Файл: Е. И. Чарушин Страшный рассказ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ».

Цели урока:

  • Познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина;

  • Развивать навыки выразительного, беглого чтения;

  • Учить детей делить текст на смысловые части и озаглавливать;

  • Воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: учебник Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий и др. «Родная речь 2 класс» (1 часть) - М.: Просвещение, 2006, проектор, экран, компьютер, презентация, цветная бумага, выставка книг Е.И.Чарушина, магнитики.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты тихо сели,

Мальчики за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, а вы бывали в лесу? Вам понравилось там? Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в лес. (Указать на оформленную доску)

Включить музыку (звуки леса). Немного прослушать пение птиц.

Итак, отправляемся на прогулку! Какой чистый воздух, свежий… Выключить музыку.

- Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (не шуметь, чтобы не спугнуть зверей, не разрушать норы и гнёзда…). (Знаки )

Вот и на уроке соблюдайте правила для учеников: не выкрикивайте, поднимайте руки.

- Давайте подышим свежим лесным воздухом и выполним дыхательную гимнастику.

  1. Дыхательная гимнастика.

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.

- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

- Ребята, а кто это трещит в лесу? (сорока) (Изображение на доске)

- Сорока предлагает и вам «потрещать». Прочитаем с экрана скороговорку.

  1. Речевая разминка.

(+Приготовить записанную на ватмане)

А) Читаем с экрана скороговорку хором.

(Слайд №2)

Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

Б) Почувствуем ритм скороговорки. Положили руки на парту ладонями вниз. Переворачиваем ладошки поочерёдно, проговаривая каждое слово.

В) Постепенно увеличиваем темп (желающие).

Г) Чтение «от тихого к громкому» (желающие).

Д) Рассказ по памяти (можно подсматривать).

Е) Чтение хором.

  1. Объявление темы урока.

- Помимо того, что можно прийти на природу, как ещё можно попасть на природу?


(смотреть картины, читать произведения, услышать музыку)

- А какие авторы писали о природе?

(Б.Заходер, К.Д.Ушинский, В.Бианки, М.Пришвин, Л.Толстой, С.Михалков, Н.Сладков, С.Аксаков, стихи Ф. Тютчева, А.Фета, С.Есенина, В.Берестова и др.)

(Слайд №3)

- С чьим творчеством вы сегодня познакомитесь, узнаете, если разгадаете ребус, который принесла сорока.

(Слайд №4)

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Е. И. Чарушина.

В классе есть выставка книг этого писателя, её можно просмотреть на перемене.

  1. Работа по теме урока.



  • Вводная беседа.

- Внимательно послушайте биографию Е.И.Чарушина и подумайте, почему он стал писать о природе.

Рассказ заранее подготовленного ученика о писателе.

(Слайд №5)

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора . Отец много разъезжал. Часто брал с собой сынишку. Там маленький Женя наблюдал за природой, а дома рисовал увиденное. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили рисовать рисунки к книгам В. В. Бианки. Так же он рисовал рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка. Ему одинаково хорошо удавалось и рисовать, и писать.

Итак, почему же Е.Чарушин стал писать о природе?

- На природе люди отдыхают: читают книги, рассказывают различные истории. Вот и мы прочитаем рассказ Е.И.Чарушина.

- Прочитайте название рассказа с экрана. (Слайд №4)

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- Попробуйте предположить, о чем будет рассказ. Верны ли ваши предположения, мы узнаем после его прочтения.

  • Словарная работа.

(Слайд №6)

В тексте вы встретите незнакомые слова. Эти слова принесла нам мудрая сова. (Изображение на доску) Прочитаем их с экрана.

- Кто знает значение этих слов? (Спросить желающих)

Сени – входное, нежилое и неотапливаемое помещение, примыкающее к жилой части дома, используется для хозяйственных нужд.

Чулан - небольшое подсобное помещение хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.

- Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь)

  • Первичное чтение.


- Ребята, примите удобную позу и приготовьтесь слушать рассказ.

(Читает учитель.)

  • Проверка понимания прочитанного:

- Понравился вам рассказ?

- Кого испугались мальчики?

- А как живёт ёжик в природе, вам расскажет ……

(Слайд №7)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение о еже.

Ёж – маленький ночной хищник. Живут ежи в основном в смешанных лесах, в запущенных парках и садах. Днем прячутся среди кустарников, под кучей хвороста и листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ёжик свертывается в клубок.

