Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Забайкальский аграрный институт-филиал ФГБОУ ВО
«Иркутский государственный аграрный университет
имени А.А. Ежевского»
Технологический факультет
Кафедра землепользования и кадастров
Методические указания по изучению дисциплины
Правовое регулирование землеустройства и кадастров
и выполнению самостоятельной работы
направления подготовки
21.03.02 - Землеустройство и кадастры
Чита - 2015
УДК
«Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы» для студентов технологического факультета направления подготовки 21.03.02 - Землеустройство и кадастры / Забайкальский аграрный институт – филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; сост. Е.Ю. Лузянина. – Чита: Издательство ЗабАИ, 2015. – 97 с.
Составитель: преподаватель Лузянина Е.Ю.
Рецензенты: профессор кафедры землепользования и
кадастров, д.б.н. Ральдин Б.Б.
Утверждено Методической комиссией технологического факультета ЗабАИ
«13» ноября 2015 г., протокол №4
© Е.Ю. Лузянина, 2015
© ЗабАИ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………….………….6
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИХ
УКАЗАНИЯХ…………………………………………………………………….....12
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА И КАДАСТРОВ»….…………………………………...…14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ
РАБОТЫ (РЕФЕРАТА) ……………………………………….94
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ)…… .. 97
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ………….……….99
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас измерять участки, выносить границы в на местности (в натуру) для последующей постановки на кадастровый учёт и государственной регистрации призваны кадастровые инженеры — специалисты, о которых несколько лет назад ещё никто не слышал. При этом им была передана часть функций, которые ранее успешно выполняла служба технической инвентаризации (БТИ).
Проблемы в сфере кадастровых отношений порождены сменой общественно-экономической формации и появлением, как следствие, огромного числа собственников недвижимого имущества, которое предстоит описать, расценить и учесть в видах равномерного обложения налогами.
Кризис конца XX - начала XXI веков, как это ни странно звучит, закономерен, ибо произошел в точном соответствии с законом эволюции, суть которого, его сущностной момент состоит в повторяемости отдельных явлений и фактов. История повторяется – вот суть закона эволюции. Поэтому, несмотря на сложность, противоречивость и кажущуюся непредсказуемость процесса развития кадастра недвижимости, очевидно, что перед Россией на протяжении тысячелетней истории, как нигде в мире, проблемы передела собственности и коренного изменения налогообложения периодически обострялись. И, что важно, в государстве накоплен огромный опыт их разрешения. В кризисных ситуациях, как никогда, важна роль теории, науки.
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Российской Федерации является эффективное использование земли и иной недвижимости для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Осуществляя земельные преобразования и крупные земельные реформы, государство не должно забывать о требованиях землеустройства и рациональной организации территории.
В условиях рыночной экономики, развития оборота земель и реализации прав земельной собственности формирование объектов недвижимости (земельных участков) является важнейшей задачей землеустройства, а не земельного кадастра, как пытаются считать представители некоторых организаций.
Земельный кадастр, регистрация и оценка земель дают информацию, необходимую для решения главных целей - формирования и рационального использования земельных участков и иной недвижимости и их охраны. Нарушение этих требований приводит к существенным недостаткам землепользования.
В теорию землеустройства, многочисленных российских и зарубежных учебниках и публикациях давно доказано, что регистрационные земельно-кадастровые и земельно-оценочные действия призваны зарегистрировать, учесть и оценить недвижимое имущество, что дает землевладельцам и землепользователям возможность реализовать права земельной собственности (купли-продажи, дарения, аренды и др.), а государству — решить фискальные задачи и обеспечить защиту этих прав.
Неправомерно было бы также считать, что землеустройство должно способствовать только формированию объектов недвижимого имущества, которое на практике связано с образованием новых и упорядочением существующих землевладений и землепользований, установлением их площадей, структуры, места положения и границ на основе проектов территориального землеустройства.
В процессе землеустройства государству и отдельным собственникам земли выгодно также организовать рациональное использование и охрану этого имущества (земли), что требует разработки проектов внутрихозяйственного землеустройства и землеустроительных рабочих проектов.
При совершенствовании земельного законодательства необходимо четко знать и вписываться в технологии и технические требования выполнения землеустроительных работ. Только в этом случае можно предотвратить возможные земельные споры и избежать крупного экономического ущерба в развитии землевладения и землепользования. Например, землеустроительная практика показывает, что приватизация крупных сельскохозяйственных, промышленных, транспортных и иных несельскохозяйственных предприятий по частям требует предварительного территориального землеустройства. Например, в Восточной Германии при первоначальном разделении транспортных комбинатов без проекта межхозяйственного землеустройства на самостоятельные экспедиторские предприятия, различные таксомоторные фирмы, муниципальные, трамвайные организации и предприятия, обслуживающие рейсовые и экскурсионные автобусы, бензозаправки, склады и мастерские возникли крупные проблемы с обеспечением площадями новых землепользователей. В дальнейшем это потребовало первоочередного размежевания земельных участков на основе проектов территориального землеустройства.
