Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Причины нагарообразования:
– тепловой режим двигателя (чем выше тепловая напряжённость, тем, как правило, меньше образуется нагара, вследствие сгорания частиц верхнего слоя);
– качество моторного масла;
– вязкость масла (жидкое масло легче попадает в камеру сгорания);
– устойчивость масла к окислению при высоких температурах (чем она меньше, тем быстрее увеличивается слой нагара);
– содержание зольных присадок, увеличивающее нагарообразование.
3. Расклинивающие и полирующие свойства масел оказывают существенное влияние на интенсивность износа трущихся поверхностей.
Расклинивающее действие связано со смазывающими свойствами масла, т. е. способностью смазочного материала образовывать между трущимися поверхностями граничную масляную плёнку, обладающую определённой прочностью и препятствующую непосредственному контакту металла с металлом. Прочность плёнки прежде всего зависит от химического состава масел и наличия в них соединений с электрозаряженными (поляризованными) молекулами. Атомы в таких молекулах расположены так, что на одном конце вытянутой молекулы образуется положительный, а на другом – отрицательный заряд, т.е. молекула, образует диполь. К таким веществам относят некоторые сернистые соединения, органические кислоты, смолы, а также специально вводимые в масла противоизносные и противозадирные присадки.
Схематично можно представить, что полярно-активные молекулы притягиваются к поверхности металла, образуя плёнку толщиной в одну молекулу, на которой наращиваются последующие слои. Аналогичное явление происходит и на другой поверхности. Рентгеноструктурные исследования показывают, что строгая ориентация полярных молекул доходит до 500 слоёв, что соответствует толщине слоя примерно в 1 мкм. Следовательно, трущиеся поверхности разделены плёнками смазочного масла, наружные молекулы которых имеют одинаковый электрический заряд. Так как одноименные заряды отталкиваются, то их электрических межмолекулярных взаимодействий достаточно для того, чтобы предотвратить непосредственный контакт металлов поверхностей даже при значительных удельных нагрузках. В толще масла, разделяющей поверхности молекулы расположены хаотично. При условии невытекания масла из зазора между трущимися поверхностями (для этого устраивают различные уплотнения), оно поддерживает нагруженную поверхность в «плавающем» положении даже при значительных нагрузках, т. е. имеет место режим жидкостного трения.
Масло в двигателе с течением времени окисляется. Из-за окисления нестойких углеводородов увеличивается содержание органических кислот и смол, которые являются поляризованными молекулами и способствуют утолщению масляной плёнки на поверхностях трения. Но при этом возрастает интенсивность образования различных отложений и коррозионный износ цветных металлов. Поэтому сроки службы масел, несмотря на некоторое улучшение плёнкообразующих свойств, ограничивают.
Полирующий эффект наблюдается в первую очередь в механизмах, работающих при высоких удельных давлениях и температурах: в зубчатых передачах, особенно гипоидных; высоконагруженных подшипниках качения.
4. Противоизносные свойства определяют способность масел снижать интенсивность износа трущихся поверхностей.
При работе узлов и механизмов всегда происходит износ поверхностей трущихся пар. Основной вид трения в процессе эксплуатации автомобиля – полужидкостное. Жидкостное трение, практически исключающее износ, обеспечивать во всех узлах трения экономически невыгодно. Полужидкостное трение в некоторых случаях переходит в граничное, тогда износ значительно увеличивается. При значительных и резко изменяющихся по величине (ударных) нагрузках наблюдается разрыв масляной плёнки и наступает так называемое масляное голодание. При этом на поверхностях деталей могут возникать задиры.
Кроме механического износа поверхности деталей подвергаются и химической коррозии – коррозионному износу. Детали двигателей соприкасаются с химически агрессивными веществами, находящимися в горючесмазочных материалах и образующихся в процессе использования эксплуатационных материалов.
Предохранение трущихся поверхностей от износа является основным предназначением любого смазочного материала. Второй по важности задачей можно назвать снижение затрат энергии на трение.
Противоизносные свойства масел оценивают по следующим показателям:
– плёнкообразующая способность;
– вязкость;
– индекс вязкости;
– наличие механических примесей.
Образование масляной плёнки на поверхностях трущихся пар деталей подробно рассмотрено в предыдущем пункте. Раньше считалось, что для уменьшения износа необходимо использовать высоковязкие масла, образующие прочный масляный слой – так называемые «нигролы». Сейчас доказано, что максимальный износ происходит при пуске и прогреве механизма, когда густые высоковязкие масла создают сильное «масляное голодание» при работе холодных агрегатов. Высокая эффективность таких масел достигается только при предварительном нагреве перед пуском до рабочей температуры.
Самые высококачественные масла не обеспечат работы механизмов без износа если в них будет находиться хотя бы небольшое количество механических примесей. Количество механических примесей жёстко ограничивается и для моторных масел должно быть не более 0,015%. Определение производят с помощью аналитических весов.
С целью снижения содержания в маслах механических примесей масло должно обладать высокими диспергирующими свойствами для предотвращения оседания этих примесей. Это обеспечит циркуляцию примесей по системе и задерживание их в фильтрах. Для тщательной очистки масла используют самые различные фильтры: от щелевых – грубой очистки до центробежных, которые при высоких частотах вращения (более 5000 мин-1) обеспечивают отделение пылевидных частиц.
Степень износа можно снизить введением противоизносных и противозадирных присадок. По механизму действия эти присадки можно условно разделить на две группы:
– поверхностно-активные вещества (ПАВ), адсорбирующиеся на рабочих поверхностях деталей и образующие ориентированную структуру в пристеночном слое (физическая адсорбция), т. е. образование масляной плёнки;
– химически активные вещества, при действии которых на поверхности металла образуются новые соединения (хемосорбция), т. е. полирующее действие масел.
