Файл: Теоретические основы оценки стоимости предприятия Объект оценки стоимости предприятия (бизнеса).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Затратный подход представлен двумя основными методами: методом чистых активов и методом ликвидационной стоимости. Конкретная реализация затратного подхода зависит от состояния предприятия, а именно, является ли оно действующим и перспективным или находится в состоянии упадка, при котором наиболее целесообразна раздельная распродажа активов.
Метод стоимости чистых активов основан на анализе активов предприятия, использование данного метода дает лучшие результаты при оценке действующей компании, обладающей значительными материальными и финансовыми активами. Основной особенностью метода является то, что активы и обязательства предприятия оцениваются по рыночной или иной стоимости.
Обычно метод накопления активов (такое название представляется оценщикам в большей мере отражающим экономический смысл такой расчетной модели) используется в следующих случаях: предприятие обладает значительными материальными активами; есть возможность выявить и оценить нематериальные активы, если они имеются; ожидается, что предприятие будет по-прежнему действующим; у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о прибылях, или нет реальной возможности надежно оценить ее прибыли или денежные потоки в будущем; предприятие довольно сильно зависит от контрактов или вообще отсутствует постоянная предсказуемая клиентура; значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства, дебиторская задолженность и т.д.).
При этом в рамках метода стоимости чистых активов, используемого при оценке бизнеса предприятия в процессе реструктуризации, отдельные объекты (нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, здания, машины, оборудование) могут оцениваться также с использованием доходного и сравнительного подхода. Процедура такой оценки предусматривает следующую последовательность шагов: определение рыночной стоимости всех активов предприятия → определение величины обязательств предприятия → расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств.
Второй метод – метод ликвидационной стоимости – применяется тогда, когда предприятие находится в процессе банкротства, либо есть серьезные сомнения в способности предприятия оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход. Особенность данного метода – тот факт, что на величину рассчитываемой стоимости предприятия значительное влияние оказывает вынужденность продажи, и в этом случае идет речь о продаже предприятия по частям. Это приводит к тому, что ликвидационная стоимость предприятия оказывается существенно ниже рыночной.
Сравнительный подход обладает рядом некоторых преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный эксперт-оценщик.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных им расчетов.
Еще одним достоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса и предложения на объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки более точно учитывает ситуацию на рынке.
Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в современной оценочной практике. Во-первых, базой для расчета при данном подходе являются достигнутые в прошлом финансовые результаты, следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия в перспективе на будущее. Во-вторых, сравнительный подход возможен только при наличии самой разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию (бизнесу), но и по большому числу сходных предприятий, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным и очень дорогостоящим процессом. В-третьих, эксперт-оценщик должен делать многочисленные и довольно сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что в реальной практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому эксперт-оценщик обязан выявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определения итоговой величины стоимости.
Сравнительный подход предполагает использование трех методов, выбор которых зависит от целей, объекта, конкретных условий оценки: метод компании-аналога, метод сделок, метод отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения здесь служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа (АООТ). Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и достаточно детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий и самого оцениваемого предприятия.
Метод сделок или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия (бизнеса) в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка стоимости 100%-го капитала, либо оценка контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты, как правило, рассчитываются специальными аналитическими организациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала определенного предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями. На основе анализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаны достаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия.
Выводы по первой главе
В данной главе мы рассмотрели насколько важно в наше время оценка стоимости предприятия (бизнеса) и почему интерес к данной теме все больше и больше растет. Ведь зная стоимость предприятия (бизнеса), мы можем получить данные не только о том за сколько его можно выгодно продать (купить), но и принять какие либо решения и мероприятия по повышению прибыли предприятия, что влечет за собой, соответственно, и увеличение стоимости предприятия (бизнеса).
Изучили виды стоимости, а также рассмотрели по отдельности каждый из подходов оценки, благодаря которым мы сможем рассчитать стоимость предприятия (бизнеса) и определить самый выгодный для нас вариант.
Таким образом, исследование теоретической базы позволило понять, каким образом выстраивается процесс оценки стоимости компании и кто является ее основными участниками.
Глава 2. Концепция управления стоимостью предприятия (бизнеса)
2.1 Содержание концепции управления стоимостью предприятия (бизнеса)
Развитие рыночных отношений вызывает ряд новых теоретических и практических проблем. Значительное место среди них занимает управление стоимостью предприятия. Изменение стоимости предприятия за определенный период, является критерием эффективности хозяйственной деятельности, в котором учитывается практически вся информация, связанная с его функционированием. Поэтому руководство предприятия должно уделять внимание процессам управления стоимостью.
