ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.8.3. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспи-I тателями при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующего, старшим педагогом, специалистами по физической культуре дошкольных учреждений.
На основании рекомендаций Минздрава РФ в дошкольном учреждении осуществляется медико-педагогический контроль, который предусматривает разные стороны контроля за физическим ; воспитанием ребенка.
Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает следующие важные показатели:
1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физи
ческим развитием детей, которое осуществляется при углублен
ных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники.
При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья,
физического развития ребенка, физической подготовленности,
функциональных возможностей организма и решается вопрос об
индивидуальных назначениях при занятиях физическими упраж
нениями и различных видах закаливающих процедур. При повтор-
| ных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и ', физического развития детей, учитывается эффективность воздей-' ствия средств физического воспитания.
2. Медико-педагогические наблюдения за организацией дви
гательного режима, методикой проведения и организацией за
нятий физическими упражнениями и их воздействием на орга-
I низм ребенка; контроль за осуществлением системы закалива-, ния.
3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест про
ведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудо-
| вания, спортивной одежды и обуви.
315
4. Санитарно-просветительная работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.
В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее двух раз в каждой возрастной группе в течение года.
Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.
В годовом плане работы дошкольного учреждения должны быть предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведующим, педагогом, медицинской сестрой с целью осуществления контроля за общим двигательным режимом и организацией различных форм физического воспитания.
2.8.4. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
т
Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и физиометрические, показатели физической подготовленности и физической работоспособности, сенсомоторного развития.
Измерение мышечной силы рук проводится детским ручным динамометром. Ребенок берет динамометр в руку стрелкой к ладони, рука свободно вытягивается в сторону и вниз, и производится максимальное сжатие. Измерение проводится каждой рукой 2— 3 раза, фиксируется наибольший результат.
Измерение силы мышц туловища осуществляется с помощью станового динамометра. Ребенок становится на подножку (ноги прямые), сгибается, берется руками за ручку, которая должна находиться на уровне его колена, и медленно выпрямляется, подтягивая ручку до «отказа».
Дети дошкольного возраста должны быть предварительно обучены этому навыку. Обследование повторяют 2—3 раза, фиксируется наибольший результат.
Начиная с 4—5 лет у детей можно определять жизненную емкость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучать детей глубокому вдоху и достаточному выдоху. Ребенок делает сначала свободный полный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до отказа в трубку спирометра.
316
Физическая подготовленность характеризуется развитием у де-: тей двигательных навыков и качеств. В этом возрасте определяются следующие физические качества:
-
быстрота — по времени пробегания Юме ходу;
-
скоростно-силовые — по времени пробегания 30 м со старта, по длине прыжка с места, высоте прыжка с места, по дальности броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой; -
выносливость — по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей — 5, 6 и 7 лет).
Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения;
-
при беге — следует обращать внимание на положение головы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега; -
при прыжке — исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении; -
при метании — исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.
Уровень развития физиометрических показателей и физической подготовленности оценивается как удовлетворительный, если средние показатели их находятся в пределах М ± 1ст, если они превышают средние значения — как хороший, если ниже их — плохой.
Полученные в динамике результаты необходимо заносить в карту развития ребенка.
Обследование развития движений проводят воспитатели групп при участии и помощи медицинской сестры 2 раза в год (сентябрь и май). Для этого физкультурные занятия строятся так, чтобы на них можно было провести оценку нескольких физических показателей.
Для определения функционального состояния организма и решения вопроса об индивидуальных назначениях физических нагрузок используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Эти пробы проводятся детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья (II и III группы здоровья) и после длительных заболеваний. Проведение функциональных проб обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях.
Для детей раннего возраста может быть рекомендована функциональная проба с переменой положения тела (из положения лежа в положение стоя).
Хорошим показателем считается учащение частоты сердечных сокращений не более чем на 10 уд./мин, повышение систолического давления на 5—10 мм рт.ст., диастолическое давление может не изменяться.
