Файл: Министерство просвещения российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)
Факультет психологии и специального образования
Кафедра …………………….
Оценка ____________________ Дата защиты ________________ Председатель ГЭК _______________ Ф.И.О. подпись | Допустить к защите в ГЭК зав. кафедрой __________________ ИО Фамилия подпись «___»____________202___ г. |
Тема выпускной квалификационной работы
(Дидактические игры как средство развития активного словаря старших дошкольников при общем недоразвитии речи третьего уровня)
Руководитель:
ученая степень, ученое звание (при наличии)
______________________
Ф.И.О.
Автор работы:
студент(ка) _5__курса ___8803ЛО__ группы
Л.Г. Ткачева
Томск 2023
Введение
Глава 1.Теоретические подходы к формированию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Формирование активного словаря у старших дошкольников в онтогенезе с общим недоразвитием речи III уровня
1.2. Характеристика активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
1.3. Современные методики обследования и развития словаря старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
1.4. Роль дидактической игры
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование активного словаря строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Выявление уровня сформированности активного словаря речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.2 Логопедическая работа с использованием дидактических игр для формирования активного словаря речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня
2.3 Анализ полученных данных
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания.
Интересные данные приводит ученый И.Б. Карелина: за последние 20 лет из 23963 обследованных детей в возрасте от 1,5 до 7 лет нормальное речевое развитие имели лишь треть 31% детей не нуждались в помощи логопеда. У остальных дошкольников были выявлены различные речевые нарушения, в том числе достаточно сложные (алалия, дизартрия).
Так же наши педагоги за последние годы об этом говорят и результаты диагностик по всем возрастным группам нашего сада показывают, что количество детей с ОНР увеличивается. ( 2017 – 2023г.)
Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль и в развитии логического мышления, так: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. Поэтому развитие словаря необходимо для формирования всесторонне развитой личности, подготовки детей к предстоящему школьному обучению, а также повышению уровня общения в коллективе.
Из-за недоразвития речевых средств снижается уровень общения, что влечет за собой возникновение психологических особенностей (нерешительность, замкнутость, отчужденность, робость); что может привести к появлению специфических черт общего и речевого поведения (ребенку тяжело вслушиваться в звучащую речь, ребенок имеет ограниченную контактность, у него замедленная включаемость в ситуацию общения, ему трудно поддерживать беседу); что влияет на снижение психической активности [34].
Цель работы: Теоретически изучить и практически проверить эффективность использование комплекс дидактических игр в коррекционной работе по развитию активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект работы
: словарь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет: коррекционная работа по развитию активного словаря с использованием дидактических игр.
Гипотеза: в основу гипотезы легло предположение о том, что использование комплекса дидактических игр, как средство для развития активного словаря старших дошкольников при общем недоразвитием речи повысит эффективность логопедической работы.
- провести диагностику выявления уровня развития словаря для ранней коррекции нарушения ребёнка на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
- специально подобранные дидактические игры будут включаться как в содержание логопедических занятий, так и использоваться при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
- разработать методические рекомендации по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня для педагогов
Задачи:
1.Проанализировать развитие активного словаря у детей в норме и при общем недоразвитием речи.
2.Обследовать состояние активного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений по развитию активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровень.
Теоретико-методологическая основа исследования представляет собой перечень авторов теорий и концепций в рамках изучаемой проблематики развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является: Е.Г. Маницкая, Т.Н. Волковская и Г.Х.Юсупова, В.С.Володина, Н.В.Нищева, А.Катаева и Е.А.Стребелева, Е. М. Мастюкова, Р. И.Лалаева.
База исследования: Красноярский край, п.Курагино, ул.Комсомольская 119. МДОУ Курагинский детский сад №15. Группа «Непоседы»
компенсирующей направленности старшего возраста 5-6 лет.
Методы и методики исследования:
Логопедический альбом развитие правильной речи ребенка, иллюстрированная методика логопедического обследования, дидактические игры и упражнения, ранняя диагностика и коррекция, формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.
Практическая значимость исследования обуславливается тем, что предложенное содержание коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей 5-6 лет старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр может использоваться педагогами ДОУ, в практике дошкольных образовательных учреждений для осуществления коррекции словарного запаса у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения
Апробация результатов исследования: Результаты исследования были представлены на педагогическом часе в Курагинском МБДОУ №15.