растительного сырья
ИД ОПК -1.1
Применяет основные биологические методы анализа для разработки, исследований и экспертизы лекарственных средств и лекарственного растительного сырья
Уметь: пользоваться биологическим оборудованием; работать с увеличительной техникой; решать задачи по медицинской генетике для установления вероятности
(риска) рождения больного/здорового ребенка в семье; выявлять морфологические изменения изучаемых объектов на микро- препаратах и электроннограммах; диагностировать различные стадии развития возбудителей паразитарных заболеваний человека на влажных и микропрепаратах, слайдах, фотографиях; использовать медико-биологические термины в устной и письменной речи; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью
Интернет для поиска дополнительной информации при подготовке к занятиям; использовать научную информацию, полученную из различных источников при написании реферативной работы, подготовке презентации к ней и выступлении с сообщением перед группой студентов;
Знать:
морфофункциональные особен- ности структур эукариотической животной клетки; принцип организации генетического материала у эукариот, механизмы реализации генетической информации и ее регуляции;

закономерности общей и медицинской генетики; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний человека; основные методы диагностики наследственных болезней человека; медико-биологические термины из перечня основной литературы по всем модулям дисциплины; возможности библиографических ресурсов; основные принципы информационно-коммуникационных технологий; основные требования информационной безопасности.
3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Дисциплина «БИОЛОГИЯ» входит в Базовую часть Блока 1 ОПОП специалитета.
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими частями ОПОП:
1). Базовые представления и знания, полученные в средней общеобразовательной школе в разделах:
Общая биология: химический состав, виды, строение, метаболизм в клетке; размножение и индивидуальное развитие организмов; основы генетики и селекции; эволюционное учение
Ч.Дарвина и современные представления об эволюции органического мира и человека; экологические факторы, их влияние на живой организм; взаимоотношения организмов в составе биогеоценозов; биосфера.
Анатомия, физиология и гигиена человека: кровь и кровообращение; дыхание; пищеварение; обмен веществ; выделение; нервная и гуморальная регуляция; развитие человеческого организма.
Зоология: типы Простейшие, Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви,
Членистоногие, Хордовые.
2). Дисциплины, для которых освоение дисциплины «Биология» необходимо как предшествующее:
Микробиология, вирусология: вирусы, фаги, прокариоты.
Патология: гомеостаз; генные наследственные заболевания.
Фармацевтическая экология: основы общей и медицинской экологии, экологические основы паразитизма.
Биологическая химия: ДНК, РНК, метаболизм эукариотической клетки.
4. Объём дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов, в том числе 70 часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем, и 38часов самостоятельной работы обучающихся.
5. Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: лекция-визуализация (ЛВ), проблемная лекция (ПЛ), обобщающая лекция (ОБЛ), ролевая учебная игра (РИ), метод

малых групп (МГ), использование интерактивных атласов (ИА), подготовка и защита рефератов (Р), экскурсии (Э), метод инцидента (МИ), анализ конкретных ситуаций (АКС), междисциплинарный семинар (МДС), метод развивающего обучения (РАЗО), моделирующее обучение (МО), ориентационный семинар (ОС), проблемный семинар
(ПС), поисковая, исследовательская, образовательная технология
(ПИО), репродуктивное обучение (РПРО).
При изучении учебного материала по дисциплине «Биология» 41 академический час отводится на самостоятельную работу студента. В это время студент должен:
1. Тщательно подготовиться к текущим практическим занятиям.
2. Самостоятельно изучать отдельные вопросы и темы по дисциплине:
- появление клетки как исходная точка биологической эволюции;
- эндомитоз и политения;
- роль амплификации генов, подвижных генетических элементов, горизонтального переноса информации в эволюции генома;
- секвенирование генома;
- провизорные органы хордовых: образование, строение, особенности функционирования и эволюция;
- простейшие: неглерия, акантамеба;
- трематоды: фасциолопсес, эутрема;
- цестоды: тыквовидный цепень, крысиные цепни, альвеококк;
- нематоды: филярии: вухерии, бругия, онхоцерки;
- клещи: домашний, железница угревая.