Для достижения названной цели государством было предусмотрено создание системы ведения государственного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, в связи с чем на протяжении последних 15 лет в соответствующих сферах экономики и права происходили существенные преобразования.
В 2000 году, государство только начинало строить систему регистрации прав на недвижимость, ведь по сути в гражданский оборот недвижимость была вовлечена только с началом широкомасштабной приватизации, а это 90-е годы 20-го столетия.
В России не одно десятилетие проводится так называемая земельная реформа: ресурсы, которыми так богата наша страна, пытаются упорядочить: поля, пашни и сенокосы — включить в сельскохозяйственный оборот, а на остальных землях вести деятельность, строго соответствующую категории и виду разрешённого пользования.
Система технической инвентаризации и технического учета объектов недвижимости несомненно имела более длительную историю, чем регистрация прав на недвижимость. В этом были свои плюсы, поскольку специалистами был накоплен большой объем знаний и опыта. Но были и минусы, в числе которых и «пережитки советского прошлого», фактическое и на тот момент законодательно закрепленное отсутствие конкуренции, и, как следствие, неповоротливость системы, неготовность к существованию в условиях рыночных отношений (все помнят до недавнего времени существовавшие очереди в БТИ, а также долгое ожидание получения технической документации об объектах). Прямо скажем, система была неспособна отвечать требованиям быстро развивающегося рынка в условиях молниеносных изменений законодательной базы.
Законодательство не стоит на месте, меняются и профессиональные реалии - на смену технической инвентаризации пришла кадастровая деятельность, а на смену техническому учету – государственный кадастровый учет. Конечно, нельзя говорить о том, что поменялось лишь название. Поменялась и суть системы - кадастровую деятельность осуществляют кадастровые инженеры, среди которых развивается конкуренция, данные об объектах недвижимости теперь консолидированы государством, мы идем в ногу с иными мировыми державами, строящаяся система государственного кадастра несомненно является более динамичной, современной, открытой и прозрачной. Но пока наше государство только в начале этого пути, и, конечно, как и в условиях любых перемен в системе много проблем и трудностей.
В условиях совершенствования земельного законодательства в Российской Федерации особую актуальность приобрели отношения связанные с ведением государственного кадастра недвижимости осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельностью.
Наиболее значимым документом, определившим направление развития единой на территории Российской Федерации системы учета объектов недвижимости, стал Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу 1 марта 2008 года.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) вводит новую категорию лиц, управомоченных на выполнение кадастровой деятельности – кадастровые инженеры. Данное понятие означает слияние двух специальностей - землеустроителя и инвентаризатора, т.е. новая профессия в одном лице.
Кадастровые инженеры вправе осуществлять в отношении недвижимого имущества определенные работы. В результате их проведения обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе. Эти работы называются кадастровыми работами.
Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат), для получения которого необходимо соответствовать определенным требованиям и сдать квалификационный экзамен, что уже говорит о повышении их квалификации.
Институт кадастровых инженеров очень молодой, для того, чтобы качественно осуществлять свою задачу, каждый специалист должен быть неравнодушен к происходящим изменениям. Важно, чтобы кадастровая деятельность в России осуществлялась только настоящими специалистами, ответственно относящимися к своей профессии, к выполняемым работам, грамотно и качественно готовящими документацию, ведь на основе этих документов создается государственный кадастр.
Так, с 1 января 2011 года кадастровую деятельность в отношении земельных участков (подготовку межевых планов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков) вправе осуществлять только кадастровые инженеры.
В отношении же зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства кадастровые инженеры такую деятельность смогут вести только с 01 января 2013 года. До этого времени кадастровую деятельность в отношении объектов, расположенных на земельных участках, по-прежнему будут выполнять органы и организации по государственному техническому учету. Начиная с 1 января 2014 года кадастровую деятельность в отношении всех объектов недвижимости, подлежащих государственному кадастровому учету в соответствии с Законом о кадастре, уполномочены осуществлять только кадастровые инженеры.
В целях соблюдения Закона о кадастре, учитывая, что неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона помимо организационных мер, законодательно предусмотрены правовые средства с возможностью применения мер принуждения.
Анализ положений Закона о кадастре показал, что ответственность участников кадастровых отношений наступает в случае внесения недостоверных сведений в ГКН, либо в случае угрозы внесения таких сведений, что является результатом либо кадастровых ошибок, либо технических ошибок в сведениях. При этом законодательно определено, что техническая ошибка – это прерогатива органа кадастрового учета, а кадастровый инженер может допустить только кадастровую ошибку, которую, как явствует из смысла пункта 4 части 7 статьи 29 Закона о кадастре, впоследствии можно будет квалифицировать как грубое нарушение кадастровым инженером требований, установленных Законом о кадастре.
Государственный кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляет орган кадастрового учета, полномочия которого в настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о кадастре, приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 переданы федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (его филиалам по субъектам Российской Федерации).