Файл: Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы образовательная программа бакалавриата по направлению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16 2) результаты анализа и обобщения эмпирических данных;
3) документы (выдержки из них) органов власти и управления, судебных органов, государственных органов и организаций;
4) проекты нормативных правовых актов;
5) схемы, таблицы, диаграммы и др.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. В верхнем правом углу страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и дается его обозначение. Приложения обозначают арабскими цифрами, например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Строкой ниже записывается тематический заголовок приложения с прописной буквы. Продолжение приложения печатается на другой странице вверху справа с прописной буквы, например, «Продолжение приложения 1». Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ 1». При выпуске приложений отдельным документов в виде альбома, на его титульном листе под наименованием указывают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Основную надпись помещают на странице, следующей за титульным листом. Альбом приложений должен иметь самостоятельную нумерацию листов, таблиц и иллюстраций, при необходимости альбом может иметь «ОГЛАВЛЕНИЕ».
В тексте допускается размещение рисунков (схемы, диаграммы, фотографии и т.п.), которые должны иметь помещаемые под ними названия.
Рисунки нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах одной главы. Номер рисунка состоит из порядкового номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой (например, Рисунок 1.2 – Схема организационной структуры управления социальной защиты населения г.
Челябинска). При небольшом числе рисунков допускается их сквозная нумерация в пределах всей работы. Таблицы также нумеруются последовательно в границах отдельной главы (например, Таблица 1.1) или в границах всего текста работы (например, Таблица 1). Над правым верхним углом таблицы без абзацного отступа помещается надпись «Таблица» с указанием ее номера и заголовка (например, Таблица 2. Структура управления государственного органа). В таблице допускается применение шрифта размера 13 или 12 пт.
Образец оформления приложений приведены в Приложении 7.

17
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа выполнятся печатным способом (с применением компьютерной техники) на одной стороне листа формата А4. Рекомендуемый объем работы – 25-35 машинописных страниц. В этом объеме учитываются титульный лист, аннотация, оглавление, введение, заключение.
Библиографический список и приложения в указанный объем не входят.
К тексту работы предъявляются следующие требования:
- тип используемого шрифта – Times New Roman;
- размер шрифта – (в Microsoft Word) – 14 пт;
- межстрочный интервал – 1,5;
- поля страницы: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм;
- абзацный отступ – 1,25 см.
Рамка и штамп на листах работы не выполняются. На одной странице сплошного текста размещается 28-30 строк по 65-70 знаков в строке, при этом каждый проблем между словами считается за один знак. Каждый заголовок («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ»,
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ»,
«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК»,
«ПРИЛОЖЕНИЯ») печатается с новой страницы прописными буквами без каких-либо выделений, подчеркиваний, в кавычки не заключается и размещается по центру строки. Точка в конце заголовка не ставится. Перенос слов в заголовках недопустим. Шрифт заголовков глав и параграфов в оглавлении должен быть аналогичен шрифту текста в основной части: заголовки глав печатаются прописными буквами, а заголовки параграфов – строчными.
Каждая глава начинается с новой страницы. Параграфы на новую страницу не выносятся и печатаются на той же странице, где помещено название главы либо где закончился предыдущий параграф. Расстояние между наименованием главы и параграфа, расстояние от заголовка до текста должно составлять 1,5 межстрочных интервала.
Если после предыдущего параграфа следующий начинается в конце страницы, то после заголовка к нему должно быть не менее трех строк, иначе вместе с заголовком параграф следует начинать со следующей страницы.
Все страницы работы (включая библиографический список, приложения) нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы. Первой страницей считается титульный лист.
Титульный лист, оглавление включаются в общую нумерацию страниц работы, но номера на этих листах не проставляются.
В оглавлении работы обязательно указываются страницы, на которых помещен материал введения, каждой главы и параграфа, заключения, библиографического списка, приложений.
Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем колонтитуле по центру строки. Расстояние от колонтитула до края страницы – 1,25 см.


