Файл: Реферат по учебной дисциплине Стратегическое управление в органах государственного и муниципального управления.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
Академия Государственной противопожарной службы
Институт подготовки руководящих кадров
Кафедра организации деятельности пожарной охраны (в составе
учебно-научного комплекса систем обеспечения пожарной безопасности)
Реферат
по учебной дисциплине:
«Стратегическое управление в органах
государственного и муниципального управления»
Вариант 11
Тема: «Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих действий и процессов»
Исполнитель:
подполковник
Бузыцкий Денис Евгеньевич
группа 4122ГмЗ
№ зачётной книжки 422312
Проверил(а):
профессор кафедры ОДПО,
канд. экон. наук, доцент
Полушкин Олег Анатольевич
г. Москва – 2022г.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1.Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов 4
2. Основные факторы эффективности организации и способы их влияния 8
3. Характерные особенности и принципы стратегического управления 16
Заключение 21
Список литературы 22
Введение 3
1.Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов 4
2. Основные факторы эффективности организации и способы их влияния 8
3. Характерные особенности и принципы стратегического управления 16
Заключение 21
Список литературы 22
Введение
В современном мире роль стратегического управления особенно значима, так как в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации, организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им отслеживать изменения, происходящие в их окружении. При выборе стратегии важно определить, какие экономические, политические, социальные, научно-технические, и другие факторы оказывают влияние на развитие организации в перспективе. В связи с этим актуальность стратегического управления организацией в современных российских условиях значительно возросла.
В сложившихся условиях модель стратегического управления современной российской организации необходимо формировать с учетом факторов внешней среды, а также внешних рисков, как политических, так и экономических, поскольку чрезмерная активность фундаментальных.
В рамках этой глобальной проблемы важно сформулировать четкое представление о стратегическом управлении как совокупности взаимосвязанных управленческих процессов. Стратегическое управление предполагает поиск путей устойчивого и безопасного развития организации в долгосрочной перспективе в условиях меняющейся внешней среды. К основным особенностям стратегического управления относятся: - направленность на повышение потенциала прибыльности операционной деятельности в перспективе и на этой основе увеличение стоимости и обеспечение непрерывности ведения бизнеса; - нацеленность на создание конкурентных преимуществ на основе индентификации и формировании ключевых факторов успеха; - высокий динамизм к изменениям экономической среды и гибкость; - множественность целей развития, позволяющих устранять возможные перекосы в бизнес-модели и поддерживать необходимую устойчивость
1.Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов
В структурном отношении любая организация представляет собой множество связанных между собой и особым образом упорядоченных компонентов, которые обладают целостностью и единством во взаимодействии с внешней средой.
Несколько слов об объекте управления – предприятии. Предприятие не случайно выбрано объектом анализа (в рамках реструктуризации), так как оно является первичным, элементарным звеном производственной сферы экономики, очищенным от обобщающих свойств в отличие от приведенных ниже категорий, а поэтому и наиболее предпочтительным для анализа. При этом нельзя не упомянуть о характерных особенностях существующих в обращении терминов, характеризующих, по сути, одно понятие с различных позиций и отличных целей [4].
Таблица 1.1 - Характеристика однородных понятию «предприятие» категорий
Понятие | Сущность |
Организация | 1. группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей 2. форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры |
Хозяйствующий субъект | юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, экономические, хозяйственные операции |
Компания | объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для проведения экономической (производственной, торговой, посреднической, финансовой, страховой) деятельности. Под компаниями понимают объединения, товарищества, хозяйственные общества, фирмы, корпорации, то есть предприятия, имеющие разные организационно-правовые формы (формы деловой организации работы, деятельности). Компания имеет статус юридического лица. |
Фирма | 1. самое общее название предприятия, компании, хозяйственного общества, коммерческой организации 2. основная хозяйственная единица современной экономической системы, зарегистрированная в соответствующей правовой форме и пользующаяся правами юридических лиц. Фирма может владеть несколькими предприятиями. |
В целом, следует сделать вывод о зависимости формулировки термина «предприятие» от цели и концепции исследования. В последующих рассуждениях в работе под предприятием в его экономической сущности будет пониматься самостоятельный хозяйствующий субъект, выстроенный как сложная социотехническая система, последовательно реализующая и наращивающая внутренний потенциал эффективного функционирования на условиях внешнего окружения. Сопряженные же понятия будут пониматься в зависимости от специфики рассуждений: организация – для определения концептуальных, базовых терминологических основ менеджмента, компания – в случае дифференцирования правового статуса предприятия и различного рыночного позиционирования, хозяйствующий субъект – в целях подчеркнуть производительный характер объекта в среде экономических отношений.
