Файл: Информация о владельце фио Чичановская Леся Васильевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3.8. Современные тенденции в ДНК-диагностике. Использование полиморфных генетических маркеров. Метод генетики соматических клеток.
2.3.9. Биохимический подход в генетическом анализе человека.
Иммунохимический подход в генетическом анализе человека.
2.4. Наследственные заболевания человека.
2.4.1. Механизмы развития и классификация генных болезней человека.
2.4.2. Фенотипические проявления генных болезней человека.
2.4.3. Диагностика и принципы лечения генных болезней человека.
2.4.4. Хромосомные наследственные заболевания человека. Механизмы развития и классификация хромосомных болезней человека.
2.4.5. Фенотипические проявления хромосомных болезней человека.
2.4.6. Диагностика и принципы лечения хромосомных болезней человека.
Модуль 3. Общая и медицинская паразитология
3.1. Экологические и медико-биологические основы паразитизма. Простейшие.
3.1.1. Медицинская паразитология, определения, цели, задачи. Распространенность паразитизма в природе. Классификация паразитизма и паразитов. Происхождение паразитизма. Адаптации к паразитическому образу жизни: основные тенденции.
Экологическое и эволюционное значение паразитизма.
3.1.2. Цикл развития паразитов и организм хозяина. Факторы восприимчивости хозяина к паразиту. Влияние паразитов на организм хозяина. Действие хозяина на паразита. Сопротивление паразитов реакциям иммунитета хозяина.
3.1.3. Межвидовые и внутривидовые взаимодействия паразитов в организме хозяина. Взаимоотношения в системе «паразит - хозяин» на уровне популяций.
Специфичность паразитов по отношению к хозяину. Природно-очаговые заболевания.
3.1.4. Саркодовые. Инфузории. Медицинское значение.
3.1.5. Простейшие. Жгутиковые. Споровики. Медицинское значение.
3.2. Плоские и Круглые черви.
3.2.1. Сосальщики. Сосальщики с одним промежуточным хозяином, обитающие в пищеварительной системе. Сосальщики с одним промежуточным хозяином, обитающие в кровеносных сосудах. Сосальщики, цикл развития которых связан с водной средой.
Сосальщики, цикл развития которых не связан с водной средой. Сосальщики, обитающие в желчных ходах печени. Сосальщики, обитающие в легких.
3.2.2. Плоские черви. Ленточные черви. Ленточные черви, жизненный цикл которых связан с водной средой. Ленточные черви, жизненный цикл которых не связан с водной средой. Ленточные черви, использующие человека как окончательного хозяина.
Ленточные черви, использующие человека как промежуточного хозяина.
Ленточные черви, проходящие в организме человека весь жизненный цикл.
3.2.3. Круглые черви. Собственно круглые черви. Круглые черви – геогельминты.
Геогельминты, развивающиеся без миграции. Геогельминты, развивающиеся с миграцией.
Круглые черви – биогельминты. Биогельминты, заражение которыми происходит при проглатывании личинок с тканями промежуточного хозяина. Биогельминты, передающиеся трансмиссивно. Круглые черви, осуществляющие в организме человека только миграцию.
3.3. Медицинская арахноэнтомология. Паукообразные. Насекомые
3.3.1. Отряд клещи, отличительные особенности, черты приспособленности к паразитическому образу жизни. Клещи - временные кровососущие эктопаразиты. Клещи - обитатели человеческого жилья. Клещи - постоянные паразиты человека.
3.3.2. Насекомые. Синантропные насекомые, не являющиеся паразитами.
Насекомые - временные кровососущие паразиты. Насекомые - постоянные кровососущие паразиты. Насекомые - тканевые и полостные эндопаразиты.
Модуль 4. Общая и медицинская экология
4. Биологические аспекты экологии человека.
4.1. Понятия общей экологии, среды обитания, классификация экологических факторов. Среда обитания человека. Человек как объект действия экологических факторов. Адаптация человека к среде обитания. Происхождение адаптивных экологических типов человека.
