Файл: Информация о владельце фио Чичановская Леся Васильевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
зачтено – студент добросовестно, согласно методическим указаниям для выполнения практической работы на текущих занятиях и прислуживаясь к рекомендациям преподавателя выполняет все манипуляции, правильно фиксирует результаты своей работы в рабочей тетради и своевременно представляет их преподавателю на проверку;
не зачтено – студент игнорирует самостоятельное выполнение практической работы, либо выполняет манипуляции не в той последовательности, либо неверно; не прислушивается к рекомендациям преподавателя и своевременно не исправляет ошибки; не фиксирует результаты своей работы в рабочей тетради или переписывает работу у других студентов; не своевременно представляет преподавателю рабочую тетрадь для проверки. на рубежном контроле:
10 баллов - студент правильно, аккуратно и оперативно выполняет все практические манипуляции (100%) и свободно их воспроизводит через значительный временной интервал.
9 баллов - студент правильно, аккуратно и оперативно выполняет все практические манипуляции (100%), допуская незначительные погрешности, и свободно их воспроизводит через значительный временной интервал.
8 - 7 баллов - студент правильно, с отдельными погрешностями либо небольшой задержкой во времени выполняет практически все манипуляции (90 - 100%) и воспроизводит их через значительный временной интервал.
6 - 4 балла - студент с трудом овладевает основными практическими навыками (70 - 89%), используя для этого дополнительное внеаудиторное время, и не может их воспроизвести безупречно через некоторое время.
3 - 1 балл - студент овладел отдельными практическими навыками (50% - 70%), либо часто допускает грубейшие ошибки.
0 баллов - студент овладел отдельными практическими навыками (менее 50%), либо он не способен их выполнить в режиме динамического стереотипа.
2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения
дисциплины (зачет) (Приложение № 1)
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для
освоения дисциплины:
а). Основная литература:
1. Биология [Текст] : учебник : в 2 т. / под ред. Ярыгина В. Н. - М. : ГЭОТАР-Медиа,
2012. – Т. 1 – 736 с., Т.2 - 560 с. : ил.
2.
Биология. В 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс] / под ред. В. Н. Ярыгина. - М. : ГЭОТАР-
Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970435649.html
3.
Биология. В 2 т. Т. 2 [Электронный ресурс] : учебник / под ред. В. Н. Ярыгина. - М. :
ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970435656.html
б). Дополнительная литература:
1.
Биология: медицинская биология, генетика и паразитология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.П. Пехов. - 3-е изд., стереотип. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430729.html
2. Клетка. Интерактивное электронное пособие. Тверь. 2018.
3. Формы размножения. Интерактивное электронное пособие. Тверь. 2018.
4. Интерактивный атлас по биологии. Модуль «Паразитология», Раздел «Простейшие»
Тверь. 2015 5. Интерактивный атлас по биологии. Модуль «Паразитология», Раздел «Медицинская гельминтология» Тверь. 2016
6. Интерактивный атлас по биологии. Модуль «Паразитология», Раздел «Медицинская арахноэнтомология» Тверь. 2016
2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
1. Биология
[Электронный ресурс] : методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Фармация» - Тверь. 2015 2. Биология [электронный ресурс] : задания в тестовой форме для обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальности
«Фармация» – Тверь. 2016 3. Биология. Модуль Генетика. Модуль Медицинская паразитология / сборник ситуационных задач для обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология»,
«Фармация». – Тверь.; Триада. 2016
3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины
Профессиональные базы данных, информационные справочные системы и электронные
образовательные ресурсы:
1. Электронный справочник «Информио» для высших учебных заведений
(www.informuo.ru).
2. Университетская библиотека on-line (www.biblioclub.ru).
3. Информационно-поисковая база Medline (http:// www.ncbi.nlm.nin.gov/pubmed).
4. Электронный библиотечный абонемент Центральной научной медицинской библиотеки Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.
Сеченова // http://www.emll.ru/newlib/.
5. Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» // http://window.edu.ru/.
6. Федеральная электронная медицинская библиотека Минздрава России // http://vrachirf.ru/company-announce-single/6191/.
7. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // http://www.rosminzdrav.ru/.
4. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения и информационных справочных систем
4.1. Перечень лицензионного программного обеспечения:
1. Microsoft Office 2013:
- Excel 2013;
- PowerPoint 2013;
- Word 2013.
2. Комплексные медицинские информационные системы «КМИС. Учебная версия»
(редакция Standart) на базе IBM Lotus.
3. Программное обеспечение для тестирования обучающихся SUNRAV TestOfficePro
1 2 3
4.2. Перечень электронно-библиотечных систем (ЭБС):
1. Электронно-библиотечная система «Консультант студента» (www.studmedlib.ru).
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
Приложение № 2
VI.
Описание
материально-технической
базы,
необходимой
для
осуществления образовательного процесса по дисциплине
1. Электронно-библиотечная система «Консультант студента» (www.studmedlib.ru).
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.
Приложение № 2
VI.
Описание
материально-технической
базы,
необходимой
для
осуществления образовательного процесса по дисциплине
Приложение № 3
VII. Научно-исследовательская работа студента
Научно-исследовательская работа студентов включает в себя:
- проведение поисковой работы по заданной проблеме,
- создание биологических моделей тканей и органов,
- изготовление микропрепаратов с последующим их изучением, морфометрией и статистической обработкой полученных данных;
- подготовка иллюстративного материала к текущим практическим занятиям (изготовление таблиц, моделей),
- изучение научной литературы по биологии на русском и иностранных языках,
- подготовка объектов и съемка микрофильмов, их монтаж,
- подготовка и проведение учебно-практических и научных конференций,
- подготовка устных и стендовых научных докладов на итоговое заседание СНО на кафедре и итоговую конференцию ТГМУ,
- публикация в сборниках студенческих работ.
VIII. Протоколы согласования рабочей программы дисциплины с другими
дисциплиными:
химия микробиология, вирусология латинский язык
IX. Сведения об обновлении рабочей программы дисциплины
Приложение № 4
Приложение № 1
Фонды оценочных средств
для проверки уровня сформированности части компетенций
для промежуточной аттестации (зачета) по итогам освоения дисциплины
ОПК - 1
Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с
использованием
информационных,
библиографических
ресурсов,
медико-
биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и
учетом основных требований информационной безопасности
1) Типовые задания для оценивания результатов сформированности компетенции на
уровне «Знать» (воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты):
Примеры заданий в тестовой форме:
1. Клеточные формы жизни, не имеющие оформленного ядра
1) фаги
2) вирусы
3) прокариоты
4) эукариоты
2. Органеллы, присутствующие у про- и эукариот
1) митохондрии
2) гранулярная ЦПР
3) рибосомы
4) пластинчатый комплекс (аппарат Гольджи)
3. Хромосомы, различающиеся у организмов разного пола одного вида – это
1) гоносомы
2) аутосомы
3) гомологичные хромосомы
4) гетерологичные хромосомы
4. Период гаметогенеза, во время которого происходит мейотическое деление клеток
1)период роста
2) период формирования
3) период размножения
4) период деления созревания
5. Воздействие на организм хозяина, не характерное для паразита
1) использует хозяина как источник питания
2) использует хозяина как место обитания
3) причиняет вред хозяину, но не уничтожает его
4) причиняет вред хозяину и уничтожает его
Эталоны ответов: 1. 3); 2. 3); 3. 1); 4. 4); 5. 4)
2) Типовые задания для оценивания результатов сформированности компетенции на
уровне «Уметь» (решать типичные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения):
1. Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по анализируемому признаку?
2. Какова вероятность рождения здорового ребенка в семье, если отец гетерозиготен по фенилкетонурии, а мать здорова.
3. При обследовании беременной женщины в женской консультации было обнаружено носительство токсоплазмоза. Опасно ли это для плода? Кто чаще является источником заражения человека токсоплазмозом? Назовите стадии жизненного цикла токсоплазмы в организме промежуточного и окончательного хозяина. Перечислите способы заражения токсоплазмозом. Что лежит в основе лабораторной диагностики токсоплазмоза?
4. В одном из детских садов выявлена большая пораженность детей энтеробиозом.
Можно ли избавить детей от остриц без применения медикаментозного лечения?
