Файл: Семинар 12. Социальноэкономическое и политическое развитие Чехии в средние века. Ч. Ii.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Религиозная борьба в XVI в. Община чешских братьев. Для общественной жизни Чехии и Моравии XVI в. характерна борьба между религиозными течениями. Чешские утраквисты приблизились к католический церкви и оказались весьма консервативными в сравнении с лютеранами Германии. В чешском обществе появились и приверженцы лютеранства - неоутраквисты. Между обеими группировками возникли конфликты. Затем существовала еще с середины XV в. Община чешских братьев, духовным отцом которой был Петр Хельчицкий (ок. 1390 - ок. 1457), противник католической церкви и угнетения народа, стоявший однако за мирные средства изменения общества. О Хельчицком сохранилось мало сведений. Идет полемика о его происхождении, образовании, имени, датах жизни. Лишь в начале XX в. русскому ученому Н.В.Ястребову удалось воссоздать картину литературной деятельности Хельчицкого. Его сторонники появились в Чехии только в 40-х годах XV в. В 1453 г. группа сторонников идей Хельчицкого основала Общину чешских братьев. Иржи из Подебрад разрешил им поселиться на границе с Силезией, где братья и занимались земледельческим трудом. В 1467 г. произошло официальное оформление Общины. Она выработала свое учение, избрала епископа и совет. Первоначально в Общину не принимались имущие. После 1474 г. была проведена реформа и выработана новая догматика, получившая перевес в 1490 г. на синоде Общины. Братьям теперь позволялось заниматься торговлей и промыслом. Большинство Общины, принявшее новые правила, стало называться “болеславские братья” - по их центру в г. Млада Болеслав. К началу XVI в. Община объединяла ок. 10% всего населения Чехии, включая и представителей дворянства. В 20 -30-е годы XVI в. в Общине снова проявились две линии. Сторонники нового направления подчеркивали значение образования и приближения ко всем прочим слоям общества. Они победили, в 1532 - 1533 г. стало ясно, что учение Общины приближается к взглядам Цвингли и Лютера, к европейской реформации. Но борьба Общины с чешскими утраквистами продолжалась в течение всего XVI в. В Чехии появилось и много мелких радикальных сект. Особенно укрепились в Моравии анабаптисты. Фердинанд I выступал против всех некатолических течений, добивался слияния консервативного утраквизма с католичеством. Против королевской политики выступила в 1546 - 1547 г. только Община чешских братьев. Она демонстрировала свое несогласие с королевской политикой в религиозных вопросах и свою солидарность с евангелическим лагерем Германии. Последовали репрессии. Епископ Общины Ян Аугуста был надолго заключен в темницу. Фердинанд I решил возобновить Пражское архиепископство, что и было осуществлено в 1561 г. В Прагу были приглашены иезуиты. В 1562 г. последовали нападки короля на утраквистов, но в 1564 г. он умер. Его наследник Максимилиан II, не столь усердный в преследовании некатоликов, все же остался в рамках габсбургской политики. Он не подтвердил Аугсбургскую конвенцию, не утвердил и конфессию Общины чешских братьев. В 1575 г. лютеране и чешские братья выработали общую конфессию. Этот теологический по форме документ был по содержанию чисто политическим и стал предметом продолжительной борьбы между королем и сословиями. Король в конце концов согласился уважать религиозные свободы, сформулированные в конфессии, но подтвердить свое согласие письменно отказался. Религиозный вопрос превратился в главный предмет спора между сословной оппозицией и королем. С 80-х годов XVI в. рекатолизация поддерживалась в Чехии испанско-католическим лагерем, а евангелические сословия находили союзников в лагере противников Габсбургов.