4.2. Основные экстремальные зоны на планете и соответствующие им адаптивные экологические типы человека.
2. Учебно-тематический план дисциплины БИОЛОГИЯ (в академических часах) и матрица компетенций
Коды
(номера)
модулей
(разделов)
дисциплины
и тем
Контактная работа
обучающихся с
преподавателем
Всего
часов
на
контакт
ную
работу
Самостоят
ельная
работа
студента,
включая
подготовк
у к
экзамену
Итого
часов
Формиру-
емые
компетен-
ции
Используемые
образовательн
ые технологии,
способы и
методы
обучения
Формы
текущего, в т.ч.
рубежного
контроля
успеваемости
ле
к
ц
и
и
се
ми
н
ар
ы
лабор
атор
н
ые
п
р
ак
ти
к
умы
п
р
ак
ти
ч
ес
к
и
е
заняти
я,
к
ли
н
и
ч
ес
к
и
е
п
р
ак
ти
ч
ес
к
и
е
заняти
я
экзаме
н
ОПК
-1
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12
1.
4
15
19
12
31
+
1.1.
1 3
4 4
+
ЛВ,Э, РПРО
1.2.
1 3
4 3
7
+
Л,
ИА, РПРО
Т, С, Р
1.3.
1 3
4 3
7
+
Л,
ИА, РАЗО
Т, С, Р
1.4.
1 3
4 3
7
+
Л,
ИА, РАЗО
Т, С, Р
1.5 3
3 3
6
+
РК: Т, ПН,ТВ
2.
8
18
26
12
38
+
2.1.
2 3
5 2
7
+
ЛВ, АКС, РАЗО
Т, С, Р, СЗ
2.2.
2 3
5 2
7
+
ЛВ, АКС, РАЗО
Т, С, Р, СЗ
2.3.
2 3
5 2
7
+
Л,
АКС, РАЗО
Т, С, Р, СЗ
2.4.
2 3
5 2
7
+
ПЛ, АКС, МО
Т, С, Р, СЗ
2.5.
3 3
2 5
+
ПЛ, АКС, МО
Т, С, Р, СЗ
2.6.
3 3
2 5
+
РК:Т, СЗ, ПН,ТВ
3.
2
12
14
8
22
+
3.1.
1 3
4 2
6
+
Л,
РИ, ИА,
Т, С, Р, СЗ
3.2.
1 3
4 2
6
+
РИ,ИА, МО, ПИО
Т, С, Р, СЗ
3.3.
3 3
2 5
+
РИ,ИА, ПИО
Т, С, ПН, СЗ,Р
3.4 3
3 2
5
+
РК:Т, СЗ, ПН,ТВ
4.
2
6
8
4
12
+
4.1.
1 3
4 2
6
+
ЛВ, ОБЛ, РАЗО
Т, С, Р
4.2 1
3 4
2 6
Зачет
3
3
2
5
+
Т, СЗ
ИТОГО
16
54
70
38
108
+
Список сокращений:
лекция-визуализация (ЛВ), традиционная лекция - (Л), проблемная лекция (ПЛ), обобщающая лекция (ОБЛ), ролевая учебная
игра (РИ), использование интерактивных атласов (ИА), подготовка и защита рефератов (Р), экскурсии (Э), анализ конкретных ситуаций (АКС), метод
развивающего обучения (РАЗО), моделирующее обучение (МО), поисковая, исследовательская, образовательная технология (ПИО), репродуктивное
обучение (РПРО).
Формы текущего и рубежного контроля успеваемости: Т – тестирование, ПН – оценка освоения практических навыков (умений),СЗ – решение
ситуационных задач, РК – рубежный контроль, Р – написание и защита реферата, С – собеседование по контрольным вопросам, ТВ –теоретический
вопрос.
