Файл: Конституционное разделение государственной власти значение для обеспечения национальной безопасности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет иные полномочия17. На основании ст. 104 Конституции РФ оно также оказывает влияние на законотворческий процесс, а именно: имеет право законодательной инициативы; представляет свои заключения на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств и т.д.

   Правосудие в РФ осуществляется только судами. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти положения закреплены в ст. 118 Конституции РФ, а другие основы судебной власти более подробно рассматриваются в главе 7 «Судебная власть и прокуратура».

   Особо следует отметить, что ст. 11 Конституции РФ обеспечивает принцип разделения властей, как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также устанавливает принцип разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

   Необходимо также подчеркнуть, что принцип разделения властей – один из главных принципов демократической политической системы. Он является одним из главных критериев уровня демократичности государств. Его сущность предполагает относительно самостоятельное функционирование ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также разграничение полномочий между центром федерации и ее субъектами (в федеративных государствах). Каждая из ветвей власти является своеобразным противовесом другой и неким правовым средством воздействия на другие ветви. Общепризнано, что принцип разделения властей позволяет осуществлять органам государственной власти свою деятельность на правовых основах, регулировать их действия и не допускать сосредоточения власти в одних руках. В этом случае, ни одному из государственных органов власть не принадлежит полностью, однако вместе с тем этот принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей на основе общих принципов, а также предусматривает, что все споры и разногласия между ветвями власти должны разрешаться только правовыми средствами и с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

   Так какое же значение имеет принцип разделения властей в деятельности государственных органов России?

    По мнению автора, принцип разделения властей в деятельности государственных органов России предусматривает разграничение компетенции и взаимный контроль между соответствующими государственными органами, а также систему сдержек и противовесов, и направлен на пресечение превышения полномочий со стороны тех или иных органов государственной власти. Без разделения властей невозможно построение правового государства, которое представляет собой организацию политической власти, создающую условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Более того именно принцип разделения властей препятствует возникновению злоупотреблений в деятельности органов государственной власти, именно поэтому данный принцип является важной составной частью во всей системе национальной безопасности.


Заключение

К сожалению, принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации обладают пока ещё малой системностью. Работа ответственных за принципы субъектов выстроена так, что стадия согласования до принятия решения практически отсутствует или имитируется, носит императивный характер, что искажает объективную картину важных факторов, создает опасные скрытые напряжения. Это поднимает вопрос о необходимости совершенствования правовых норм, на основе которых осуществляется работа субъектов принципов обеспечения национальной безопасности.

Принцип разделения властей в Российской Федерации имеет законодательное закрепление и развитую нормативно-правовую базу, позволяющую выделить три ветви (законодательную, исполнительную и судебную) и пять уровней власти («наивысшего» – Президента и помогающих ему государственных органов, «федерального», «субъектов РФ», «местного самоуправления» и «народа РФ»). Разделение властей существенно отличается от разделения функций, способностью власти гибко работать со всеми сигналами из среды. Разделение властей отличается и от многовластия наличием взаимных связей. Между элементами системы власти в Российской Федерации существуют институты взаимного контроля, представительства и согласования интересов. Однако, оптимальный баланс сил, как по ветвям, так и по уровням власти, пока ещё не достигнут.

Большое значение в строительстве государства имеет личность Президента Российской Федерации, вынужденно несущего на себе бремя распределителя ролей, компенсирующего отсутствие согласованности на системном уровне личной вовлеченностью в каждую проблему в стране. Исторический опыт и траектория развития нашей страны и мира позволяют предположить, какие требования к государственному устройству будет предъявлять будущее. Это надёжность и быстродействие. Для этого потребуется большая системность в нормативно-правовых актах, современные программно-технические средства и целенаправленная политика государства.

Конституционный Суд Российской Федерации при разрешении дел взвешивает полномочия как трех ветвей власти, так и пяти уровней власти, показывая их объективное существование и практическую значимость. При этом обеспечение национальной безопасности требует всестороннего подхода к решению задач повышения надежности и быстродействия существующих институтов, создания новых, современных, форм взаимодействия органов ветвей и уровней власти в Российской Федерации.



Выявленные проблемы в системе обеспечения национальной безопасности, в системе принципов обеспечения национальной безопасности, в законодательном закреплении и реализации принципа разделения властей ставят вопрос о необходимости более целостного подхода при создании нормативно-правовых актов в области национальной безопасности. Для повышения системности в работе всех органов и устранения двусмысленности и неполноты в нормативно-правовых актах представляется необходимым разработать и принять федеральный конституционный закон «Кодекс о Национальной Безопасности Российской Федерации» (КоНБ РФ).

Библиографический список

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета.1999. 19 окт

Конституция Российской Федерации

Книга (научная монография, учебник, учебное пособие, практикум и др):

Арановский К.В. Разделение властей как условие конституционной демократии // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 16–21.

Конституционное право и политика: Сб. мат. Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 марта 2012 г. [С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.] / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2020. С. 702.

Правоохранительные органы РФ / Под ред. В.П. Божьева. М., 1996. 286 стр (стр 33).

Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 800

Михайловская И.Б. Судебная власть в системе разделения властей / под ред. И.Л. Петрухина // Судебная власть., 2003. С. 24

Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении, 1990 – С. 76

Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001– 520 с. (стр 204)

Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

Научная статья в журнале:

Терехин В.А., Герасимова А.А. Современная реформа в России и развитие функций судебной власти // Российская юстиция. 2011. № 10. (журнал) стр 42


Научные статьи, не имеющие печатного издания:

Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России, Комбарова Елена Валерьевна 2020г.


1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2 Арановский К.В. Разделение властей как условие конституционной демократии // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 16–21.

3 Конституционное право и политика: Сб. мат. Междунар. науч. конф. Юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 28–30 марта 2012 г. [С.А. Авакьян, Д.С. Агапов, Н.И. Акуев и др.] / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юрист, 2012. С. 702.

4 Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России, Комбарова Елена Валерьевна 2014г.


5 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета.1999. 19 окт

6 Монтескье Ш.-Л. Избранные произведения. М., 1955. С. 800

7


8 Правоохранительные органы РФ / Под ред. В.П. Божьева. М., 1996. 286 стр (стр 33).


9 Правоохранительные органы РФ / Под ред. В.П. Божьева. М., 1996. 286 стр.

10 Терехин В.А., Герасимова А.А. Современная реформа в России и развитие функций судебной власти // Российская юстиция. 2011. № 10. (журнал) стр 42

11 Михайловская И.Б. Судебная власть в системе разделения властей / под ред. И.Л. Петрухина // Судебная власть., 2003. С. 24


12 Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении, 1990. – С. 76.


13 Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с. (стр 204)

14 Теория государства и права: учебник / кол. авторов; отв. ред. А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.

15 Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – стр 5

16 Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – стр 7

17 Конституция Российской Федерации. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – стр 37