317
Эти показатели свидетельствуют о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Увеличение частоты сердечных сокращений более чем на 10 уд./мин указывает на повышенный тонус симпатического отдела. Уменьшение систолического и диастолического давления на 10 мм рт.ст. и более расценивается как неудовлетворительный показатель реактивности сердечно-сосудистой системы.
Для детей четырех — семи лет вполне доступной, легко воспроизводимой является проба — 20 приседаний за 30 с (Мартинэ-Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физ-культурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять пробу в 10 приседаний за 15 с при помощи взрослого.
Оценка результатов пробы проводится:
а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, ды
хания и показателей артериального давления тотчас же после на
грузки;
б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.
В норме после функциональной пробы отмечается учащение
частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к исходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 мин, повышение систолического давления на 5—15 мм рт.ст., диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм рт.ст.
Возвращение всех показателей к исходным величинам наблюдается в течение первых 2—3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.
Отклонением от нормальной реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более 15 мм рт.ст., увеличение диастолического более чем на 10 мм рт.ст. Время возвращения всех показателей к исходным величинам — более 3 мин.
С целью определения возрастной динамики физической работоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест PWC170, при котором величина работоспособности выражается объемом работы при заданном ритме сердечных сокращений 170 уд./мин.
Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т.е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физической нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке.
318
При организации физического воспитания следует учитывать и I индивидуально-типологические особенности детей.
Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высо-S кий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высокой способностью к длительной работе умеренной интенсивно-: сти, охотнее работают в умеренном темпе.
Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилуч-; шие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие упражнения они стараются выполнять в более быстром темпе, по-[ этому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребенка на необходимость затормаживать ненужные дви-' жения.
Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют бо-| лее низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую работоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуждаются в большем количестве повторений, в дополнительных занятиях. Для их успешного обучения большое значение имеет одобрение воспитателя.
Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны зани-I маться физкультурой. В зависимости от состояния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовлен-■ности они могут иметь временные ограничения.
С целью осуществления индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяются 2 группы детей:
I — основная группа, — не имеющая никаких медицинских и
^педагогических противопоказаний и ограничений для занятий
физической культурой.
II — ослабленная группа, — имеющая ограничения временного
характера в величине и интенсивности физической нагрузки и
объеме закаливающих мероприятий.
К ослабленной группе относятся дети II, III и IV групп здоровья, в основном часто болеющие («группа риска»), они реконва-лесцентны после длительных заболеваний.
Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшает число повторений каж-
319
дого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольное образовательное учреждение после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического бронхита и др.).
Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения ребенка на 1 —2 физкультурных занятия на открытом воздухе после его длительного отсутствия в детском саду по болезни (более 1 мес) — грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия физическими упражнениями, утренней гимнастикой для них обязательны.
Заключение о функциональных возможностях этих детей и допустимости для них нагрузки в полном объеме решается на основании изменения частоты сердечных сокращений во время физкультурных занятий (физиологическая кривая) и времени восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Наряду с этим учитываются показатели динамики состояния здоровья детей при особом внимании к частоте и длительности заболеваний за предшествующий период.
Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюдением медицинских работников и при положительных сдвиГах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения.
Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.
Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребывания в детском саду не переведенные в основную, в школе занимаются по программе физического воспитания «подготовительной» группы.
2.8.5. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующим, старшим воспитателем, инструктором по физической культуре.
Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную дея-
320
тельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
-
Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража. -
Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности. -
Интенсивности двигательной деятельности методом пульсо-метрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Как показали исследования, в настоящее время во многих дошкольных учреждениях существующий двигательный режим позволяет восполнить лишь 50—60% естественной потребности детей в движениях.
Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении — по шагомеру для детей в возрасте:
трех лет — 9000— 9500 движений
четырех лет— 10000 —10500 «
пяти лет -11000-12000 «
шести лет —13000 — 13500 «
семи лет — 14000—15000 «
Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия).
Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязные задачи — оздоровительные, образовательные и воспитательные.
Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях, врач, медицинская сестра, педагог должны ознакомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план I и содержание занятий требованиям Программы для детей данного
321
возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей. Общая их плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:
Общая плотность = полезное время/продолжительность занятия х 100.
Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90%.
Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.
Моторная плотность = время, затраченное на движения/общее время занятия х 100.
Количественная характеристика двигательной активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Шагомер типа «Заря» позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т.д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров дает также количественную характеристику проведения физкультурного занятия.
Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.
Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений. Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оптимальными показателями двигательной активности детей, что соответствует величинам М + о (см. табл. 4)1.
Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Частота сердечных сокращений отражает влияние физической нагрузки на организм детей и имеет прямую связь с характером энергообеспечения мышечной деятельности.
1 М — средний показатель двигательной активности; с — норма допустимого увеличения или уменьшения среднего показателя.
322
Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундны-ми отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3—5 мин.
На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия — графическое изображение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали — показатели частоты сердечных сокращений.
При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15—20%, в основной части — на 50—60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70—90% (до 100%). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5—10%, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.
Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей
323
5—7 лет — 140—150 уд./мин, 3—4 лет — 130—140 уд./мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется суммированием частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.
В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энергозатраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3— 4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятия на 2— 3 мин энергозатраты остаются выше исходного уровня на 15—20%. Эти данные указывают на необходимость четкого и правильного проведения заключительной части занятия.
При проведении медико-педагогических наблюдений рекомендуется пользоваться протоколом.
Важное значение при проведении медико-педагогических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему.
При значительном утомлении все перечисленные признаки резко выражены. При наличии средних признаков утомления у ряда детей воспитатель должен ограничить для них нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.
Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.
Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий.
2.8.6. КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ И ОДЕЖДОЙ ДЕТЕЙ
Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Максимальный оздоровительный эффект наблюдается при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и т.д. на открытом воздухе.
Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошкольном учреждении должны быть оборудованы в соответствии с ре-
324
комендациями по физическому образованию групп и участков дошкольного образовательного учреждения.
Индивидуальные пособия по своим размерам и весу должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Дети занимаются в спортивной форме — удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На ногах — тапочки на резиновой подошве. При наличии условий (теплый пол) можно заниматься босиком. При занятиях на воздухе одежда детей должна соответствовать требованиям, изложенным в методических рекомендациях по закаливанию детей в дошкольных учреждениях.
Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви. Освещенность зала — не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.
Медицинская сестра дошкольного учреждения должна осуществлять постоянный контроль за гигиеническим состоянием мест проведения физических упражнений, инвентаря, обеспечением безопасности детей.
2.8.7. САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Санитарно-просветительская работа занимает важное место среди мероприятий по физическому воспитанию дошкольников.
В дошкольном учреждении эта работа проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годовым планом санитарно-просветительской работы. Она проводится как среди сотрудников дошкольного учреждения, так и среди родителей и включает широкое использование плакатов, выпуск санитарных бюллетеней и стенгазет, организацию выставок, раздачу памяток, санитарно-просветительной литературы для детей, ро-
. дителей, персонала дошкольных учреждений, демонстрацию кинофильмов, проведение тематических лекций.
Важным разделом являются доклады и отчеты врача, медицинской сестры на педагогических советах и совещаниях. Проводимая работа должна быть конкретной, соответствовать задачам работы учреждения в данный или предстоящий период, строиться на примерах из жизни дошкольного учреждения и подкрепляться резуль-
!■ татами эффективности этой работы в основном на показателях
^ динамики состояния здоровья детей.
Особое внимание в этой работе должно уделяться просвещению родителей по вопросам физического воспитания и привития
Vгигиенических навыков в семье. Тематика бесед должна отражать
Iвопросы физического воспитания детей в дошкольных учрежде-
325