Файл: Э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 557

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

представляет достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Динамика двигательного содержания физкультурного праздни­ка, проведение его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка радостное, приподнятое на­строение.

В программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические уп­ражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобре­тенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкуль­турных занятиях. Они доставляют ребенку радость и удоволь­ствие.

Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль в празднике играет музыка, созда­ющая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное на­строение.

Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который на­чинается общим шествием детей, разделенных на отдельные ко­манды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Дви­жения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высо­кий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; иг­рах-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных иг­рах. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возраст­ной группы и всех участников.

Во второй части праздника могут быть организованы куколь­ный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные про­гулки и т.д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюр­призные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцо­ров и т.д.

В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя

и веселясь.

Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, коньках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляс­ки и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребенок не исполняет. Сюрпризные моменты — источник радо­сти детей.

298

На праздниках используются красочные атрибуты и оформле­ние, музыкальное сопровождение, что делает его привлекатель­ным и интересным.

В подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический коллектив: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культу­ре, воспитатели.

По мере возможности ребенок участвует в подготовке празд­ничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним про­водятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюст­рации, разучиваются стихи.

В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздни­ка должна доставлять радость ребенку. Длительность праздника не превышает 45 мин — 1 ч.

Другим видом активного отдыха детей является физкультурный досуг.

Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Содержание досуга составляют знакомые ребенку подвижные игры и физические упражнения, которые варьируются, вызывая у него интерес и положительные эмоции при выполнении.

Программа физкультурного досуга в младших и средних груп­пах строится на простейших играх типа: «Кто скорей принесет иг­рушки, выполнит веселые игровые действия» и т.п.

В старших группах ребенок индивидуально и коллективно (ко­мандами) участвует в веселых играх с элементами соревнования, подобных небольшой спартакиаде. В содержание досуга включают­ся интересные аттракционы, знакомые ребенку танцы и пляски.

Главной задачей педагога при проведении физкультурного до­суга является: создание бодрого, радостного настроения, стиму­лирование активности каждого ребенка с учетом его индивиду­альных возможностей, дифференцированный подход к оценке ре­зультатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими Детьми движений, а также радости от успехов товарища.

При проведении этого досуга ребенок выполняет различные дви­гательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность исполь­зования двигательных умений и навыков обеспечивает выразитель­ность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагруз­ки — лучший способ формирования раскованности и красоты дви­жений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и Поднимает настроение.

299


Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, це­леустремленность, культуру чувств (например, приучают ребенка сдерживать свои чувства и желания, проявлять решительность). Он развивает в детях умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. Развлечения проводят как с од­ной группой, так и с группами близких по возрасту детей. В досуге педагог принимает самое активное участие: он подает команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является главным судьей соревнования и своим заинтере­сованным отношением к происходящему создает эмоциональную атмосферу. Важную роль в поддержании радостного настроения, создании положительных эмоций играет атрибутика: эмблемы, медали, вымпелы, табло и т.д.

По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, ринго, хоккей, футбол, теннис и т.д.), на упражнениях в основных движениях (беге, прыж­ках, езде на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, прыж­ках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребенка своеобразным зачетом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений.

Физкультурный досуг может строиться в основном на играх-эстафетах типа «Веселые старты». Этот досуг включает разученные на физкультурных занятиях движения.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячами, лентами, обруча­ми и т.д.), ритмических упражнениях. Такой досуг развивает твор­чество, инициативу, красоту, грациозность и выразительность дви­жений.

Со второй младшей группой проводится День здоровья. Цель про­ведения Дня здоровья — профилактика нервной системы, оздо­ровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается его пребы­вание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучаю­щие формы работы с детьми, требующие интеллектуального на­пряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело об­щаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспе­чивает спокойное общение детей друг с другом.

Каникулы для детей устраиваются в начале января и в конне марта. Их длительность — неделя. Каникулы, так же как и День

300

здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д. Содержание каникул состоит в организа­ции художественно-творческой, музыкальной и физкультурной де­ятельности.

Во время каникул проводятся туристские прогулки; желатель­но вывезти детей на всю неделю за город, где организуется ка­тание на лыжах. Игры на природе обеспечивают ребенку режим, близкий к санаторному. Организация каникул требует тщатель­ной подготовки педагога, продуманности и творческой атмо­сферы.

Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физи­ческих упражнений и игр ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под конт­ролем родителей или вместе с ними.

Успешному решению задач физического воспитания способ­ствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям методику проведения с ребенком утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместно­му решению творческих заданий.

Задания на дом способствуют более тесному контакту родите­лей, детей и воспитателей.

Все приведенные формы организации активного отдыха тща­тельно планируются и обсуждаются на педагогических советах до­школьного учреждения. В подготовке разнообразных форм актив­ного отдыха могут принимать участие родители, спонсоры. Не­редко на праздники и досуг приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные формы организации физкультурно-оздоровитель­ной работы в детском саду.

I 2. Какова роль физкультурных занятий для детей дошкольного воз­раста?

L 3. В чем состоит принцип построения физкультурного занятия в соот­ветствии с другими областями знания?

4. Каковы способы организации детей на занятии? [ 5. Каково значение утренней гимнастики в детском саду? Назовите ее основные составляющие для младших и старших групп детей.

6. Что такое физкультминутка? Какова ее роль в системе физических Упражнений?

301


1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

Глава 8

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.8.1. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие и совершенствование всестороннего физического вос­питания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материа­ла в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно пред­полагает распределение физических упражнений и приемов их про­ведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.

Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.

Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учиты­вает основные физические принципы — систематичность, после­довательность и т.д.

Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обес­печивает систему усвоения программного материала.

В дошкольных учреждениях используются разные формы пла­нирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее посте­пенное усложнение двигательного действия от возраста к возрас­ту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отри­цания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движе­ния по мере формирования навыка, появления новых, более ко­ординированных и сложных технических видов движений.

Планируя двигательный материал, необходимо учитывать сле­дующие факторы:

1. Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совер­шенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные эко­номико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и от­дыха, особенности врожденного физического развития детей, со­ответствие количества движений и способности ребенка их вы-

302

полнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положи­тельные эмоции.

  1. Планирование должно гарантировать правильное и своевре­менное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и вос­питательных задач на разных этапах обучения с учетом програм­мных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспи­танию, избираются методы обучения.

  2. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное форми­рование двигательных навыков.


В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.

Общий годовой план разрабатывается заведующим дошколь­ным учреждением совместно с воспитателем по физическому вос­питанию и всем педагогическим коллективом.

В разделе физического воспитания плана намечаются конкрет­ные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. К примеру, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать конкретные темы совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и кон­такты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направ­ленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия Должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помо­гает формировать у детей определенные привычки, любовь к физи­ческим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.

На занятиях решаются все задачи физического воспитания, сто­ящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, раз­вивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся Правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бро­сать, лазать и т.д.).

303




Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основ­ных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь. Также очень важно правильно спланировать и распределить про­граммный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходя­щим является графическое планирование. В плане-графике целесо­образно использовать способ спирального планирования, т.е. изу­чать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения. Состав­лять план-график нужно в соответствии со временем года, учиты­вая сложность упражнения, его воздействие на физическое разви­тие организма. Последовательность упражнений должна соответ­ствовать способности детей их усваивать.

И. Рауцкис предлагает следующий план изучения, закрепления, совершенствования при выполнении физических упражнений (см. табл. 3).

Дети всех возрастных групп лучше всего усваивают упражнения с элементами ходьбы, бега, удержания равновесия, так как про­цесс обучения идет не только во время основной части занятий, но и на протяжении всей деятельности детей, во время разминки, гимнастики. Так, например, можно давать детям задания: ходить, бежать в прямом направлении небольшими группами, всей груп­пой, вереницей, по краям зала. Ходьбу можно чередовать с бегом: по сигналу, рассеявшись по залу, каждый из группы должен най­ти и занять в строю свое место, во время бега можно неожиданно менять направление и т.д.

В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободно­го развития положительных качеств характера у детей. Для дости­жения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудно­сти, считаться с интересами коллектива.

При составлении плана-графика применяются следующие прин­ципы:

  1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясни­цы, брюшного пресса, ног.

  2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходи­мую физическую нагрузку.

  3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чере­довались с более легкими. После статичных, не динамичных упраж­нений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных-

304

305