IV. Фонд оценочных средств для контроля уровня сформированности компетенций
1. Оценочные средства для текущего, в т.ч. рубежного контроля успеваемости
Примеры заданий в тестовой форме:
1. Органеллы, отвечающие за сборку полипептидных цепей белков
1) ядро
2) ядрышко
3) гладкая цитоплазматическая сеть
4) рибосомы
2. Структура хромосом в постсинтетический период автокаталитической интерфазы
1) состоят из двух хроматид
2) имеют вторичную перетяжку
3) центромерный индекс 50%
4) состоят из одной молекулы ДНК
3. Сперматогенез у человека протекает
1) синхронно и прерывисто
2) асинхронно и непрерывно
3) синхронно и непрерывно
4) асинхронно и прерывисто
4. Транскриптон прокариот состоит из
1) экзонов, спейсеров, терминатора
2) промотора, экзонов, интронов
3) терминатора, оператора, интронов
4) промотора, оператора, структурных генов, терминатора
Эталоны ответов: 1. 4); 2. 1); 3. 3); 4. 4).
Критерии оценки тестового контроля:
5 баллов – 91 - 100% верных ответов
4 балла – 81 - 90% верных ответов
3 балла – 71 - 80% верных ответов
2 балла – 61 - 70% верных ответов
1 балл – 51 - 60% верных ответов
0 баллов – 0 - 50% верных ответов
Примеры контрольных вопросов для собеседования и письменного контроля:
1. Общая и медицинская паразитология. Предмет и задачи.
2. Паразитизм, происхождение паразитизма. Понятие о паразите и хозяине.
3. Экологические основы классификации паразитов по времени паразитирования и по месту обитания в организме хозяина. Понятие и примеры истинного и ложного паразитизма.
4. Феномен смены хозяев. Виды хозяев (окончательный, промежуточный, дополнительный, резервуарный).
5. Взаимоотношения в системе паразит-хозяин на уровне особей. Патогенные и непатогенные паразиты, действие паразита на хозяина и хозяина на паразита.
Критерии оценки при собеседовании:
5 баллов - максимальная оценка, если ответ полный, правильный, логичный, с использованием основной и дополнительной литературы.
4 балла - ответ полный, правильный, логичный, с использованием основной литературы.
3 балла - ответ правильный, но нелогично изложенный, с незначительными погрешностями, с использованием только основной литературы.
2 балла - ответ недостаточно полный и (или) содержит негрубые биологические ошибки.
1 балл - ответ краткий, но правильный, правильно воспроизводятся лишь отдельные фрагменты учебного материала или допущено несколько грубых биологических ошибок.
0 баллов - полное отсутствие ответов на предложенные задания, ответ не по вопросу, допущены грубейшие ошибки.
Примеры ситуационных задач:
1. При дуоденальном зондировании в содержимом 12-перстной кишки и желчного пузыря обнаружены паразиты грушевидной формы с 4-мя парами жгутиков и парными ядрами. 1.
Ваш диагноз? 2. Патогенное действие паразита. 3. Стадии жизненного цикла. 4.
Систематическое положение возбудителя по латыни.
Эталон ответа: 1. Лямблиоз. 2. Механическая блокада кишечника, нарушение пристеночного пищеварения и всасывания. 3. Вегетативная форма и циста. 4. Тип
Protozoa, класс Flagellata, отряд Polymastigina, род Lamblia, вид Lamblia intestinalis.
2. У больного жидкий, обильный стул с примесями крови и слизи. При опросе больного стало известно, что он работает на свиноферме. При микроскопировании фекалий обнаруживаются слизь, кровь и масса крупных одноклеточных паразитов. 1.Ваш предполагаемый диагноз? 2.Какое лабораторное исследование необходимо провести для постановки диагноза? 3.Как могло произойти заражение? 4.Меры профилактики заболевания.
Эталон ответа: 1. Балантидиаз. 2. Провести повторное исследование мазков фекалий с целью обнаружения в цитоплазме простейшего ядра бобовидной формы. 3.Заражение могло произойти при несоблюдении правил личной гигиены после контакта со свиньями.
