Файл: В. И. Карпов Экономика и менеджмент безопасности Учебное пособие. Железногорск, 2017. 77 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспроизводство – постоянно повторяющийся процесс производства.
Воспроизводство может быть простым и расширенным. При простом воспроизводстве происходит повторение процесса производства в неизменных размерах.
При расширенном воспроизводстве происходит повторение процесса производства во всё возрастающем объёме.
В условиях рыночной экономики любое предприятие практически выступает предпринимателем.
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли.
Предпринимательская деятельность осуществляется под имущественную ответственность.
В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:
-
производственное предпринимательство (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей); -
коммерческое предпринимательство (перепродажа товаров, услуг); -
финансовое предпринимательство (разновидность коммерческого, но объектом купли-продажи являются деньги, ценные бумаги, валюта); -
посредническое предпринимательство (деятельность, соединяющая заинтересованные стороны); -
страховое предпринимательство (особая форма финансового предпринимательства).
Хронологию предпринимательства в России можно представить следующей схемой:
1
1917 г.
1921 г.
1930-е г.
2
3
4
5
6
7
1986-1987 г.г.
1994 г.
1991 г.
1. предпринимательство развивается по законам рынка;
2. военный коммунизм;
3. НЭП;
4. жёсткая централизация;
5. появление кооперативов;
6. возрождение предпринимательства;
7. появление ГК РФ (Гражданский кодекс РФ) в полной мере узаконивший предпринимательство в РФ, как таковое.
В предпринимательстве могут участвовать:
-
физические лица (отдельный гражданин); -
юридические лица (организации);
Юридические лица бывают коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие организации – организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации – организации, не имеющие цели извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Предприниматель без образования юридического лица – ИП (индивидуальный предприниматель). Предприниматель, как учредитель (участник) юридического лица, может выступать в единственном числе.
ИП несёт ответственность всем своим (личным) имуществом.
Юридическое лицо несёт ответственность по своим обязательствам, принадлежащим ему (юридическому лицу) имуществом, минимальный размер которого определяется уставным капиталом юридического лица.
Размер уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия.
Организационно-правовые формы предпринимательства изложены в Гражданском кодексе РФ: ООО (общество с ограниченной ответственностью), ПАО (публичное акционерное общество), полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество) и т.д.
Существуют такие ассоциативные формы предпринимательства:
Холдинг – компания, в состав активов которой входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Холдинг позволяет выстроить систему участий формально независимых фирм, которые могут обладать капиталами, непосредственно превосходящими капитал учредителя холдинга.
Синдикат – объединение предпринимателей или производителей товаров с целью их сбыта, осуществления единой ценовой политики и других видов коммерческой деятельности при сохранении юридической и производственной самостоятельности входящих в него предприятий.
Картель – форма объединения производителей или потребителей, гласное или негласное соглашение групп близких по профилю предприятий, фирм, компаний об объёмах производства и продажи, ценах, рынках сбыта. Цель создания картелей – увеличение прибыли посредством устранения, ограничения и регламентации конкуренции внутри объединения и подавления внешней конкуренции со стороны фирм, не участвующих в данном соглашении.
Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Консорциум – организационная форма временного объединения предприятий, организаций промышленных компаний и/или банков для осуществления капиталоёмкого проекта или для совместного размещения займа. Обязанности членов консорциума, доля каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также форма участия в реализации проекта определяются соглашением о консорциуме.
Консорциум несёт солидарную ответственность перед своими заказчиками. По достижении поставленной цели консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.
Концерн – форма договорного объединения предприятий и организаций различных отраслей на основе общности интересов.
Образование концерна предполагает делегирование части прав членов концерна коллегиальному органу управления, проведение единой экономической политики, централизацию части финансов, некоторых функциональных служб и др. Члены концерна сохраняют хозяйственную самостоятельность, но при этом участники концерна не могут входить в состав других концернов.
Трест – форма объединения предприятий, при которой они теряют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Тресты характеризуются наиболее высокой степенью централизации управления, а также значительной диверсификацией деятельности.
Зарегистрированные налоговой службой РФ юридические лица вносятся в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц), а физические лица, зарегистрированные как ИП, вносятся в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).
В отечественной правоприменительной практике и реальной хозяйственной деятельности под предприятием традиционно понимается универсальный хозяйствующий субъект (за исключением физических лиц и некоммерческих юридических лиц), осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определённым образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.
В Гражданском кодексе предприятие рассматривается как определённый имущественный комплекс, включающий материальные и нематериальные элементы и являющийся объектом права.
Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом. Собственник, в отношении принадлежащего ему имущества обладает правом владения, пользования, распоряжения.
Управленческие отношения в социально-экономических системах, в частности на предприятиях, базируются на трёх группах норм:
1. Правовые или законодательные нормы;
2. Нормах культуры, этики, педагогики, бизнеса;
3. Психофизиологических нормах, регулирующих поведение личности в системе управленческих отношений.
Управление в условиях рыночной экономики – менеджмент.
Менеджмент – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы (действующей в рыночных условиях) на достижение определённых намеченных целей, путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджер – человек, субъект управления, который действует в рыночных структурах.
Менеджмент можно определить как процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации.
Различают следующие виды целей, которые зависят от стадии жизненного цикла предприятия:
Экономические:
-
выживание в долгосрочной перспективе; -
получение прибыли; -
увеличение стоимости предприятия; -
увеличение доли рынка; -
повышение качества продукции; -
бережное отношение к окружающей среде; -
улучшение сервисного обслуживания.
Социальные:
-
повышение доходов работников; -
социальная защищённость; -
удовлетворение от работы; -
социальная интеграция; -
развитие персонала.
На выбор целей предприятия оказывают влияние, главным образом, факторы:
-
наличие и объём спроса на продукцию; -
уровень рентабельности продукции; -
капиталоёмкость продукции; -
наличие поставщиков (сырья, материала, топлива, комплектующих, оборудования); -
наличие инженерных решений для изготовления новой или модифицированной продукции; -
наличие квалифицированных кадров.
В техносферной безопасности предприятия менеджмент выступает как наука и как искусство, выполняя следующие функции:
-
научная функция (теоретическое осмысление сложных процессов и закономерностей хозяйственной деятельности); -
познавательная функция (осмыслить закономерности управления экономикой); -
прогностическая функция (для принятия решений важен экономический прогноз); -
практическая функция (определяются пути реализации экономических идей, инновационных технологий).
Организация может добиться успеха, если оптимально будет взаимодействовать с внешней средой: средой прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, госорганы управления и т.п.) и средой косвенного воздействия (научно-технический прогресс, состояние макроэкономики, политические изменения и т.п.).
Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью, неопределённостью.
Внутренняя среда учитывает возможности самого предприятия, его ресурсное обеспечение, способность управленческого персонала вырабатывать стратегию и организовывать производство и реализацию продукции, работ, услуг.
Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт.
В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Закон – это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или её субъектов.
Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
Федеральный закон – нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.
Закон субъектов Российской Федерации – нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например, Областной Думой).
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов исполнительной власти – нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами, обязательные к применению предприятиями и гражданами. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.