Файл: Черчес Елена Николаевна Учитель начальных классов "Занимательная математика" пояснительная записка рабочая программа курса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Форма организации занятий. | Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. |
Преобладающие формы занятий | групповая |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; -
освоение эвристических приемов рассуждений; -
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; -
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; -
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; -
формирование пространственных представлений и пространственного воображения; -
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: | |
1 уровень | Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. |
2 уровень | Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. |
3 уровень | Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Личностными результатамиизучения данного факультативного курса являются:
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; -
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; -
воспитание чувства справедливости, ответственности; -
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
-
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. -
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. -
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. -
Анализировать правила игры. -
Действовать в соответствии с заданными правилами. -
Включаться в групповую работу. -
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. -
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. -
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. -
Сопоставлять полученный результат с заданным условием. -
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. -
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). -
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. -
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. -
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. -
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. -
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. -
Воспроизводить способ решения задачи. -
Сопоставлять полученный результат с заданным условием. -
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. -
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. -
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). -
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. -
Конструировать несложные задачи. -
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». -
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. -
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). -
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. -
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. -
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. -
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. -
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. -
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии. -
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. -
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. -
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; -
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; -
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; -
выразительно читать и пересказывать текст; -
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; -
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска
, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ
№ | Разделы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 14 | 12 | 14 | 10 |
2. | Мир занимательных задач | 6 | 10 | 14 | 18 |
3. | Геометрическая мозаика | 13 | 12 | 8 | 6 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 КЛАСС
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела |
1 | Числа. Арифметические действия. Величины. | Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
2 | Мир занимательных задач. | Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). |
3 | Геометрическая мозаика. | Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Математика — это интересно. Математика - царица наук. | 1 |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
3 | Путешествие точки. | 1 |
4 | Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. | 1 |
5 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 |
6 | Волшебная линейка | 1 |
7 | Праздник числа 10 | 1 |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 1 |
10 | Игры с кубиками | 1 |
11-12 | Конструкторы | 2 |
13 | Весёлая геометрия | 1 |
14 | Математические игры | 1 |
15-16 | «Спичечный» конструктор | 2 |
17 | Задачи-смекалки | 1 |
18 | Прятки с фигурами | 1 |
19 | Математические игры | 1 |
20 | Числовые головоломки | 1 |
21-22 | Математическая карусель | 2 |
23 | Уголки | 1 |
24 | Игра в магазин. Монеты | 1 |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | 1 |
26 | Игры с кубиками | 1 |
27 | Математическое путешествие | 1 |
28 | Математические игры | 1 |
29 | Секреты задач | 1 |
30 | Математическая карусель | 1 |
31 | Числовые головоломки | 1 |
32 | Математические игры | 1 |
33 | КВН | 1 |
Итого: 33 ч | |