Файл: Конституционное разделение государственной власти значение для обеспечения национальной безопасности.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Направление подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (специалитет)
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Конституционное разделение государственной власти: значение для обеспечения национальной безопасности
Выполнил:
студентка 3 курса группы 10-сНБо19-1,
направления подготовки "правовое обеспечение национальной безопасности" очной формы обучения
юридического факультета
Стеценко Евгений Кириллович
Научный руководитель:
Доцент гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат юридических наук
Козырев Дмитрий Николаевич
Санкт-Петербург, 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Глава. Основные вопросы 5
1.1. Понятие принципа разделения властей 5
1.2 Элементы системы сдержек и противовесов 9
2 Глава. Особенности принципа разделения властей 11
2.1. Осуществление принципа разделения властей на практике, ветви власти 10
2.2. Значение для обеспечения национальной безопасности. 19
Заключение 24
Библиографический список 26
Введение
В Российской Федерации, как и в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, а также Германии, Израиле и других развитых странах одним из основ организации демократической власти является – принцип разделение властей, данный принцип по сути охватывает все уровни организации государственного механизма и власти в целом. Разделение властей несомненно является достаточно значимой темой для исследования, особенно в совокупности со значением данного принципа для национальной безопасности. Регламентирует данный принцип Конституция Российской Федерации, а реализация происходит в национальной системе конституционных отношений, власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
Стоит понимать, что актуальность темы обуславливается в первую очередь тем, что принцип разделения властей является своеобразным инструментом общественности для уравновешивания интересов и контроля, данный принцип предполагает предотвращение злоупотреблением властью какими-либо отдельными структурами, либо же отдельными должностными лицами. Разбор и исследование данного принципа с различных точек зрений всегда имеет весомую долю актуальности.
Целью настоящей работы является комплексное исследование применения принципа разделения властей, понимания его содержания, практики реализации и путей развития в современном праве, в нормативно-правовых актах о системе обеспечения национальной безопасности. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, закрепляющие содержание принципа разделения властей, правоприменительная практика, а также теоретические взгляды ученых, касающиеся вопросов темы исследования.
В данном исследовании стоят следующие задачи:
1) Раскрытие понятие и принципа разделения властей;
2) Раскрытие основ функционирования основных ветвей власти для полного понимания работы принципа разделения властей;
3) Характеристики его особенностей, в том числе системы сдержек и противовесов;
4) Исследование значения принципа разделения властей для обеспечения национальной безопасности.
Основа исследования заключает в себе: Конституцию Российской Федерации, а также федеральные конституционные законы, акты президента Российской Федерации, правовые источники используется в совокупности с различными научными работами квалифицированных в областях права специалистами, авторами многих уважаемых научных работ.
1 Глава. Основные вопросы
1.1. Понятие принципа разделения властей
Начать стоит с того, что принцип разделение властей закрепляется в статье десятой Конституции Российской Федерации.1 Данный принцип входит в систему принципов, составляющих основы конституционного строя. В отечественной научной среде довольно дискуссионным был сам вопрос о необходимости построения в России государственной власти на основе разделения властей. В период существования советской власти многие советские теоретики и политические деятели критиковали концепцию разделения властей, считая ее чуждой для советского государства и общества. Конституция Российской Федерации 1993 г., установив его в качестве конституционного принципа и основы конституционного строя, положила конец многолетним дискуссиям о необходимости законодательного закрепления и реального воплощения теории разделения властей в России. Возвращаясь к понятию данного принципа, стоит отметить мнение К.В. Арановского, разделение властей между органами государства представляет собой одну из гарантий конституционной демократии.
2 Тогда как С.А. Авакьян при характеристике принципа разделения властей рассматривает его значение в контексте функционального разделения властных полномочий по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и разделение властных функций по вертикали по уровням системы государственных органов, обосновывая суть принципа разделения властей тем, что каждая из ветвей власти наделена собственной компетенцией, является самостоятельной, и они не наделены правом вмешиваться в компетенцию друг друга, обладая при этом определенными средствами по воздействию друг на друга.3
В свою очередь Комбарова Елена Валерьевна в своей статье пишет, что "Принцип разделения властей не означает застывшее состояние выделенных ветвей власти, а предполагает динамичный процесс их постоянного взаимодействия, согласованного функционирования, совместного поиска наиболее оптимальных решений вопросов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации с помощью специальных правовых процедур, установление и развитие которых он обусловливает"4
Содержание принципа разделения властей характеризуется тем, что он не ограничивается указанием на организацию власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, действующих на основе самостоятельности их органов, он предполагает единство власти по ее источнику - многонациональному народу России и систему мер их взаимодействия и контроля, обеспечивающих единство целеполагания и его достижение. Принцип разделения властей по сути имеет сложную структуру. Конституционно-правовая регламентация сущности и содержания принципа разделения властей предусматривает целостную систему конституционных принципов организации и функционирования законодательной, исполнительной и судебной властей. В систему принципов, определяющих сущность и содержание принципа разделения властей, входят такие принципы как:
-
народовластия и принадлежности государственной власти многонациональному народу России (ст. 3 Конституции), обеспечивающий единство публичной власти по ее источнику; -
функционального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и самостоятельности их в пределах полномочий (ст. 10 Конституции); -
система сдержек и противовесов, заключающаяся в определенных полномочиях органов законодательной, исполнительной власти и Президента Российской Федерации, обеспечивающих их взаимосвязь и взаимозависимость; -
федерализма; -
единства системы государственной власти; -
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции).