4. Профилактика балантидиаза: личная - личная гигиена, мыть овощи, фрукты, пить кипяченую воду; общественная - борьба с загрязнением среды фекалиями, соответствующая организация труда на свинофермах, выявление и лечение больных.
Критерии оценки при решении ситуационных задач:
5 баллов - студент полно и правильно отвечает на все вопросы ситуационной задачи
(100%), широко оперируя при этом сведениями из базовой, основной и дополнительной литературы.
4 балла - студент правильно, но не очень подробно, с незначительными погрешностями отвечает на все поставленные вопросы (100%), опираясь на сведения из базовой и основной литературы.
3 балла - студент правильно решает задачу, но отвечает не на все поставленные вопросы
(70 - 89%), опуская детали, допуская негрубые ошибки, оперируя сведениями только из базовой литературы.
2 балла – студент правильно решает отдельные фрагменты задачи, отвечает не на все поставленные вопросы, допуская ошибки, оперируя сведениями только из базовой литературы.
1 балл – студент демонстрирует единичные фрагменты знаний, не решая задачу в целом.
0 баллов - студент не решает задачу, дает неправильный ответ, ответ не на поставленные в задаче вопросы.
Примеры тем рефератов:
Клонирование.
Медико-генетическое консультирование.
Старение и смерть.
Распространение и профилактика чумы.
Критерии оценки реферата:
15 баллов - тема полностью раскрыта, реферат написан правильно, логично, с использованием классической и современной литературы, творчески оформлен. По заданной проблеме подготовлено устное выступление (резюме) на 5 минут с презентацией или иллюстрациями, адаптированное для восприятия студентами.
10 баллов - тема полностью раскрыта, реферат написан правильно, логично, с использованием классической и современной литературы, творчески оформлен. По заданной проблеме подготовлено устное выступление (резюме) на 5, адаптированное для восприятия студентами в группе без использования конспекта.
9 баллов – тема раскрыта, материал по выбранной проблеме подобран. Устное выступление с использованием конспекта.
8 - 7 баллов – тема раскрыта, но материал нелогично изложен, имеются незначительные погрешности, студент использовал только основную литературу.
6 - 4 балла – тема раскрыта недостаточно полно, доклад сделан без иллюстраций, использован единственный источник литературы.
3 - 1 балл – материал полностью копирован из источника литературы, без творческой обработки, без выражения прочитан по написанному.
0 баллов – реферат не подготовлен.
Текущий и рубежный контроль успеваемости осуществляется по балльно-накопительной системе (Приложение № 5).
Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить
студенту:
на текущем занятиях:
приобретение навыков работы с микроскопической техникой; методика изготовления временного микропрепарата; приобретение навыков работы с цитологическими и гистологическими препаратами; анализ электроннограмм; определение полового Х-хроматина; изготовление и анализ дактило- и пальмограмм; составление и анализ родословных по основным типам наследования у человека; анализ фотокариограммы здорового человека и больного с хромосомным заболеванием; диагностика протозойных заболеваний; овогельминтоскопия; препарирование лабораторных животных на рубежном контроле: анализ электроннограмм; расчет вероятности рождения больного ребенка с генными заболеваниями; установление видовой принадлежности и стадии развития паразитов человека из типов
Простейшие, Плоские черви, Круглые черви, Членистоногие.
Пример практических навыков:
Студенту предлагается конверт с двумя неподписанными микропрепаратами по медицинской паразитологии. Студент должен: настроить микроскоп; найти объект на малом увеличении микроскопа; определить принадлежность объекта к типу животных; настроить микроскоп на большое увеличение; рассмотреть объект под большим увеличением; установить стадию жизненного цикла паразита и его видовую принадлежность; написать полное систематическое положение паразита по латыни; перечислить диагностические признаки паразита.
Критерии оценки выполнения практических навыков:
на текущем занятии: