Файл: Реферат по учебной дисциплине Стратегическое управление в органах государственного и муниципального управления.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешняя среда ставит перед МЧС России серьёзный вызов, остро ставит вопрос о квалифицированности сотрудников министерства. Одним из действенных способов решения назревших проблем является стратегическое управление - инструмент управления министерством в перспективе. Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического управления вызваны глубокими объективными причинами, обусловленными ускорением темпов изменений государства и общества, а также увеличением количества ЧС различного типа.
В этом отношении чрезвычайно важно иметь видение долгосрочного развития как государства, так и министерства, а также и мировой политики и экономики в целом. В ходе формирования данного видения какие-то тенденции могут быть чёткими, а какие-то - неопределёнными и размытыми, однако видение формирует примерную «карту местности», что само по себе лучше, нежели полное его отсутствие [1].
Очевидно, что все министерства и ведомства России в современных условиях испытывают влияние со стороны внешних тенденций, а это при наличии корректного стратегического видения в свою очередь позволяет получить возможности для устойчивого их развития.
Следует заметить, что в отечественной науке и практике стратегическое управление (стратегический менеджмент) ещё находится в стадии становления, несмотря на обилие разнообразной информации по данному вопросу. Для стратегического менеджмента как научной дисциплины в настоящее время характерна неустоявшаяся терминология, эклектичность теоретических построений, разобщённость теоретиков и практиков, работающих в данной области. Эти обстоятельства существенно затрудняют внедрение данного инструмента управления, ориентированного на долгосрочную перспективу, в практику управления такого важного министерства, как МЧС России.
Представители разных научных направлений по-разному смотрят на такой феномен организационной действительности, как стратегия. Классический взгляд на саму сущность стратегии заключён в определении, данном А. Чандлером, согласно которому стратегия представляет собой определение основных долгосрочных целей и задач предприятия (в нашем случае - министерства) и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей [2].
Наиболее обобщённое определение стратегии было дано Г. Минцбергом, который рассматривал стратегию как единство «5 Р»: план (plan); образец, модель, шаблон (pattern); позиционирование (position); перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy) [3]. Применительно к МЧС России можно конкретизировать этот подход так:
1) стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией;
2) стратегия как шаблон есть некоторый стереотип поведения высшего руководства министерства;
3) стратегия как позиционирование есть соотнесение МЧС России с внешней средой (место МЧС России в мировой системе предупреждения и ликвидации ЧС);
4) стратегия как перспектива понимается как концепция развития министерства;
5) стратегия как проделка есть некоторый специфический манёвр, направленный на то, чтобы оставаться всегда в готовности быстро и эффективно ликвидировать ЧС в любой точке мира.
Эффективность организации – это отношение «выходов» к вводимым факторам. Показатели эффективности включают следующие составляющие: стоимость единицы продукции, потери и убытки, время простоя, затраты в расчете на одного клиента, стоимость аренды и др. Показатели эффективности обязательно вычисляются в виде отношений (отношение прибыли к издержкам, объему производства или времени – наиболее типичные примеры таких показателей).
Можно использовать следующие показатели рентабельности:
1) доходность акционерного капитала;
2) доходность активов предприятия;
3) рентабельность продаж.
Допущение, что уровень используемого капитала (и, следовательно, доли акционерной собственности в капитале предприятия) является величиной постоянной, позволяет рассматривать лишь краткосрочный период [7].
Необходимо отметить, что особенности правил бухгалтерского учета, а также инфляция обычно ведут к неточному измерению стоимости таких переменных, как капитал, и, следовательно, искажают показатели производительности факторов производства. Таким образом, чистый капитал, который базировался на калькуляции затрат в ценах приобретения, может и не отражать истинную стоимость капитала.
Следовательно, в некоторых случаях более предпочтительным представляется измерение эффективности категорией производительность труда. Производительность труда может быть определена как отношение общего объема производства (или продаж) к применяемому труду.
Качество – удовлетворение запросов покупателей и клиентов в части функционирования изделий и предоставления услуг, причем показатели оценки и суждения о качестве исходят от самих покупателей и клиентов.
На организационную эффективность влияют три аспекта гибкости. Во-первых, это способность реагировать на изменения внешней среды (покупателей, конкурентов, правительственных установок). Во-вторых, индивиды и группы в организации должны реагировать на изменения индивидов и групп в той же организации. В-третьих, организация должна адаптировать свои методы и политику в части планирования, организации, руководства и контроля.