5. Антикоррозионные свойства масел являются важным показателем их эффективности при применении, т.к. одним из назначений смазочного масла является защита металлических поверхностей от коррозии. Однако в ряде случаев масла и сами могут быть коррозионно активны. Особенно сильную коррозию вызывают минеральные кислоты, поэтому их присутствие в маслах не допускается. Но при использовании сернистых и высокосернистых топлив, сера, сгорая, образует сернистый и серный газы. Они, соединяясь с водой, образуют сернистую и серную кислоты, очень агрессивные по отношению к металлам, особенно цветным. Моющие присадки частично нейтрализуют серную кислоту, образуя неактивные соли, задерживаемые фильтрующими устройствами.
Увеличение применения более дешёвых видов топлива с высоким содержанием серы предопределило специальные меры для защиты поверхности деталей от коррозии, в частности – разработку и применение антикоррозионных присадок.
Агрессивность органических кислот значительно ниже, они более активны по отношению только к цветным металлам и их сплавам. Эти кислоты присутствуют в маслах всегда, ограничивают только их количество, которое определяют кислотным числом. Кислотное число показывает, сколько миллиграммов едкого калия необходимо для нейтрализации кислот, содержащихся в 1 г масла. В процессе использования масла количество органических кислот в нём увеличивается. Они способствуют разрушению подшипниковых сплавов, бронзовых и латунных втулок и других деталей.
Значительно усиливает коррозию присутствие воды. В свежих маслах присутствие воды не допускается, но она может накапливаться при хранении, транспортировании и применении масел. Попадает вода и с прорывающимися в картер из камеры сгорания продуктами горения топлива.
Коррозийность масел оценивают по потере массы пластинки (чаще – свинцовой), выраженной в граммах на квадратный метр поверхности (г/м2) при омывании пластин горячим маслом в течение определённого времени.
Таким образом, коррозионные свойства масел проявляются при присутствии в них агрессивных веществ, а также соединений, образующихся при окислении ингредиентов масла. Чем дольше служит масло, тем оно более коррозионно агрессивно. Поэтому в масла добавляют различные антиокислители и антикоррозионные присадки.
Антиокислители по механизму действия делят на присадки, тормозящие образование активных радикалов в начальной стадии цепного окисления, и на вещества, не только тормозящие это образование, но и разлагающие уже образовавшиеся пероксиды, переводящие их в стабильное к окислению состояние, не давая тем самым распространяться цепной реакции. К антиокислительным присадкам относят также вещества, уменьшающие активность каталитического действия металлов, их оксидов и солей на процесс окисления – пассиваторы металлов. Пассиваторы являются одновременно и антикоррозионными присадками. Они образуют на поверхности металлов стойкие адсорбционные или химически связанные плёнки, не допуская каталитического воздействия металлов на процесс окисления, а также обеспечивают защиту металла от коррозионного действия всё – таки образовавшихся продуктов окисления.
Антикоррозионные присадки – это, в основном, органические соединения, содержащие в молекуле серу или фосфор или оба эти элемента. Они способны образовать на поверхности металла стойкие защитные плёнки, предохраняющие детали от коррозии.
Для предотвращения коррозионного действия продуктов окисления, а главное – нейтрализации коррозионно-агрессивных продуктов сгорания сернистых топлив, в масла вводят также щелочные присадки
, например, сульфонаты. С увеличением в масле концентрации нейтрализующих (щелочных) присадок заметно снижается коррозионный износ деталей цилиндропоршневой группы.
6. Антифрикционные свойства смазочных масел определяют величину потерь энергии, образующейся при сгорании горючего, на преодоление сил трения в двигателе. Эти потери снижают мощность, снимаемую с маховика коленчатого вала. Для того чтобы получить необходимую мощность приходится увеличивать подачу горючего, что вызывает его перерасход. Повышают способность масла снижать затраты на трение с помощью присадок. Широкое распространение получили маслорастворимые молибдено-органические соединения, например дитиосульфаты молибдена, а также дисперсии дисульфида молибдена МоS2, графита. Применяют и многие поверхностно-активные вещества: жирные кислоты, их эфиры и соли, а также синтетические жиры. Адсорбированные ПАВ удерживаются на поверхности металла непрочно и при температуре выше 140 ºС они обычно десорбируются с поверхности, т. е. их антифрикционное действие прекращается.
При необходимости в масла могут быть введены и фрикционные присадки, которые обеспечивают значение статического коэффициента трения меньше, чем коэффициента трения при взаимном перемещении деталей. Такие присадки обеспечивают плавное, без скачков, трение. К фрикционным присадкам относится спермацетовое масло.
Стеарат алюминия, азотсодержащие производные фосфорных и дитиофосфорных кислот и аминные соли диалкилдитиофосфорных кислот (последние эффективны в малых концентрациях) являются также и противоизносными присадками, т. е. их можно назвать многофункциональными.
В России выпускаются антифрикционные присадки ПАФ-4 «Фриктол» на основе трисульфида молибдена МоS3, а также усовершенствованная присадка ПАФ-4-«экомин», добавление которой в масло снижает износ двигателя и даёт экономию горючего.
7. Пенообразующие свойства масел в большой степени влияют на их эффективность при смазке. В процессе работы узлов и агрегатов масло активно перемешивается, взбалтывается и разбрызгивается, в результате чего в него попадают воздух, пары топлива и отработавшие газы. Они изменяют химическую структуру масла, а выходя из масла образуют пену. Наличие пены резко ухудшает плёнкообразующие свойства масел, вызывает граничное трение. Вспененное масло легче, возрастают потери через сапуны, маслоналивные отверстия. При интенсивном пенообразовании возможно появление пены у маслоприёмника масляного насоса, что вызовет масляное голодание.