18
Выделение в тексте слов, фраз, частей не допускается. Во всей работе должна быть выдержана единая система условных обозначений и терминологии.
Напечатанный текст работы необходимо тщательно проверить.
Ошибки (грамматические, пунктуационные, опечатки, искажения, пропуски букв и слов, лишние буквы и слова и пр.) не могут оставаться в курсовой работе неисправленными. Их нельзя исправлять карандашом, чернилами, шариковыми ручками.
Ссылки на источники информации в тексте оформляются с указанием страницы цитируемого источника. Если приводится дословная цитата, текст заключается в кавычки. Ссылки оформляются постранично (нумерация ссылок постраничная: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. на каждой новой странице) в виде библиографических сносок.
1   2   3   4   5

Сноски в тексте курсовой работы выполняются средствами текстового редактора, размещаются на той же странице, где поставлен указатель сноски.
Текст сноски набирается шрифтом, несколько меньшим, чем шрифт основного текста работы – Times New Roman 12 пт, а интервал между сносками – 1,0.
Выходные данные источника указываются полностью только один раз.
Сноска на нормативный правовой акт делается по тексту курсовой работы один раз.
Оформление библиографических сносок (ссылок) осуществляется согласно Приложению 8.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Обучающийся вместе с руководителем курсовой работы формирует целевое направление работы, определяет вопросы, которые должны быть проработаны, на что следует обратить особое внимание.
После окончательного формулирования темы курсовой работы обучающийся с помощью руководителя разрабатывает подробный план ее выполнения.
План курсовой работы
План выполнения курсовой работы предусматривает встречи с руководителем. Ответственность за выполнение плана и соблюдение графика лежит на обучающемся. По договоренности обучающегося с руководителем допускается переписка между ними через электронную почту или иные средства электронной коммуникации. В случае невозможности связаться с руководителем в течение длительного срока (месяц и более) обучающемуся необходимо обратиться к заведующему кафедрой, который должен помочь в организации такой встречи или предложить смену руководителя.

19
Составление плана курсовой работы является важным, ответственным моментом в общем процессе, поскольку именно от него зависит качество и целостность всей работы обучающегося.
План курсовой работы обучающийся составляет самостоятельно.
План – это содержание работы в виде краткого перечня основных вопросов в их зависимости, соподчиненности и структуре. При этом учитывается разработанность проблемы в учебной литературе, ее роль и место в направлениях исследований, возможность раскрытия содержания работы на практическом материале и т.п.
План курсовой работы позволяет последовательно раскрыть основные аспекты проблемы исследования в их логической взаимосвязи.
План не является окончательным и в дальнейшем может уточняться в зависимости от хода изучения проблемы, наличия научного и фактического материала. Примерный план выполнения курсовой работы может включать:
1) название темы;
2) формулировку проблемы;
3) предполагаемый инструментарий исследования;
4) предполагаемые источник информации;
5) ожидаемые результаты;
6) график выполнения работы с указанием этапов, сроков их завершения и типов предоставляемых материалов (результатов).
В ходе формирования плана получают свое конкретное выражение общая направленность темы, перечень рассматриваемых вопросов, наименование глав, уточняется список литературы, определяются объекты и предмет исследования, источники получения статистической или исходной практической информации. В процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и прикладное значение работы в целом. Развернутый план позволяет составить основу работы, внутреннее содержание которой необходимо заполнить конкретными изысканиями как теоретического, так и практического характера.
При составлении плана курсовой работы необходимо обратить внимание на соблюдение логической последовательности изложения, краткость и точность формулировок, исключающих их неоднозначное толкование, также на отсутствие повторов, стройное композиционное построение излагаемого материала.
При выполнении плана обучающемуся следует ознакомиться с посвященными данной проблеме исследованиями разных авторов; найти доказательную базу для своей гипотезы (концепции); при необходимости провести эмпирические исследования.
Теоретически и методически правильная разработка темы, ее освещение, а также качество содержания и оформления курсовой работы –
ответственность обучающегося.
Обучающийся в процессе выполнения курсовой работы должен показать не только определенный объем знаний, но и навыки вести