Обострение политических противоречий в конце XVI - начале XVII в. Международная обстановка в Европе конца XVI в. была крайне напряженной. Габсбургский лагерь и католическая церковь взяли жесткий курс на рекатолизацию и контрреформацию. Испанские Габсбурги не без успеха стремились влиять на венский двор, способствуя усилению напряженности в Чехии. Чешские католики, чувствуя мощную поддержку, не шли ни на какие компромиссы. Направленная против Испании Нидерландская революция вызвала ужесточение политического курса католиков. Это вызвало ответную реакцию в протестантском лагере. Сословия во всех землях стали осознавать свои отношения к европейской реформации и в политическом смысле. В чешской евангелической среде активизируются стремления установить контакты с возможными союзниками. В конце XVI в. из этой Среды выделяются значительные политические фигуры - Вацлав Будовец (1551-1621), Карел Старший из Жеротина (1564-1636). После смерти Максимилиана в 1576 г. чешским королем стал Рудольф II, перенесший императорскую резиденцию в Прагу. Вместе с Рудольфом в Прагу прибыло много фанатичных католиков, действия которых вызывали протест евангелических сословий. Во главе испанско-католической партии встали паны из рода Лобковиц. Католическая партия на рубеже XVI и XVII в. захватила важнейшие должности в стране и гарантировала прилив в свой лагерь новых сил: в него стали приходить представители шляхты нового поколения. Католики вытесняли евангелистов и с мелких должностей, организовывали провокации против евангелической сословной оппозиции. В 1602 г. вновь была запрещена деятельность Общины чешских братьев, начались преследования ее членов. В 1603 г. Вацлав Будовец на чешском сейме решительно осудил всю политику новых земских правителей в религиозном вопросе. В начале XVII в. вновь началась война с Турцией. Была отвоевана значительная часть Венгрии. Рудольф запретил в этой части всякое некатолическое вероисповедание, на что евангелисты ответили восстанием, охватившим всю Венгрию. К тому же турки начали новое наступление на эту страну. В 1606 г. брат Рудольфа II Маттиас заключил мир с венграми, признав за ними право на религиозные свободы. Рудольфа это никак не устраивало, начался конфликт между братьями. В 1607 г. возникла конфедерация австрийских и венгерских сословий против императора, в апреле 1608 г. к ней присоединилась Моравия. 8 мая 1608 г. войско конфедератов перешло границы Чехии, а Карел Старший из Жеротина призвал и чешские сословия перейти на сторону Маттиаса. Последние от такого шага отказались, так как Рудольф обещал выполнить их требования - кроме права на религиозную свободу. Переговоры между Рудольфом и Маттиасом Габсбургами привели к заключению соглашения. Рудольф отдал власть над всеми землями Габсбургов кроме Чешского королевства Маттиасу. Моравские и австрийские сословия получили лишь устные заверения об удовлетворении их требований. На сейме в январе 1609 г. произошел конфликт по поводу утверждения чешской конфессии 1575 г., вопрос решен не был. 1 мая сословия без разрешения императора сошлись в Новоместской ратуше. Они привели с собой в Прагу военные отряды и ввиду неуступчивости католической партии создали собственное правительство из 30 “директоров”, заключили конфедерацию с сословиями Силезии и стали готовиться к вооруженной борьбе. 9 июля Рудольф II вынужден был выдать чешским сословиям маестат на религиозную свободу, а 20 августа аналогичное разрешение получили сословия Силезии. Рудольф II решил взять реванш. 30 января 1611 г. собранное по его инициативе войско захватило часть Чехии. Но весь габсбургский лагерь уже отошел от Рудольфа. В марте 1611 г. к Праге подошли войска моравских сословий и короля Маттиаса. Рудольфу пришлось отказаться от чешской короны в пользу брата, а в начале 1612 г. Рудольф скончался. Однако и Маттиас, добившись трона, возвратился к контрреформационным, централизаторским и абсолютистским тенденциям династической политики. Начались новые конфликты между католиками и протестантами. Чешские земли стали областью интересов международной дипломатии. Сословная оппозиция уже ясно сознавала, что в случае открытого столкновения она будет искать помощи против своего государя за границей.
4. Социально-экономическое развитие Чехии во второй половине XV - начале XVI в. Чехия в составе Габсбургской монархии.
Поражение чешского сословного восстания в 1620г., а также неудачи венгерских сословных выступлений в XVII и XVIII в., создали предпосылки для установления в монархии сильной централизованной власти. Ее опорой стали высшая шляхта, а также армия, бюрократия и католическая церковь. Но несмотря на возникший абсолютизм власть на местах оставалась в руках панства, как и право суда над зависимым населением. Земские должности в отдельных частях монархии замещались местными феодалами. От земских сеймов зависели и размеры налогов.