3. Самостоятельно решать ситуационные задачи по медицинской генетике и медицинской паразитологии.
4. Оформлять рабочую тетрадь (заполнение таблиц, оформление решенных задач, оформление рисунков и схем в случае, если студент не успел это сделать на занятии).
5. Работа с дополнительной литературой, научной информацией.
6. Поиск материала по теме реферата, написание и оформление реферата, подготовка устного сообщения и презентации к нему.
7. Подготовка к рубежному контролю знаний.
8. Подготовка к промежуточной аттестации (зачету).
В рамках изучения дисциплины «Биология» в целях повышения мотивации к обучению, а также профилизации по специальности «Фармация» планируются встречи со специалистами государственных и общественных организаций по темам: современные диагностические методы генетики; методы изучения и результаты исследований структуры заболеваемости людей на разных этапах антропогенеза в зависимости от географического расселения и воздействия на их организм экологических факторов; роль питания, физической активности, курения, наркомании и других зависимостей в нарушении гомеостаза, их влияние на процессы старения и преждевременной смерти; профилактика паразитарных, экологических и социальных болезней человека.
6. Формы промежуточной аттестации
Зачет в конце I (осеннего) семестра согласно условиям балльно-накопительной системы оценки знаний студентов.
III. Учебная программа дисциплины
1. Содержание дисциплины


Модуль 1. Хранение, передача и реализация генетической информации
1.1. Биология как наука. Работа с микроскопом. Техника микроскопирования
1.1.1. Биология - область естествознания, комплекс научных дисциплин о жизни во всех ее проявлениях. Определение и фундаментальные свойства жизни. Происхождение жизни: гипотеза панспермии, абиогенеза, геохимическая гипотеза. Узловые пункты исторического развития жизни. Стратегия жизни. Приспособление и прогресс, согласованная эволюция, принцип экосистемы.
1.1.2. Иерархическая система жизни. Понятие об уровнях организации. Проявление главных свойств жизни по уровням ее организации.
1.2. Клеточный уровень организации биологических систем.
1.2.1. Клеточный уровень организации жизни - основа жизнедеятельности и развития живых форм всех типов структурно-функциональной организации. Биология клетки. Клетка - элементарная единица живого. Клеточная теория. Принципы структурно- функциональной организации клетки многоклеточного животного организма.
1.2.2.
Структурно-функционально-метаболическая внутриклеточная компартментация. Биологическая мембрана. Немембранные способы компартментации.
Клеточная оболочка. Клеточное ядро. Цитоплазма клетки. Основное вещество.
Цитоскелет. Органеллы эукариотической клетки. Вакуолярно-канальцевая система цитоплазмы. Пластинчатый комплекс Гольджи. Лизосомы. Микротельца. Митохондрии.
Рибосома. Микротрубочки. Микрофиламенты. Клетка как целостная структура. Понятие о биоколлоиде.
1.3. Биология размножения.
1.3.1. Организация генетического материала у эукариот. Химический состав хроматина
(хромосом) эукариотической клетки.
Структурная организация эукариотической хромосомы. Гетерохроматин и эухроматин.
1.3.2. Бесполое размножение. Жизненный цикл клетки. Митотический
(пролиферативный) цикл. Клетка в митотическом цикле. Интерфаза. Клетка в митотическом цикле. Митоз. Контроль количества клеток в многоклеточном организме.
Апоптоз. Клеточный некроз. Клеточная дифференцировка. Онкотрансформация как одна из возможных составляющих жизненного цикла клетки. Понятие о кариотипе.
1.3.3. Половое размножение организмов. Чередование поколений с бесполым и половым размножением. Половые клетки. Мейоз. Первичные половые клетки.
Клонирование многоклеточных животных.
1.4. Онтогенез.
1.4.1. Этапы, периоды и стадии онтогенеза. Специфика и значение химического состава цитоплазмы яйцеклетки. Типы яйцеклеток. Полярность яйцеклеток. Яйцевые оболочки. Оплодотворение и партеногенез.
1.4.2.
Эмбриональное развитие.