20 самостоятельную работу в соответствии с теми компетенциями, которые он освоил в течение изучения дисциплины учебного плана.
Обучающийся системно работает над избранной темой в контакте с руководителем. Работа с руководителем обеспечивает формирование навыков и умений пользоваться методами исследований.
План должен отражать основные ключевые проблемы выбранной темы и может содержать 2-3 вопроса, подлежащих рассмотрению. Эти вопросы могут быть разбиты на более мелкие в соответствии с принятыми нормами рубрикации. Разбивка на вопросы в дальнейшем позволит сформулировать заголовки будущих глав и параграфов в тексте работы.
Порядок работы с источниками
Работа с источниками и литературой должна начинаться в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана курсовой работы с руководителем. Обучающийся, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль руководителя заключается, в основном, в рекомендациях и советах по отбору источников и видов публикаций.
Все материалы, которые будут использованы в процессе написания курсовой работы, можно условно разделить по следующим рубрикам:
– законодательные и нормативные акты Российской Федерации, концепции и стратегии развития России, регионов по отдельным направлениям;
– научная и учебная литература (учебники, учебные пособия, монографии и т.п.), методическая литература по специальным вопросам и проблемам права в рамках исследования;
– статьи в научных изданиях;
– статистические сборники отечественных и зарубежных органов власти и ведомств;
– материалы правоприменительной практики;
– Интернет-ресурсы.
В работе не могут быть использованы сомнительные статьи, высказывания, которые не имеют автора. Использование утративших силу нормативных правовых актов возможно только при решении исследовательской задачи проведения ретроспективного анализа вопроса
(проблемы).
При работе с источниками, в первую очередь, изучаются нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, входящие в предмет исследования (законы Российской Федерации, постановления Правительства
Российской Федерации, другие нормативные акты, основополагающие источники). Затем по проблеме работы изучается научная и специальная литература, изданная в России и за рубежом. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание (примерно за последние 3-4 года до написания работы), отражающее окончательно сложившуюся точку зрения. Общее количество изученной


21 научной и специальной литературы должно быть не менее 20. Обязательно использование монографий как результата концентрированного и глубокого исследования данной проблемы.
Завершающей стадией работы с источниками является стадия ознакомления с официальными материалами судебной практики, правовой статистики как эмпирической основой анализа и сопоставления данных по проблеме исследования.
Широта и полнота изучения источников, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующих развитие российской и зарубежной правовых систем в той или иной области – важнейший показатель качества работы обучающегося и навыков работы с литературой.
При подборе источников и отборе их для дальнейшего использования в качестве исходных теоретических материалов следует включить в перечень монографии отечественных и зарубежных авторов, статьи из научных изданий по теоретическим и прикладным вопросам в рамках темы исследования как на русском, так и на иностранных языках. Качество эмпирической базы, правильность и полнота подобранного и проанализированного материала во многом определит объективность выводов по исследуемой проблеме. Поэтому сбор информации является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Только изучение многих
(порой противоречивых) фактов или точек зрения ученых, их сопоставление и анализ позволяют выявить противоречия, закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны и актуальны.
Для поиска актуальных теоретических источников и эмпирических данных по теме можно воспользоваться:
– бумажными каталогами научной библиотеки ЮУрГУ;
– электронными каталогами научной библиотеки ЮУрГУ;
– электронными базами данных библиотеки ЮУрГУ;
– планами издательств на их сайтах в интернете;
– Интернет-сайтами официальных органов и организаций
(например, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Верховного Суда
РФ, Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ и др.);
– имеющимися на кафедре или у руководителя материалами.
На этом этапе выполнения курсовой работы обучающемуся рекомендуется составить всю библиографию по теме работы, сделать краткие аннотации каждого источника. Аннотации отдельных источников желательно написать на отдельных листах (файлах) с указанием, к какому блоку вопросов темы может быть отнесен данный материал. Проработка источников сопровождается выписками и конспектированием. При выписке цитат и конспектировании следует оформлять ссылки следующего содержания: автор, название, место издания, издательство, страницы