Необходимо подчеркнуть, что факт статичности приведенных выкладок относительно понимания термина «предприятие» не соответствует динамическому характеру рассматриваемого явления реструктуризации и не позволяет сформировать концепцию понимания объекта преобразования. В то время как применение теории систем к исследованию и моделированию предприятия позволяет представить его в единстве составляющих частей, которые переплетаются с факторами внешнего окружения, характеризуя открытость изучаемой системы [6].
Приняв в рассмотрение принцип системности, следует понятийно уточнить потенциальные признаки, отличительные свойства систем в теоретическом, универсальном понимании, что будет способствовать более объективному и точному раскрытию многоаспектной сущности реструктуризации предприятия.
Обобщив, следует отметить, что структурный состав организации (как одной из разновидностей систем) соответственно формируют схожие системные факторы:
-
определенные подсистемы; -
построенные связи между подсистемами и внутри подсистем; -
их установленные цели, подцели, ответственность.
Построенные связи, установленные цели и распределенная ответственность выявляют иерархичность структуры каждой организации, т. е. деление властных полномочий и ответственности по вертикали и распределение обязанностей по горизонтали.
В зависимости от целевой специфики, стратегической концепции и ее воплощения различные авторы и исследователи структуру предприятия представляют главным образом как:
-
логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации; -
единство отдельных подразделений, бизнес-единиц.
Отметим, что необходимость выделения в рамках предприятия каких-либо обособленных структур (бизнес-единиц) появляется в том случае, когда для них могут быть определены собственные структура, цели и задачи, когда это соответствует провозглашенной стратегии развития, т. е. в меньшей объектной совокупности.
В нашем случае, с учетом данного ранее определения предприятия будем рассматривать его в рамках системного подхода как совокупность двух концептуально отличных структур: производственно-технической и организационной, включающей и структуру управления.
Производственно-техническая структура представляет собой внутриорганизационный состав специализированных производственных подразделений, непосредственно выполняющих функции производственно-технического характера, связи внутри которого, хотя и построенные на принципах технологических отношений, реализуются путем горизонтального согласования экономических отношений, проявляя тем самым связь с управленческой структурой.
Организационно-управленческая структура предприятия включает:
-
формальную схему распределения полномочий, отражающую иерархию подчинения и описывающую номинальные сферы ответственности работников (оргструктура в обычном понимании): линейная оргструктура, функциональная, линейно-функциональная, матричная, сетевая; -
систему управления: принципы и механизмы принятия решений, прохождения информации, планирования, систему работ с персоналом (мотивацию, обучение, продвижение и др.), координацию и контроль.
Итак, если рассматривать структуру как основной фундаментальный принцип предприятия, соответственно реструктуризацию в данном контексте логично идентифицировать как целенаправленное изменение конкретной структуры системы предприятия: производственно-технологической, организационно-управленческой и, в отдельных случаях, состава и связей отдельных подразделений (бизнес-единиц).
2. Основные факторы эффективности организации и способы их влияния
Управление стратегического планирования и организационной работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно - МЧС России, Управление) является структурным подразделением центрального аппарата МЧС России. Управление подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и заместителю Министра, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления (далее - заместитель Министра) [8].
Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.
Управление осуществляет свою деятельность по вопросам, отнесенным к его компетенции, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - СВФ МЧС России), подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), аварийно-спасательными и иными формированиями, военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее соответственно - учреждения и организации МЧС России, система МЧС России).
Функционирование МЧС России в последние годы характеризуется наличием широкого круга стоящих перед министерством задач, выполнение которых требует от руководства перехода на научно обоснованное управление. Глобализация как объективный процесс существенным образом изменяет как отраслевую структуру экономики России, так и факторы, определяющие эффективное управление министерствами и ведомствами. Сегодня изменения становятся неотъемлемым спутником развития МЧС России, тогда как устойчивость, служившая синонимом стабильности, уходит в прошлое, поскольку без изменений невозможно отвечать современным требованиям в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Также следует отметить, что темп изменения социальной и политической сфер общества постоянно возрастает, всё больше в мире, да и в России, становится техногенных ситуаций, поэтому технологические новшества (роботизированные комплексы для тушения пожаров, мобильный гидравлический аварийно-спасательный инструмент и т. д.) появляются и внедряются в кратчайшие сроки.