Файл: Информация о владельце фио Чичановская Леся Васильевна.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Понятие наследственности.
2. Прерывистость и дискретность наследственности.
3. Виды наследственности, их характеристика.
4. Виды цитоплазматической наследственности, примеры.
5. Понятие функциональной преемственности поколений, ее значение в онтогенезе.
6. Современное определение гена. Свойства гена.
7. Классификация генов, характеристика.
8. Понятие генома, его структурные компоненты, характеристика.
9. Понятие транскриптона. Особенности строения транскриптона прокариот.
10. Этапы экспрессии генов у прокариот.
11. Особенности строения транскриптона эукариот.
12. Этапы экспрессии генов у эукариот. Альтернативный сплайсинг.
13. Генетический код и его характеристики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Ознакомьтесь с примерами решения ситуационных задач по
теме занятия.
Задача № 1. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован следующей последовательностью нуклеотидов:
АЦГЦЦЦАТГГЦЦГГТ. Каким станет начало цепочки аминокислот синтезируемого белка, если под влиянием облучения седьмой нуклеотид удален из молекулы ДНК?
Эталон решения. Вначале по принципу комплементарности находим строение участка молекулы мРНК, образующейся на данном отрезке молекулы ДНК: УГЦГГГУАЦЦГГЦЦА. Затем обращаемся к генетическому коду наследственности и для каждого триплета нуклеотидов, начиная с первого, находим и выписываем соответствующую ему аминокислоту: цистеин – глицин – тирозин – аргинин – пролин.
Дополнительный вопрос представляет собой самостоятельную задачу: надо вычеркнуть из данной последовательности указанный нуклеотид и заново определить последовательность мРНК и белка.
Задача № 2. Большая из двух цепей белка инсулина начинается со следующих аминокислот: фенилаланин – валин – аспарагин – глутаминовая кислота – цистеин – лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК, хранящего информацию об этом белке.
Эталон решения.Чтобы закодировать триплетами нуклеотидов последовательность аминокислот белка, обратимся к таблице генетического кода. Для каждой аминокислоты находим соответствующий триплет нуклеотидов и выписываем его. Располагая эти триплеты друг за другом в таком же порядке, в каком идут аминокислоты, получаем строение искомого участка молекулы мРНК. Поскольку генетический код имеет свойство вырожденности, каждой аминокислоте соответствуют несколько кодонов.
Выбор между ними делается по желанию решающего задачу (но, конечно, каждый раз берется только один из триплетов). Однако когда такая же аминокислота встретится в том же белке еще раз, можно с равным правом брать для кодирования ее как тот же, так и любой другой триплет – синоним.
Таким образом, данная задача допускает огромное множество отличающихся друг от друга правильных решений. Вот некоторые из них:
УУЦГУЦААЦГАГЦАЦЦУЦ или УУЦГУГААУГАГЦАУУУГ или
УУУГУУААУГАГЦАЦУУА и т. д.
Установив последовательность нуклеотидов в мРНК, легко находим
(по принципу комплементарности) и искомое строение участка молекулы
ДНК: ААГЦАГТТГЦТЦГТГГАГ или ААГЦАЦТТАЦТЦГТАААЦ или
АААЦААТТАЦТЦГТГААТ и т. д.
2. Решите ситуационные задачи по теме занятия из сборника,
решение запишите в рабочую тетрадь.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Темы рефератов
1. Расшифровка генома человека и её значение для будущего человечества.
2. Евгеника. Возможности изменения генома человека.
Приложение № 3
Справка
о материально-техническом обеспечении рабочей программы дисциплины
(название дисциплины, модуля, практики)
№
п\п
Наименование специальных*
помещений и помещений для
самостоятельной работы
Оснащенность специальных
помещений и помещений для
самостоятельной работы
1
Учебная комната №1 и № 2
Письменный стол, учебные столы, стулья, компьютер с выходом в
Интернет, мультимедийное оборудование, микроскопы, комплекты для изготовления временных микропрепаратов, банк микропрепаратов.
2
Учебный музей кафедры
Коллекции и экспонаты музея по генетике и медицинской паразитологии
*Специальные помещения - учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы.
Приложение № 5
БАЛЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ БИОЛОГИИ
2019-20 уч.год
ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ - ЗАЧЕТ
Оцениваются следующие виды учебной деятельности с указанием максимального
количества баллов:
1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
а) ТЕКУЩИХ ПРАКТИЧЕСКИХ:
Текущий контроль знаний по заданиям в тестовой форме (0 – 2 балла).
Оценка за собеседование (0 – 5 баллов).
Пропущенное по уважительной причине занятие отрабатывается. Для этого необходимо на ближайшем занятии представить своему преподавателю справку из деканата, отработать текущие тесты и пройти собеседование (0 – 7 баллов).
б) РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ:
Задания в тестовой форме (0 – 5 баллов).
Теоретический вопрос (0 – 5 баллов).
Ситуационная задача (0 – 5 баллов).
54% и менее от максимально возможного количества баллов по результатам
рубежного контроля обязательно отрабатывается.
2) ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ НА РУБЕЖНОМ КОНТРОЛЕ:
По модулю (0 – 10 баллов).
Рабочая тетрадь за семестр (0 – 10 баллов).
3) УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
В семестре студент должен сделать одно реферативное сообщение по выбранной теме.
Написание, оформление реферата, выступление с докладом на 5 минут (0 – 10 баллов).
Написание, оформление реферата и презентации, выступление с докладом на 5 минут (0 – 15 баллов).
Несвоевременное написание и оформление реферата без выступления (0 – 5 баллов).
ОФОРМЛЕНИЕ ДОПУСКА К СЕССИИ В ПРИЛОЖЕНИИ К ЗАЧЕТНОЙ
КНИЖКЕ проводится на ПОСЛЕДНЕМ занятии семестра студентам, имеющим рейтинг 55% и выше, при отсутствии или отработке всех пропусков и задолженностей по результатам рубежных контролей.
БОНУСЫ
Подготовка доклада на учебной конференции, выступление с ним, участие в постерной секции (0 - 10 баллов).
Премиальные баллы студенту не назначаются, если он не набрал к концу семестра
проходной рейтинг (55%).
ШТРАФЫ
Пропущенная без уважительной причины лекция или посещение одного часа лекции – «минус» 5 баллов.
Пропущенное без уважительной причины занятие обязательно отрабатывается
(выставляется 50% от полученных на отработке баллов).
Студент, опоздавший на занятие, на него допускается и выполняет оставшуюся часть занятия, но баллы ему не начисляются. Добрать эти баллы на отработках нельзя.
Три пропущенных без уважительной причины занятия или отказы от ответов на трех занятиях обязательно отрабатываются, при этом студент утрачивает возможность освобождения от процедуры зачета.
Студент, игнорирующий работу в электронной библиотечной системе ГЭОТАР при подготовке к практическим занятиям, штрафуется по окончании изучения дисциплины.
Студент, получивший в процессе изучения учебного материала дисциплинарные взыскания, в обязательном порядке сдает зачет.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ (ЗАЧЕТ)
Зачет проводится на последнем занятии. Согласно балльно-накопительной системе оценки знаний студенту, набравшему по результатам изучения дисциплины от 55 до 100 % от максимально возможного количества баллов на день окончания семестра, в зачетную книжку и ведомость выставляется «ЗАЧТЕНО».
Если рейтинг студента составляет 54 % и ниже, ему на последнем занятии в ведомость выставляется «НЕЗАЧТЕНО»; впоследствии он должен в назначенный деканатом день прийти на зачет.