- Так, на столько ли опасен ёж, чтобы его бояться?

- А почему ребята в рассказе испугались ёжика?

Физкультминутка.

- Кого ежи едят? (мышей) (Изображение на доску). Мышка предлагает отдохнуть и сделать физкультминутку. (Слайд №8)

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

(встать между рядами друг за другом, повороты головой вправо, влево)

Раз, два, три, четыре.

(хлопки в ладоши)

Мышки дёрнули за гири.

(пальцы в кулак, резкое движение сверху вниз)

Вдруг раздался сильный звон,

(прыжок)

Побежали мышки вон.

(бег на месте на носках)

- Открыли учебники на стр.136. Читают хорошо читающие ученики.

- А вот и белочка (Изображение на доску). Она запасливая и для вас припасла вопросы по содержанию рассказа.( Вопросы читают дети.)

(Слайд №7)

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему они остались дома одни?

- Что они делали, когда остались одни?

- Что они чувствовали, когда легли в кровать?

- Какие звуки они услышали?

- Как они отреагировали на эти звуки?

- Почему же мальчики испугались ежа?

- Рассказали они родителям, что случилось?

- Кого нашли родители?

- Чем они угостили ежа?

- Боялись ли его мальчики потом? Почему?

  1. Закрепление нового материала.

(Изображение на доске) - Ребята, к нам из леса заглянул его хозяина – медведь? Покажите, как он ходит? А говорит он и делает всё с чувством, с толком, с расстановками. Он вам и предлагает следующее задание.

(Слайд №10)

  • Выразительное чтение отрывка по ролям. (Читают дети)


Выбрать кто будет читать за автора и мальчиков.

- Давайте прочитаем разговор мальчиков.

- С какой интонацией будем читать диалог?

  1. Итог урока. Выставление оценок.

- Ребята, вам понравилась прогулка по лесу? Как вы считаете, с пользой вы её провели или нет?

- Вот и мудрая сова! Она для вас приготовила вопросы. Справитесь с ними? (Читают дети) (Слайд 12)

- Как называется рассказ, который мы прочитали сегодня?

- Кто его автор?

- Почему Чарушин назвал рассказ именно так?

- Чему учит рассказ?

- Почему нужно беречь животных? (Слайд 13) Ведь в природе всё взаимосвязано. Одну из связей в природе мы свами сейчас себе представим.

- Ребят, у которых на парте лежат маски, попрошу вас их надеть и выйти к доске. (маски ежа, мышки, зерновых культур)

Чем питаются ежи? (мышками) А чем питаются мыши? (зёрнышками)

- Что произойдёт, если истребить ежей? (мышей станет больше и они поедят зерновые культуры).

- Вот какую важную роль играют животные!

Итак:

- какой же рассказ вас сегодня учил наблюдать за природой и любить её?

- Кто его написал?

- Давайте прочитаем с доски что же говорил Чарушин. (Чтение хором)

«Ты человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно».

- А что же нового о животных вы узнали из прочитанного сегодня рассказа? (Надеюсь, что вы сегодня узнали немало нового о животных из нашего урока).

Если затрудняются, то задать наводящий вопрос:

- О каком животном говорилось в рассказе?

- Какой образ жизни они ведут? (Ежи ведут ночной образ жизни.)

Выставление оценок. Комментирование их.

  1. Домашнее задание.

Мудрая сова предлагает вам следующее домашнее задание. (Чтение хором с экрана) (+ Подготовить на ватмане)

(Слайд №14)

Прочитать рассказ, составить план, используя подчёркнутые слова в тексте, подготовить подробный пересказ по плану.

  1. Рефлексия. Технологическая пауза.

- Так как же нужно относиться к природе? (С любовью и добром). Давайте из листов цветной бумаги, которые лежат у вас на партах, сделаем добро своими руками.


  1. Возьмите в руки сложенный пополам лист бумаги. На нём проколот множеством точек контур фигуры.

  2. Аккуратно разрывайте по этому контуру.

  3. Разверните.

- Что получилось у вас? (сердце)

- На доске изображение ёжика. Кому понравился урок, подарите своё сердечко ему, прикрепите с помощью магнитиков. Со всем сердцем, любовью, вниманием, заботой нужно относиться к животным!

-Я тоже сделала сердечки и дарю их с любовью нашим гостям, чтобы им не было страшно никогда.