Однако важнейшие политические вопросы решались Веной, тайным советом (внешняя политика), военным советом, дворцовой коморой (финансы). Контакт с земскими учреждениями Чехии осуществлялся через Чешскую дворцовую канцелярию в Вене.
В составе наместничества в Чехии существовало от 10 до 16 краев. В земских и краевых учреждениях чешские феодалы сохраняли сильные позиции. Члены наместничества, т.е. земского правительства Чехии, назначались императором, как и крайские гетманы. Плату за выполнение должностных обязанностей они получали из земского бюджета. В Чехии каждым краем управляли один пан и один рыцарь, в Моравии - только один гетман. Земские сеймы заседали ежегодно, а в период между ними сословные вопросы решались земским комитетом. Города в политической жизни практически не участвовали, все городское сословие имело в соответствии с Обновленным земским устройством 1627г. лишь один голос в сейме. С середины XVII в. в городах укрепилась власть рихтаржей, т.е. королевских уполномоченных, следивших за соблюдением интересов государя. В начале XVII в. и контроль за городским хозяйством был поручен особым королевским инспекторам. В 1739г. государственному контролю были подчинены и цехи.
В небывалых размерах возросло могущество католической церкви, захватившей монополию в сфере религии, овладевшей системой образования и формировавшей официальную культуру. Большинство населения Чехии и Моравии во второй половине XVII в. приняло католическое вероисповедание. Иезуиты прибрали к рукам высшую школу и цензуру печати, вели миссионерскую деятельность и т.д. Некатолики удержались в Чехии только в отдаленных лесных районах и на границах с протестантскими государствами.
Войны австрийских Габсбургов в XVII и в начале XVIII в. были не всегда победными, но к периоду правления Карла VI (1711-1740) монархия достигла все же вершины своего территориального размаха и стала обширнейшим государством. По изданной Карлом VI Прагматической санкции (1713г.) монархия объявлялась неделимой вплоть до полного вымирания рода Габсбургов. Но это разноликое в этническом и культурном отношении государство не имело прочного центрального управления, сохраняя остатки сословных привилегий в отдельных провинциях. При экономической отсталости, медленно развивавшейся промышленности, крепостнической барщине монархия впала в острый политический кризис, разразившийся после смерти Карла VI в 1740г.
Национальные отношения в Чехии XVII в.
Уже во второй половине XVII в. начался прилив в Чехию немецкого населения. После 30-летней войны этот процесс усилился. Существенно изменился национальный состав чешской и моравской шляхты. Во второй половине XVII в. прилив иностранной шляхты продолжался. Ей предоставлялись высокие должности и возможность покупать в Чехии поместья. Иностранная шляхта получила в Чехии и Моравии численный перевес, а потомки чешской шляхты все чаще отрекались от своей народности. При формальном равноправии чешского и немецкого языков в учреждениях предпочитался немецкий. Чешский постепенно исчезал и из корреспонденции, шляхта перестала им пользоваться и при контактах в обществе. Тем не менее земский патриотизм был присущ в большей или меньшей мере всем чешским и моравским феодалам; он не был отражением национального самосознания, выражая лишь привязанность к определенной территории.
Немецкой колонизации способствовали наличие большого числа пустующих в Чехии и Моравии земель после 30-летней войны. Феодалам национальная принадлежность колонистов была безразлична. Постепенно пришельцы захватили в свои руки городское управление, и уже со второй половины XVII в. многие города пограничных областей германизировались. Но в большинстве городов внутренней территории страны чешский элемент продолжал все же преобладать. Последствия поражения сословного восстания и результаты 30-летней войны фактически прекратили развитие чешской культуры в национальном духе.
Процесс утраты народности не коснулся однако наиболее многочисленного слоя населения - крестьян и низших элементов города. Власти не усердствовали в германизации народа. Элементарные школы и костелы оставались чешскими. Но национальное самосознание было все же развито слабо. Только в регионах со смешанным населением подчас разражались местные национальные конфликты. Кроме того, усилению национального самосознания способствовали классовые противоречия: феодал и его администрация были иностранцами, а крестьяне - чехами. В чешской деревне продолжал звучать чешский язык, народная культура сохраняла чешский характер. Но в целом политические последствия событий первой половины XVII в. затормозили превращение чешской народности в нацию нового времени.