Файл: Конституционное разделение государственной власти значение для обеспечения национальной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенность полномочий Совета Федерации заключается в том, что многие вопросы ведения Совета Федерации, могут относиться и к ведению Президента Российской Федерации. Существует мнение, что " Факт функциональной связанности значительной части полномочий Совета Федерации с полномочиями Президента РФ характеризует верхнюю палату в большей степени как координационный, нежели законодательный и представительный орган власти" Стоит заметить, что вхождение в компетенцию Совета Федерации вопроса об "отрешение Президента Российской Федерации от должности" показывает, что у верхней палаты имеется определенные инструменты воздействия на Президента.

Государственная Дума – выборный представительный орган власти, принимающий федеральные законы, в соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу избирается 450 депутатов. Деятельность Государственной Думы основывается на некоторых принципах, к которым относятся такие принципы, как многопартийность, свободное обсуждение и коллегиальное решение вопросов. В законодательной деятельности также могут принимать участие и другие высшие государственные органы, такие как Президент РФ, высшие судебные органы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ.

Стоит заметить, что Конституция РФ расставляет некоторые приоритеты в пользу положения Президента РФ в механизме разделения властей. Председателя Правительства РФ предлагает непосредственно Президент, но назначаться на должность он может лишь с согласия Государственной Думы, однако при трехкратном отказе Государственной Думы принять кандидатуру Президента, последний вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Как вывод – согласие с кандидатурой Президента на пост Председателя Правительства можно назвать формальным. При раскладе, в котором Государственная Дума распускается досрочно – исполнительная власть существенно усиливается, хоть и временно. Обуславливается это тем, что после досрочного роспуска Государственной Думы Президент имеет возможность управлять страной при фактическом отсутствии законодательной власти.

К контрольным полномочия Государственной Думы относится право выражения недоверия действующему Правительству, в случае, когда Государственная Дума выносить ноту недоверия Правительству, Президент вправе как распустить Правительство, так и оставить инициативу Государственной Думы без ответа. Стоит заметить, что Президент вправе распустить Правительство и без инициативы со стороны Государственной Думы. В случае второго выражения ноты недоверия Государственной Думы в отношении Правительства происходит одно из двух негативных последствий. Первым последствием является роспуск Государственной Думы, а вторым – отставку Правительства.


Что касается судебной власти, то в структуре любого демократического государства наиболее значительную часть занимает судебная власть, обычно она является независимой и самостоятельной. По моему мнению, Божьев Вячеслав Петрович довольно точно излагает понятие судебной власти: "Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений"8. Стоит заметить, что вхождение в компетенцию Совета Федерации вопроса об "отрешение Президента Российской Федерации от должности" показывает, что у верхней палаты имеется определенные инструменты воздействия на Президента.

Государственная Дума – выборный представительный орган власти, принимающий федеральные законы, в соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу избирается 450 депутатов. Деятельность Государственной Думы основывается на некоторых принципах, к которым относятся такие принципы, как многопартийность, свободное обсуждение и коллегиальное решение вопросов. В законодательной деятельности также могут принимать участие и другие высшие государственные органы, такие как Президент РФ, высшие судебные органы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ.

Стоит заметить, что Конституция РФ расставляет некоторые приоритеты в пользу положения Президента РФ в механизме разделения властей. Председателя Правительства РФ предлагает непосредственно Президент, но назначаться на должность он может лишь с согласия Государственной Думы, однако при трехкратном отказе Государственной Думы принять кандидатуру Президента, последний вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы. Как вывод – согласие с кандидатурой Президента на пост Председателя Правительства можно назвать формальным. При раскладе, в котором Государственная Дума распускается досрочно – исполнительная власть существенно усиливается, хоть и временно. Обуславливается это тем, что после досрочного роспуска Государственной Думы Президент имеет возможность управлять страной при фактическом отсутствии законодательной власти.

К контрольным полномочия Государственной Думы относится право выражения недоверия действующему Правительству, в случае, когда Государственная Дума выносить ноту недоверия Правительству, Президент вправе как распустить Правительство, так и оставить инициативу Государственной Думы без ответа. Стоит заметить, что Президент вправе распустить Правительство и без инициативы со стороны Государственной Думы. В случае второго выражения ноты недоверия Государственной Думы в отношении Правительства происходит одно из двух негативных последствий. Первым последствием является роспуск Государственной Думы, а вторым – отставку Правительства.



Что касается судебной власти, то в структуре любого демократического государства наиболее значительную часть занимает судебная власть, обычно она является независимой и самостоятельной. По моему мнению, Божьев Вячеслав Петрович довольно точно излагает понятие судебной власти: "Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права и реализации этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных норм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений".9 Стоит заметить, что судебная власть – крайне необходимый элемент любого государства, данная ветвь власти выступает не только, как независимый орган имеющий способность и правовую возможность влиять на людей, но и как орган, имеющий полномочия на установление истины в деле, судебные органы наделяются всеми разрешениями на рассмотрение споров и наказание виновных.