Дробление, сущность, стадии дробления, морфология дробления. Особенности молекулярно-генетических и биохимических процессов при дроблении. Гаструляция, сущность, стадии гаструляции, морфология гаструляции, особенности стадии гаструляции. Образование органов и тканей. Сущность стадии органогенеза. Нейруляция. Дифференцировка мезодермы. Производные зародышевых листков. Примеры органогенезов человека, отражающих эволюцию вида.
1.4.3. Роль нарушений механизмов онтогенеза в патологии человека. Критические периоды в онтогенезе человека.
Модуль 2. Общая и медицинская генетика
2.1. Молекулярные механизмы наследственности.
2.1.1. Проект «Геном человека». Эволюция генома.
Поток генетической информации: клеточный уровень. Способы записи биологической информации.
Генетический код. Передача генетической информации в ряду клеточных поколений.


Самокопирование или репликация ДНК. Защита и/или минимизация искажения генетической информации на уровне ДНК.
2.1.2. Транскрипция и посттранскрипционные процессы. Транспорт мРНК из ядра в цитоплазму. Регуляция генетической активности (транскрипции, экспрессии генов).
Внутриклеточное движение биологической (генетической) информации. Трансляция и посттрансляционные процессы. Рибосомный цикл биосинтеза белка. Механизмы регуляции продолжительности существования в цитоплазме зрелых мРНК: цитофункциональный аспект. Биосинтез белков в прокариотической клетке. Надежность внутриклеточного потока биологической (генетической) информации. «Контроль качества» мРНК и белков.
2.2. Закономерности и виды наследования. Независимое и сцепленное наследование.
Генетика пола.
2.2.1. Генный уровень организации генетического аппарата. Определение гена.
Признак как генетическое понятие. Свойства гена. Среда как генетическое понятие.
Функционально-генетическая характеристика нуклеотидных последовательностей ДНК
(сайтов, генов). Наследование признаков, обусловливаемое внеядерными генами.
Цитоплазматическая наследственность. Фенотип организма. Роль наследственности и среды в формировании фенотипа.
2.2.2. Моно- и полигенное наследование. Клеточные механизмы, определяющие типы наследования признаков, контролируемых ядерными генами. Моногенное независимое аутосомное и сцепленное с полом наследование. Полигенное наследование.
Мультифакторные болезни: механизм развития, особенности прогнозирования, роль профилактики.
2.2.3. Хромосомный уровень организации генетического аппарата. Хромосомная теория наследственности, основные положения. Соотносительное наследование нескольких признаков.
2.2.4. Сцепленное наследование у человека. Группы сцепления генов.
Кроссинговер, как механизм, определяющий нарушения сцепления генов.
2.2.5. Генетика пола. Особенности Х-сцепленного и голандрического типов наследования. Типы определения пола. Роль генотипа и среды в развитии признаков пола.
2.3. Изменчивость. Методы исследования генетики человека.
2.3.1.
Формы биологической изменчивости.
Изменения нуклеотидных последовательностей
ДНК.
Генные мутации.
Функционально-генетическая классификация генных мутаций. Биологическое значение генного уровня организации генетического аппарата. Изменения структурной организации хромосом. Хромосомные мутации. Биологическое значение хромосомного уровня организации генетического аппарата. Геномный уровень и биологическая изменчивость. Геномные мутации.
2.3.2. Молекулярно-генетические и клеточные механизмы обеспечения свойств наследственности и изменчивости у людей как проявление биологического наследства человека. Наследственность и биологическая изменчивость у человека. Генетика человека как научно-практическая дисциплина. Человек как объект генетического анализа.
2.3.3. Методы, используемые в генетике человека.
Генеалогический метод
(метод родословных) генетического анализа человека. Родословные при аутосомно-доминантном типе наследования. Родословные при аутосомно-рецессивном типе наследования. Родословные при доминантном Х- сцепленном типе наследования. Родословные при рецессивном Х-сцепленном типе наследования. Родословные при Y-сцепленном типе наследования.
2.3.4.Близнецовый метод генетического анализа человека.
2.3.5.Цитогенетический метод генетического анализа человека.
2.3.6. Неинвазивные методы генетического анализа человека: научно-практическое наследие классической генетики.
2.3.7. Молекулярно-цитогенетический метод генетического анализа человека.