Удовлетворенность означает, что работники чувствуют себя комфортно на работе и удовлетворены своей ролью в организации. Представление об организации как о социальной системе требует рассмотрения выгоды, получаемой ее сотрудниками, наряду с тем, что получают покупатели и клиенты, определяющие удовлетворение организацией нужд своих сотрудников. Показателями удовлетворенности могут быть отношение работников к порученному делу, текучесть кадров, опоздания, жалобы.
Среднесрочные критерии эффективности
Среднесрочные критерии эффективности отражают более продолжительный временной горизонт по сравнению с краткосрочными критериями.
Конкурентоспособность характеризует положение организации в отрасли и способность вести успешную конкурентную борьбу.
Развитие означает упреждающие стратегии, позволяющие реагировать на изменения в случае их возникновения. Даже, несмотря на то, что такое использование ресурсов снижает продуктивность и эффективность в краткосрочном плане, надлежащим образом управляемое развитие представляет собой залог выживания. Большинство организаций охотно инвестирует ресурсы в расширение своих производственных возможностей в качестве меры защиты от конкурентных неудач, связанных с выпуском единственного продукта.
Во многих западных исследованиях в качестве измерителя эффективности деятельности фирмы в перспективе используется Q Тобина (рыночная оценка балансовой стоимости активов).
С точки зрения людских ресурсов усилия по развитию могут принимать форму программ обучения для персонала. Являясь дорогостоящими в кратковременном плане, эти программы обеспечивают долгосрочную отдачу посредством развития способностей наиболее важного ресурса организаций – ее работников.
Долгосрочный критерий эффективности
В долговременном плане организация стремится к выживанию, и ей это удастся, если менеджеры обеспечат краткосрочную и долгосрочную эффективность. Организации способны повысить свою эффективность в долговременном аспекте, разработав ситуационные планы и выбрав нужный план, когда внешние перемены диктуют необходимость адаптации. Организация выживет лишь в той мере, в какой она признает грозящую ей опасность и примет соответствующие меры.
В целом можно сделать вывод, что не существует единого индикатора эффективности деятельности предприятия. Каждый из индикаторов имеет свои относительные достоинства и недостатки. Спорным является и тезис о том, что производительность труда является показателем, которому в наименьшей степени присущи искажения. Наиболее предпочтительным является использование набора количественных и качественных индикаторов в контексте времени, что позволяет оценить эффективность в кратко-, средне- и долгосрочном плане. Например, можно признать эффективной организацию на основе критериев производства, качества, гибкости, удовлетворенности и продуктивности, но посчитать ее неэффективной с позиций конкурентоспособности и развития. Производитель, возможно, оптимально эффективен в краткосрочном плане, но у него мало шансов выжить в долгосрочной перспективе [2].
Следует отметить, что в российской экономике существуют определенные трудности, связанные с оценкой запасов, стоимости имущества и в особенности капитала (это связано с отсутствием надежных данных фондового рынка, инфляционными процессами, особенностью бухучета, сложностью оценки капитала, унаследованного от дореформенных времен). В этих условиях основное внимание при анализе показателей эффективности должно уделяться анализу изменений соответствующих индикаторов (их динамике) во времени.
Финансовые аспекты функционирования предприятия являются наиболее объективными в силу множественности, разнородности, гибкости, относительно простой измеримости показателей.
Общая логика анализа эффективности состоит в выявлении характера и состава изменений общего финансового положения предприятия в ответ на реализацию проектов по реструктуризации.
Преимущества использования коэффициентов, рассчитанных на основе балансового отчета и отчета о финансовых результатах, для оценки эффективности мероприятий, осуществленных на предприятии:
-
простота использования; -
простота интерпретации; -
методологическая универсальность; -
возможность комбинирования и построения системы коэффициентов в соответствие с целями аналитика; -
возможность факторного (причинного) анализа показателей (логическое моделирование); -
разносторонняя характеристика одного и того же явления.
В литературе предлагается ряд мероприятий для улучшения деятельности предприятия, ее интенсификации, роста и восстановления платежеспособности, большая часть которых повторяется.
3. Характерные особенности и принципы стратегического управления
Особенностями выработки стратегии является то, что она осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных задач, в процессе разработки стратегии производится оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы [3].
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов изделий, совершенствование уже выпускаемой продукции, формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.
Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуации (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижении) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.
Эта система предусматривает следующее:
проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов: рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических;
доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:
а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,
в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются немедленно проектным группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям — производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, также, как и последующий контроль за их выполнением.