От понятия – к функциям, функции судебной власти многогранны и имеют влияние на всю общественную сферу деятельности. "Компетенция судебной власти реализуется посредством ее функционирования, т.е. через ее функции. Исследование функций судебной власти дает возможность понять природу судебной власти, ее место в механизме государства и роль в обществе, раскрыть ее связи с другими органами и ветвями власти, оценить уровень осуществляемой органами судебной власти юридической защиты"10 Функции судебной власти могут разделяться по различным классификациям и критериям, например, И.Б. Михайловская, Е.В. Колесников, Н.М. Селезнева и Н.А. Тузов предлагают функции судебной власти разделять на основные и неосновные (вспомогательные, дополнительные, функции «второго порядка»)11

Исходя из теории разделения властей – одной из ветвей власти является исполнительная, её сущность, по моему мнению, определяется в первую очередь исполнением действующего законодательства, выстраиванием внешнего и внутреннего курса государства, организации работы государственного аппарата. Сам термин "исполнительная власть" появился в законодательстве в результате развала СССР и перестройки всей государственной системы, но единого определения данного термин до сих пор нет. Характер исполнительной власти изучали многие ученые, например, Бельский Константин Степанович рассматривал понятие "исполнительная власть" в узком и широком смысле. В узком смысле под исполнительной властью он понимал "право и
возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица".12 В широком смысле он понимал систему органов государственного управления, построенных иерархически и наделенных властными полномочиями с целью реализовать их для создания нормальных условий для нормального функционирования общества.

Исполнительная власть в Российской Федерации представляет из себя некую разветвленную систему органов с разным уровнем компетенции в разных сферах, но в первую очередь главным исполнительным органом является Правительство РФ в соответствии со 110 статьей Конституции РФ. Статья 77 Конституции РФ повествует о единой системе исполнительной власти в РФ, в которую входят различные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Так же к исполнительной власти относится Президент РФ, а потому, что в его ведение относятся значительные полномочия, касающиеся Правительства РФ, у Президента РФ есть определенные рычаги давления, как на Правительство РФ, так и на Государственную Думу. Исполнительная власть по сравнению с другими ветвями власти представляет из себя наиболее обширную часть государственного аппарата, это обуславливается в первую очередь количеством функционирующих органов.

2.2. Значение для обеспечения национальной безопасности

Особенностью системы обеспечения национальной безопасности является деятельность в условиях быстро меняющихся обстоятельств, нередко граничащих с чрезвычайным положением, государственной тайны действий на опережение для подавления откровенно враждебных сил, необходимости быстрой мобилизации ресурсов и консолидации всего общества для преодоления внешних и внутренних угроз.

Разделение властей – это не просто принцип определяющий разделение органов государственной власти, но и предусматривающий систему сдержек и противовесов. Джеймсом Мэдисоном – главным «архитектором» Конституции США – было сказано, что пока органы государственной власти «не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому из органов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровень разделения, как сущность свободного правительства, никогда на практике не сможет быть организован надлежащим образом».
13

   Реализация принципа разделения властей препятствует концентрации властных полномочий в руках только одного государственного органа, и тем самым является, необходимым дополнением принципа народовластия. При этом имеет место «разделение труда» внутри единой государственной власти, а реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность ее осуществления, своевременное и надлежащее выполнение полномочий и функций, закрепленных за ними.

   Реализуется система сдержек и противовесов, например, путем закрепления за главой государства возможности налагать «вето» на законы и распускать в определенных случаях парламент либо путем закрепления за законодательным органом права выразить недоверие правительству и требовать его отставки, а также добиться отстранения от должности главы государства путем «импичмента». Или за судебной властью закрепляется право объявления недействительный любого нормативного акта власти, если таковой противоречит Основному закону (конституции) страны или другим актам, обладающим высшей юридической силой.14

    В России рассматриваемый принцип также нашел свое закрепление. В Конституции РФ принцип разделения властей определяется следующим образом, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом указанные органы власти самостоятельны (ст. 10)15

   В ч. 1 ст. 11 Конституции РФ указывается, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ16.

     Федеральное Собрание РФ принимает законы, участвует в формировании Правительства РФ, влияет на деятельность исполнительной власти (например, имеет право решения вопроса о доверии Правительству РФ), принимает участие в создании судебных органов России. Этот орган власти воздействует на исполнительную власть путем принятия законов и других нормативных актов, которые обязательны для последней.

   Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ возглавляет согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, которая состоит из федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет и организует его исполнение