Содержание принципа разделения властей на уровне органов власти субъектов федерации дополняется положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,5 в котором определены в качестве целей его реализации обеспечение сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. Принцип разделения властей реализуется при построении органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, в них на его основе сформирована система законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.
1.2 Элементы системы сдержек и противовесов
Стоит учесть, что создателем доктрины «разделения власти» по праву считается Монтескье. Концепцию разделения власти Монтескье обосновал в своей работе «О духе законов». По его мнению, для обеспечения свободы недостаточно одного разделения власти между несколькими органами. Необходимо, чтобы эти органы находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого. Основу классической теории разделения власти составляет так называемый «принцип сдержек и противовесов», делающий эту доктрину универсальным средством организации государственной власти. Для того чтобы оставаться независимыми друг от друга, ветви власти должны иметь возможность взаимодействовать, воздействовать друг на друга. Для полного раскрытия данной тематики стоит учитывать особенности функционирования каждой из ветвей власти в Российской Федерации.
Законодательная власть, помимо законотворческой функции, должна быть наделена контрольно-надзорными функциями за исполнительной властью, законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом. Исполнительная власть должна действовать в рамках законов, установленных законодательной властью, при этом она имеет право вето в области законодательства. Таким образом, исполнительная власть должна заниматься исполнением законов и быть не только подотчетной, но и подконтрольной парламенту, особенно в части расходования бюджетных средств. Роль арбитра отводится независимому от исполнительной и законодательной власти суду: «Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости». Таким образом, главным постулатом теории Монтескье является независимость ветвей власти, их конструктивное взаимодействие и возможность сдерживать стремление друг друга к захвату всей полноты власти. Думается, что российская модель разделения власти и системы сдержек и противовесов не реализует в полной мере требований идей Монтескье и не делает ветви власти достаточно сильными. Анализ положений действующей Конституции РФ позволяет выделить ряд противоречий и проблемных моментов в сфере взаимодействия, возможности взаимовлияния и сдерживания ветвей власти.
2 Глава. Особенности принципа разделения властей
2.1. Осуществление принципа разделения властей на практике, ветви власти
Изначально под понятием законодательной власти обычно понимается совокупность полномочий по изданию законов. Законодательная власть – это наличие возможности и права издавать законы – нормативные акты, иначе говоря – регулировать наиболее важные общественные отношения. В большинстве случаев, законодательную власть осуществляют представительные органы – парламенты, но также в многих странах она может осуществляться путём референдума (народного голосования). Однако Ш.Л Монтескье держался следующего мнения, "народ непригоден для решения важнейших государственных дел; именно избираемые представители способны с наилучшим результатом обсуждать государственные вопросы".6 В Российской Федерации высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание (парламент РФ), данный орган выступает в качестве коллективного выразителя интересов и воли многонационального народа РФ. Парламент – некое обобщенное названия органа, который занимает верховное положения в государственной законодательной структуре. Обширные полномочия парламента Российской Федерации реализуются не самим Федеральным Собранием в целом, а его составными частями – палатами. Из статьи 94 Конституции Российской Федерации следует, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты)7, исходя из этого, каждая палата обладает статусом самостоятельного и независимого конституционного органа.
Верхней палатой Федерального Собрания является Совет Федерации, данный орган законодательной и представительной власти представляет интересы субъектов РФ. Система составления Совета Федерации кардинально отличается от системы составления Государственной Думы (нижней палаты), если во втором случае депутаты государственной думы избираются на основе результатов выборов и имеют четырехлетний срок полномочий, то в случае с Советом Федерации члены не избираются. Верхняя палата Федерального Собрания составляется следующим образом: с каждого субъекта Российской Федерации в неё входят по два представителя, один – от законодательной власти, а другой – от исполнительной. Данный орган не имеет свойства переизбираться спустя какой-либо установленный срок, он функционирует на постоянной основе и члены Совета Федерации обновляются автоматически. Совет Федерации работает в основном, проводя открытые заседания, но в отдельных случаях возможны и закрытые.