Решением этой проблемы в течение последних лет активно занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые, при этом одни авторы предлагают общее определение, другие акцентируют внимание на процессе управления, третьи - на системе управления.
Для систематизации этих подходов, представим варианты определения исследуемого понятия (таблица 1).
Таблица 1
Варианты понятия "управление стоимостью предприятия"
№ п/п | Авторы | Определение понятия "управление стоимостью предприятия" |
1 | 2 | 3 |
1 | О.В. Брезицкая | процесс беспрерывной максимизации стоимости вашей компании, который должен быть ориентиром для принятия решений на всех уровнях: от стратегических, на уровне совета директоров, до ежедневных оперативных решений менеджеров нижнего уровня |
2 | О.В. Буз | метод управления, при котором все стратегические и оперативные управленческие решения направлены на максимизацию стоимости предприятия, — самый комплексный показатель, оценивающий абсолютно все ее достижения |
3 | В.И. Городний | система управления, при которой деятельность каждого элемента компании четко ориентированная на максимизацию стоимости компании, на основе показателей стоимости, через традиционные функции менеджмента — планирование, мотивацию, контроль. |
4 | И.В. Ивашковская | концепция, направленная на превращение потенциальных возможностей извлечения экономической прибыли для собственника компании в реальность. |
5 | Н.А. Жеребцова | не просто методология, а философия деятельности компании; целостная система планирования и оценки результатов, интегрирующий процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых факторах стоимости. |
6 | Ю.В. Козырь | комплекс управленческих решений и мероприятий, направленных на изменение его (имущества) текущей стоимости. |
7 | И. Королькова, О. Королькова | процесс, направленный на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации общих усилий на ключевых показателей стоимости. |
8 | Н.А. Мамонтова | заключается в том, что каждый работник (от рабочего до генерального менеджера), решая поставленное перед ним задание, выходит из максимизации стоимости компании, принимая таким образом участие в общем управлении. |
9 | О.Г. Мендрул | объединение стоимостного мышления с управленческими системами, которые переводят стоимостные цели в конкретные действия |
10 | Е.А. Химион | предусматривает повышение рыночной стоимости активов, которые находятся у владельцев, повышение эффективности их использования, а также максимизация денежных потоков, которые данными активами генерируются и/или будут генерироваться в будущем |
11 | В. А. Щербаков, Н.А. Щербакова | сводится к обеспечению роста стоимости фирмы и ее акций |
Таким образом, под управлением стоимостью предприятия предлагается понимать целесообразную деятельность (на всех уровнях управления), направленную на процесс максимизации стоимости предприятия, в современных и перспективных условиях, через систему взаимосвязанных показателей, ее формирующих.
Говоря о концепции управления, ориентированного на стоимость (Value based management / VBM), то ее появление относят к середине 1980-х гг. в США. Суть ее в том, что все решения менеджмента компании должны оцениваться с точки зрения их влияния на ее рыночную стоимость. В 1990-х гг. этот метод пришел в Европу и Азию, а несколько лет назад его стали использовать и крупные российские компании, которые хотели соответствовать требованиям западного инвестора.
Сегодня за термином Value Based Management стоит концепция системного и систематического подхода к управлению, когда все усилия нацелены на достижение единой цели - максимизации стоимости компании.
Методология стоимостного анализа интегрируется в процесс выработки управленческих решений. Основополагающие принципы оценки бизнеса дают понимание фундаментальной взаимосвязи между стратегией, операциями и финансовыми результатами, направляют усилия менеджеров на поиск альтернатив, позволяющих действительно эффективно преодолевать как внешние силы конкуренции, так и внутреннее противодействие, связанное со стереотипами сложившейся корпоративной культуры.
В решении конкретных оперативных и ключевых специфических проблем компании, которые предстоит практически осуществлять менеджменту, следует разграничить и выделить две модели анализа деятельности компании. Первая модель — бухгалтерская, вторая — финансовая. Различия моделей анализа деятельности компании имеют принципиальный характер.
Успешный результат, по логике бухгалтерской модели, - это ситуация, в которой заработанная выручка покрывает понесенные фактические расходы. Он не выражает основополагающей концепции современного экономического анализа создания экономической прибыли. Главный принцип анализа последней заключается в учете альтернативных вариантов вложения капитала с определенным риском и соответствующим риску экономическим эффектом, или в учете утраченного инвестиционного дохода. Подход с позиций экономической прибыли требует внимательного изучения риска инвестиций, поиска сопоставимых по риску альтернатив, анализа их результатов и перекраивания процесса выявления и оценки выигрыша.