Файл: Контрольная работа по дисциплине Правовые основы железнодорожного транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
12
К.532230.23.05.06
Федерации соответствующих функций.
Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется органами государственной власти, на которые законодательством
Российской Федерации возложены соответствующие функции.
1.4 Источники железнодорожного права
Под источником железнодорожного права понимают обычно «ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения».
В составе железнодорожного законодательства различают следующие основные источники права: законы, указы Президента Российской Федерации, подзаконные нормативные акты.
К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает
Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства.
Конституция является источником железнодорожного права, выступая в качестве юридической базы его развития. В то же время Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к железнодорожному транспорту.
Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Важный источник железнодорожного права - это Гражданский кодекс
Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки

Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
13
К.532230.23.05.06 грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках.
Источником железнодорожного права являются Федеральный закон от
10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "О железнодорожном транспорте в
Российской Федерации" и Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации 2003 г. (УЖТ). Особенностью УЖТ является то, что основные положения в нём регулируются нормами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 40).
К числу источников железнодорожного права относятся указы Президента
Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы железнодорожно - транспортных отношений. Например, Указ Президента
Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 "О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта
Российской
Федерации".
Источниками железнодорожного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы:
1) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств. Например, постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 411 "О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году," постановление Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 184*(22)
"О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте".
Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного


Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
14
К.532230.23.05.06 характера, по вопросам, отнесенным к его компетенции, и давать по ним разъяснения.
К источникам железнодорожного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе
(опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства).
Причем ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации специально подчеркивает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положением законодательства или договору, не принимаются.
Источниками железнодорожного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного
Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.
Примером может служить постановление Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 12 ноября 1998 г. N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие
Транспортного устава железных дорог Российской Федерации", в котором
Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следовало применять судам на практике отдельные положения Транспортного устава железных дорог
Российской Федерации 1998 г., постановление Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 25 января 2001 г. N 1 "О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской
Федерации".
Таким образом, предмет железнодорожного права - общественные

Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
15
К.532230.23.05.06 отношения между железными дорогами и клиентурой, возникающие при оказании услуг с использованием железных дорог для осуществления перевозочного процесса.
Железнодорожное право - специальная отрасль транспортного права, являющегося комплексной отраслью, то ему присущи и диспозитивный и императивный методы правового регулирования.
На сегодняшний день можно четко выявить существующую проблему правового регулирования осуществления железнодорожных перевозок: внедрение в систему новых субъектов отношений внутри транспортной сферы. Из года в год грузы и пассажиры перевозились посредством железных дорог, которые, в свою очередь, выполняли ряд других важных функций.
В начале XXI века стала широко проводиться реформация железнодорожной отрасли, целью которой стало прекращение государственного контроля над деятельностью субъектов. Таким образом, на рынке появилось автономное юридическое лицо — ОАО «РЖД».
Это влечет за собой разделение транспортной инфраструктуры и непосредственно перевозки, в этом ключе инфраструктура становится монополией, а перевозка имеет конкурентов. Отсюда следует, что на протяжении практически двадцати лет все имущество железнодорожной отрасли состоит в частном пользовании и владении.
Кроме того, помимо ОАО «РЖД» на рынке имеются другие частные организации, предоставляющие услуги перевозки людей и грузов. Стоит отметить, что упомянутые компании могут стать владельцами инфраструктуры ж/д транспорта, если займутся его строительством или приватизируют.
Согласно действующему законодательству, перевозчик не обязан быть единоличным владельцем подвижного состава, поскольку на рынок выходят организации-операторы, которым государство совместно с ОАО «РЖД» передают во владении локомотивы, электровозы и вагоны. Для осуществления перевозки необходимо обеспечить гармоничную работу нескольких лиц, среди которых


Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
16
К.532230.23.05.06 собственник инфраструктуры, перевозчик, собственник вагонов, локомотивов и так далее.
Отношения, возникающие между субъектами железнодорожной транспортной отрасли, подчиняются ряду норм и правил. Важно заметить, что подчинение им является важным условием успешной деятельности не только железных дорог: сторонние организации, подрядчики, пассажиры — также должны строго следовать установленным нормам.
С грандиозной перестройкой всей экономической системы страны и в процессе развития рыночных отношений вводились в действие инновационные нормативно-правовые акты, среди которых Гражданский Кодекс РФ.
В ст. 40 ГК РФ в полном объеме отображены нормы права, на которые должны опираться перевозчики, пассажиры, подрядчики и прочие лица, пользующиеся услугами железнодорожного транспорта.
Кроме того, в данной статье рассмотрены также варианты модернизации транспортной отрасли, особый акцент сделан на стремлении к повышению качества предоставляемых услуг.
Помимо Гражданского кодекса РФ отношения между субъектами железнодорожного транспорта регулирует Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
В тексте Устава отображены условия функционирования отношений между субъектами отрасли, которые возникают у каждого из них при пользовании железнодорожным транспортом.
Так, в Уставе прописаны права, обязанности и мера ответственности пассажиров, перевозчиков, отправителей грузов, их получателей, владельцев ж/д полотна.
Договор заключается сторонами для осуществления перевозки пассажиров или грузов посредством железнодорожного транспорта, кроме этого, подобные отношения обязательно контролируются специализированными нормативно- правовыми актами.

Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
17
К.532230.23.05.06
Что касаемо ответственности перевозчика, то ее определяющим признаком является ограниченность имущественной ответственности перевозчика.
Примечательно, что перевозки регламентируются данным принципом не только в современное время, но и в дореволюционное и советское время.
Кроме того, перевозчик несет ответственность за отсутствие подачи транспортного средства, примечательно, что она довольно высока. Так, меры ответственности возлагаются, если у перевозчика имеется доказанный факт собственной вины, так и при его отсутствии.
Ответственность в этих случаях перевозчик понесет в виде штрафа, который, в свою очередь, выполняет функции частичной компенсации убытков другой стороны договора.
Кроме того, увеличение размера штрафа способствует росту дисциплины у перевозчика и стимулирует более добросовестное исполнение его рабочих обязанностей. Для более четкой проработки данного вопроса считается важным закрепление за перевозчиком обязательного возмещения убытков, поскольку штрафов покрывается лишь малая часть. То есть при закреплении такого правила штраф сможет выступать в форме неустойки.
Таким образом, считается рациональным ликвидировать признание понятия утраты груза на государственном уровне, более логичным вариантом станет зафиксировать и документально закрепить презумпцию потери груза или неисполнения обязательств.
Таким образом, если данные поправки в действующее законодательство будут внесены, то требования к перевозчику могут быть самостоятельно сформулировано другой стороной правовых отношений. Кроме того, если при перевозке грузов, он был утерян, то грузополучатель сможет потребовать как материальную компенсацию, так и изъявить желание, чтобы перевозчик осуществил поиск груза.
Исходя из этого, в отношениях между сторонами усилится понятие договорной свободы, что, несомненно, является положительной тенденцией.


Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
18
К.532230.23.05.06
Таким образом, в современных нормативно-правовых актах, в частности, в
Гражданском Кодексе РФ и в транспортном праве имеет место быть многообразие теорий касательно правовой природы договора перевозки.
Наиболее предпочтительными можно считать убеждения о реальности, взаимности, срочности и публичности.
Договор перевозки отличается от других видов договоров тем, что у перевозчика имеется ответственность по транспортировке пассажиров или груза из одной точки в другую, другими словами, предметом договора являются транспортные услуги.
Что касается конкретно грузовых перевозок, то в актуальном российском законодательстве отсутствуют способы воздействия на получателя груза, если тот отказывается его принять.
Для решения данной проблемы предлагается внести поправку в ст. 40
Гражданского Кодекса РФ путем внедрения нового пункта об отказе принятия груза.
Кроме того, необходимо зафиксировать четкие временные рамки для принятия груза, в ходе которых получатель обязуется его принять.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство в сфере транспорта достаточно стабильно, но некоторые его положения не полностью доработаны, не всегда предусмотрено адекватное решение вероятных проблем.
Поэтому считается возможным регулярно обновлять законодательство в сфере железнодорожных перевозок, чтобы повысить престиж отрасли как внутри страны, так и на международной арене.

Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
19
К.532230.23.05.06 2 Практическое задание
Составить таблицу перечня грубых нарушений дисциплины, за совершение которых может быть применено дисциплинарное взыскание, и категорий работников, привлекаемых к ответственности за эти нарушения.
При составлении рекомендуется ссылаться на Положение « О дисциплине работников железнодорожного транспорта».
Ответ: Таблица «Дисциплинарное взыскание, и категорий работников, привлекаемых к ответственности за эти нарушения»
N п/п
Нарушение дисциплины
Категория работников
1.
Проезд запрещающего сигнала, повлекший крушение, аварию поезда
Машинист локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава (для дрезины - водитель дрезины)
2.
Превышение установленной скорости движения, повлекшее крушение, аварию поезда
Машинист локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава (для дрезины - водитель дрезины)
3.
Нарушение порядка опробования автотормозов и проверки их действия в пути следования, повлекшее крушение, аварию поезда
Машинист локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава (для дрезины - водитель дрезины), осмотрщик вагонов
4.
Отправление поезда на занятый перегон или его прием на занятый путь, прием и отправление поезда по неготовому маршруту, перевод стрелки под поездом, уход подвижного состава на маршрут приема или отправления поездов и на перегон, пропуск через сортировочные горки без локомотива вагонов с опасными грузами, имеющих отметку в перевозочных документах "не спускать с горки", непроставление штемпеля "не спускать с горки" в перевозочных документах и
Диспетчер поездной на участках с диспетчерской сигнализацией, дежурный по железнодорожной станции, дежурный стрелочного поста, составитель поездов, кондуктор грузовых поездов, сигналист, регулировщик скорости движения вагонов, электромеханик, включая старшего (по обслуживанию сигнализации, централизации и блокировки); дежурный по сортировочной горке, оператор сортировочной горки, помощник составителя поездов, кассир товарный (грузовой),


Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
20
К.532230.23.05.06 натурных листах, повлекшие за собой травмирование или гибель людей, крушение, аварию поезда, повреждение подвижного состава или иных обустройств железнодорожного транспорта до степени капитального ремонта оператор станционного технологического центра обработки поездной информации и перевозочных документов
5.
Отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали
Осмотрщик вагонов
6.
Неограждение сигналами остановки места производства путевых работ, повлекшее травмирование или гибель людей, крушение, аварию поезда
Руководители работ: производитель работ, начальник участка, старший дорожный мастер. Дорожный мастер, бригадир пути - на которых в установленном порядке непосредственно возложено выполнение обязанностей по ограждению места производства путевых работ сигналами
7.
Нарушение дежурным по переезду своих должностных обязанностей, повлекшее столкновение поезда с транспортным средством
Дежурный по переезду
8.
Нарушение технологии обслуживания и ремонта устройств
СЦБ, приведшее к ложному появлению на путевом светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего и повлекшее за собой крушение, аварию поезда или сход подвижного состава
Электромеханик, включая старшего
(по обслуживанию сигнализации, централизации и блокировки)
9.
Невыявление неисправности буксового узла, приведшее к излому шейки оси колесной пары и повлекшее крушение, аварию поезда
Осмотрщик вагонов, осмотрщик - ремонтник вагонов, слесарь по ремонту подвижного состава
10.
Невыявление допущенных грузоотправителем нарушений технических условий погрузки и крепления грузов, повлекшее крушение или аварию поезда
Начальник железнодорожной станции; заместитель начальника железнодорожной станции; начальник отделения контейнерных перевозок и транспортно - экспедиционных операций, заведующий: грузовым районом железнодорожной станции, контейнерной площадкой, пакгаузом, приемосдатчик груза и багажа; агент по передаче грузов на пограничных железнодорожных станциях, мастер участка производства, бригадир
(освобожденный), на которых в

Изм. Лист
№ документа
Подпись Дата
Лист
21
К.532230.23.05.06 установленном порядке непосредственно возложено обеспечение выполнения условий погрузки и крепления грузов
11.
Допущение случаев пожаров в пассажирских вагонах вследствие халатного отношения к своим обязанностям
Начальник (механик - бригадир) пассажирского поезда, поездной электромеханик, проводник пассажирского вагона
12.
Отключение сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ)
Проводник пассажирского вагона, поездной электромеханик
13.
Невыявление неисправности, приведшей к падению деталей пассажирского вагона и явившейся причиной крушения, аварии поезда
Осмотрщик вагонов
14.
Нарушение правил ограждения пассажирского поезда при его остановке на перегоне, повлекшее крушение, аварию поезда
Начальник (механик - бригадир) пассажирского поезда, проводник пассажирского вагона
15.
Самовольное оставление поста по охране грузов, объектов и боевого расчета пожарного подразделения
Начальник отделения стрелковой команды, стрелково - пожарной команды, пожарной команды
(поезда), стрелковой команды по оперативно - профилактической работе; (вожатый) служебной собаки; машинист насосной установки пожарного поезда; водитель автомобиля; стрелок; пожарный; оператор стрелковой команды, объединенной пожарной команды (поезда), стрелковой команды по оперативно - профилактической работе
(в ред. Приказа МПС РФ от 06.12.2001 N 47)
16.
Утеря (утрата) оружия или боеприпасов по вине работника
Руководящий состав и работники стрелковых, стрелково - пожарных команд и подразделений по оперативно - профилактической работе ведомственной охраны МПС
России
(в ред. Приказа МПС РФ от 06.12.2001 N 47)
17.
Сокрытие свободных мест в вагоне пассажирского поезда, провоз безбилетных пассажиров, а также отказ в посадке пассажиров при наличии правильно оформленных проездных документов
Проводник пассажирского вагона
18.
Сокрытие свободных мест в пассажирском поезде
Начальник (механик - бригадир) пассажирского поезда