Файл: Черчес Елена Николаевна Учитель начальных классов "Занимательная математика" пояснительная записка рабочая программа курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Форма организации занятий.

Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.

Преобладающие формы занятий

групповая



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года.

В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.


ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень


Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень


Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.



В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска
, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы


1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения


1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6




Итого

33

34

34

34



1 КЛАСС

Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1 КЛАСС



Наименование раздела

Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС



Тема

Кол-во часов

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11-12

Конструкторы

2

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15-16

«Спичечный» конструктор

2

17

Задачи-смекалки

1

18

Прятки с фигурами

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель

2

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

26

Игры с кубиками

1

27

Математическое путешествие

1

28

Математические игры

1

29

Секреты задач

1

30

Математическая карусель

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

КВН

1

Итого: 33 ч