5. В поликлинику обратился мужчина, у которого на шее и на правой лопатке находятся два присосавшихся клеща коричневого цвета. Выяснилось, что накануне он выезжал из города в лес. Какими заболеваниями они могут заразить человека? Как предупредить нападение клещей на людей?
Приложение № 2
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ГЕНЕТИКА
Цель занятия: изучить организацию наследственного материала у про- и эукариот, классификацию и свойства генов, этапы экспрессии генов в клетке.
ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Выберите один правильный ответ
1. СВОЙСТВО
ОРГАНИЗМОВ
ПЕРЕДАВАТЬ
ГЕНЕТИЧЕСКУЮ
ИНФОРМАЦИЮ ОТ РОДИТЕЛЕЙ
ПОТОМСТВУ,
ОБЕСПЕЧИВАЯ
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
1) изменчивость
2) пенетрантность
3) наследственность
4) размножение
2. СВОЙСТВА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
1) дробность и изменчивость
2) прерывистость и специфичность
3) дробность и прерывистость
4) дискретность и специфичность
3. ВИДЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
1) хромосомная, генотипическая
2) хромосомная, цитоплазматическая
3) фенотипическая, сигнальная, цитоплазматическая
4) генная, цитоплазматическая, модификационная
4. ХРОМОСОМНАЯ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ГЕНАМИ
1) цитоплазмы клетки
2) хроматина ядра
3) митохондрий
4) пластид
5. ПОНЯТИЕ ПЛАЗМАГЕНОВ
1) совокупность всех генов ядра
2) гены, отвечающие за синтез структур митохондрии
3) гены, отвечающие за синтез белков плазмалеммы
4) совокупность наследственных задатков цитоплазмы
6. ПРИМЕР
МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
У
ЧЕЛОВЕКА - СИНДРОМ
1) Дауна
2) Лебера
3) эльфа
4) трипло-Х
7. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ,
ПРОЯВЛЯЮЩАЯСЯ
В
КОПИРОВАНИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ
РЕАКЦИЙ
1) цитоплазматическая
2) сигнальная
3) хромосомная
4) ядерная
8. ГЕНОМ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ
ВСЕХ
1) генов и межгенных сегментов ДНК
2) аутосом и гоносом клетки
3) ДНК митохондрий и пластид клетки
4) ДНК и РНК клетки
9. ПЕНЕТРАНТНОСТЬ - ЭТО
1) частота проявления гена в признак
2) проявление нефункционирующих генов
3) повреждение гена мутациями
4) степень выраженности гена
10. ЭКСПРЕССИВНОСТЬ – ЭТО
1) степень выраженности признака в фенотипе
2) число особей, унаследовавших редкий ген
3) частота проявления гена в признак
4) повторяющаяся последовательность генов
11. ГЕНЫ,
ПРИСУТСТВУЮЩИЕ
В
ГЕНОТИПЕ В ЕДИНСТВЕННОМ
ЭКЗЕМПЛЯРЕ
1) уникальные
2) прыгающие
3) активаторы
4) терминаторы
12. ГЕНЫ,
ПРОДУКТОМ КОТОРЫХ
ЯВЛЯЕТСЯ
РНК
ИЛИ
ПОЛИПЕПТИД
1) регуляторные
2) структурные
3) временные
4) прыгающие
13. ГЕНЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ
ФУНКЦИЮ СТРУКТУРНЫХ ГЕНОВ
1) регуляторные
2) структурные
3) временные
4) прыгающие
14. ГЕНЫ,
СПОСОБНЫЕ
ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ
ПО
ХРОМОСОМЕ
1) регуляторные
2) структурные
3) временные
4) транспозоны
15. ТРАНСКРИПТОН – ЭТО
1) интроны и терминаторы
2) гены тРНК и рРНК
3) ген и вспомогательные участки
4) молчащие и бессмысленные гены
16. ТРАНСКРИПТОН
ПРОКАРИОТ
СОСТОИТ ИЗ
1) экзонов, спейсеров, терминатора
2) промотора, экзонов, интронов
3) терминатора, оператора, интронов
4) промотора, оператора, структурных генов, терминатора
17. ЭТАПЫ
СИНТЕЗА
БЕЛКА
У
ПРОКАРИОТ
1) транскрипция и трансляция
2) трансляция и процессинг
3) транскрипция и редупликация
4) процессинг и транскрипция
18. МОЗАИЧНОЕ
СТРОЕНИЕ
У
ЭУКАРИОТ ИМЕЕТ
1) терминатор
2) структурный ген
3) оператор
4) промотор
19. СТРУКТУРНЫЙ ГЕН ЭУКАРИОТ
СОСТОИТ ИЗ
1) экзонов и интронов
2) оператора и интрона
3) промотора и оператора
4) экзона и оператора
20. ПРОЦЕССИНГ У ЭУКАРИОТ - ЭТО
1) вырезание интронов и сплайсинг экзонов
2) вырезание интронов и сшивание спейсеров
3) конъюгация и кроссинговер
4) превращение мРНК в ДНК
21. ТРЕТИЙ
ЭТАП
БИОСИНТЕЗА
БЕЛКА У ЭУКАРИОТ
1) трансляция
2) транскрипция
3) процессинг
4) сплайсинг
22. ПРОДУКТ
ПЕРВОГО
ЭТАПА
БИОСИНТЕЗА
БЕЛКА
У
ПРОКАРИОТ
1) полисахарид
2) аминокислота
3) белок
4) мРНК
23. ПРОДУКТ
ВТОРОГО
ЭТАПА
БИОСИНТЕЗА
БЕЛКА
У
ПРОКАРИОТ
1) про-мРНК
2) мРНК
3) белок
4) рРНК
24. ПРОДУКТ
ПЕРВОГО
ЭТАПА
БИОСИНТЕЗА БЕЛКА У ЭУКАРИОТ
1) про-мРНК
2) зрелая мРНК
3) белок
4) аминокислота
25. ПРОДУКТ
ВТОРОГО
ЭТАПА
БИОСИНТЕЗА БЕЛКА У ЭУКАРИОТ
1) про-мРНК
2) полипептид
3) аминокислоты
4) мРНК
26. ПРОДУКТ
ТРЕТЬЕГО
ЭТАПА
БИОСИНТЕЗА БЕЛКА У ЭУКАРИОТ
1) про-мРНК
2) иРНК
3) аминокислоты
4) полипептид
27. ФУНКЦИЯ СТОП-КОДОНА
1) начинает и заканчивает трансляцию
2) начинает транскрипцию и трансляцию
3) заканчивает трансляцию
4) заканчивает транскрипцию
28. ВИДЫ
РЕАКЦИЙ
НА
БАЗЕ
НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
1) пространственный синтез
2) матричный синтез
3) автономный синтез
4) гидролиз белков
29. ВИДЫ МАТРИЧНОГО СИНТЕЗА
1) редупликация, транскрипция, трансляция
2) конъюгация, денатурация, трансляция
3) кроссинговер, дупликация, трансляция
4) транскрипция, трансляция, кроссинговер
30. СИНТЕЗ
МОЛЕКУЛЫ ДНК НА
МАТРИЦЕ ДНК
1) прямая транскрипция
2) редупликация
3) обратная транскрипция
4) прямая трансляция
31. СИНТЕЗ мРНК НА ДНК
1) прямая транскрипция
2) редупликация
3) обратная транскрипция
4) прямая трансляция
32. СИНТЕЗ ДНК НА МАТРИЦЕ РНК
1) прямая транскрипция
2) редупликация
3) обратная транскрипция
4) прямая трансляция
33. СИНТЕЗ
ПОЛИПЕПТИДА
НА
МАТРИЦЕ мРНК
1) прямая транскрипция
2) редупликация
3) обратная транскрипция
4) прямая трансляции
Эталоны ответов: 1.3), 2.3), 3.2), 4.2), 5.4), 6.2), 7.2), 8.1), 9.1), 10.1), 11.1), 12.2), 13.1),
14.4), 15.3), 16.4), 17.1), 18.2), 19.1), 20.1), 21.1), 22.4), 23.3), 24.1), 25.4), 26.4), 27.3),
28.2),29.1), 30.2), 31.1), 32.3), 33.4).