Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся труд человека. Все предметы труда можно разбить на два вида: первичные ресурсы - предметы, непосредственно добываемые из окружающей среды, и вторичные ресурсы или полуфабрикаты - предметы, уже подвергшиеся предварительной обработке;
3) средства труда - совокупности вещей или их комплек­
сов, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.
В качестве средств труда выступают: оборудование, машины, дви­
гатели, инструменты, приспособления, здания, сооружения, тру­
бопроводы, дороги, линии электропередач, средства перемеще­
ния грузов, емкости для хранения предметов труда, информаци­
онные системы и т.д.
Предметы труда и средства труда в совокупности образуют средства производства.
Как уже говорилось, результатом процесса производства являются материальные и нематериальные блага. Вся сумма ма­
териальных и нематериальных благ, созданных трудом предше­
ствующего и настоящего поколений, называется общественным богатством.
Отметим, что подходы к определению общественного бо­
гатства менялись в ходе развития экономической науки, и до сих пор не существует единства мнений в отношении этой категории.
В состав продукта, созданного в процессе общественного производства, входят разнообразные материальные и нематери­
альные блага и услуги. Поэтому структуру общественного про­
изводства можно предегавить как совокупность соответствующих отраслей:
- материальное производство: производство материальных благ, производство материальных услуг;
- нематериальное производство: производство нематериаль­
ных благ, производство нематериальных услуг.
Материальное производство включает в себя отрасли по производству материальных благ и услуг (промышленность, сель­
ское хозяйство, строительство, а также транспорт, торговля, ком­
мунальное хозяйство, бытовое обслуживание). Если производство материальных благ есть процесс создания какой-либо конкрет-
ной осязаемой вещи, то производство материальных услуг под­
разумевает перемещение вещей в пространстве.
Нематериальное производство включает в себя производ­
ство нематериальных благ и услуг. Нематериальные блага - это, например, духовные ценности, продукты интеллектуального тру­
да, результаты творческой деятельности и т.д. Нематериальные услуги носят неосязаемый характер, например, услуги образова­
ния, здравоохранения.
С другой стороны, традиционным в экономической теории является деление общественного производства на процесс произ­
водства средств производства и предметов потребления.
Производство средств производства - это процесс создания средств и предметов труда, участвующих в последующих произ­
водственных процессах и используемых людьми для изготовле­
ния различных благ.
Производство предметов потребления - процесс создания продуктов, предназначенных для конечного потребления людьми.
2.3. Проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов
Для производства различных благ и услуг общество исполь­
зует разные ресурсы. Однако не следует смешивать два понятия: ресурсы и факторы.
Ресурсы производства - совокупность тех природных, соци­
альных и духовных сил, которые могут быть использованы в про­
цессе создания услуг, товаров и иных ценностей. На практике в производство вовлечена только часть ресурсов. Эти реально вов­
леченные в процесс производства ресурсы носят название фак­
торов производства (труд, земля, капитал, предпринимательство).
Таким образом, ресурсы производства, в отличие от факторов производства, являются лишь потенциальной производственной мощью общества.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:


1) природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых раз­
личают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»;
2) материальные все созданные человеком («рукотворные») средства производства, которые сами являются результатом про­
изводства;
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте, кото­
рое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем парамет­
рам: социально -демографическому, профессионально-квалифи­
кационному, культурно- образовательному;
4) финансовые - денежные средства, которые общество в со­
стоянии выделить на организацию производства.
Все экономические ресурсы обладают одним общим свой­
ством - о н и редки или имеются в ограниченном количестве. Эта редкость относительна и означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне развития. Поскольку потребности общества безграничны, а ресурсы редки, человечество не в состоянии удов­
летворить все потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от производства каких в оп­
ределенных условиях следует отказаться.
Любое общество неизбежно сталкивается с необходимостью решения трех ключевых и взаимосвязанных экономических про­
блем.
1. Что необходимо производить, то есть в каком количе­
стве и какие из взаимоисключающих товаров и услуг? Обще­
ство должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, а от чего вообще отказаться. Иногда выбор может быть очень трудным. Например, некоторые слаборазвитые страны на­
столько бедны, что усилия большей части рабочей силы в них тратятся только на то, чтобы накормить и одеть население стра­
ны.
2. Как производить товары и услуги, то есть посредством каких ресурсов и с применением какой технологии? Существуют
различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Например, по разным проектам можно построить производственное и жилое здание, в различных направлениях использовать участок земли и т.д.
3.Для кого производить продукты, то есть кто будет их вла­
дельцем и извлечет пользу из них? Иначе говоря, каким образом будет распределяться валовой национальный продукт между чле­
нами общества и их семьями.
Ресурсно-технологические и иные ограничения, в том числе экологические, ставят во главу угла проблему производства оп­
тимального в экологическом плане количества товаров и услуг.
Ограниченность ресурсов диктует обществу необходимость вы­
бора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства.
Экономической науке удалось разработать модель, представ­
ляющую выбор как экономическую проблему. Эта модель полу­
чила известность как «график производственных возможностей».
Она носит фундаментальный характер и лежит в основе многих других экономических моделей и выводов.
Воспользуемся для иллюстрации при построении графика примером Пола Самуэльсона. Ограничим наше производство лишь двумя благами - пушки и масло. Эти блага выбраны не слу­
чайно, они отражают традиционный выбор между военным и гражданским производством.
Если абсолютно все ресурсы израсходовать на производ­
ство масла, то можно получить его максимальное количество -
5 млн. кг, используя тот же ресурсно-технологический макси­
мум, можно получить 15 тыс. пушек.
Однако общество может производить и то, и другое одно­
временно. Для этого необходимо снизить производство и масла, и пушек до уровня ниже максимального. Объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов. Значения альтернативных воз­
можностей приведены в табл. 1.


Таблица 1
Альтернативные возможности производства маета и пушек
Возможности
ПУШКИ, тыс. шт.
Масло, млн. кг
А
15
0
Б
14
1
В
12
2
Г
9
3
д
5
4
Е
0
5
Иллюстрация этой ситуации представлена на графике про­
изводственных возможностей (рис. 1), где по горизонтали отло­
жено количество масла, а по вертикали - количество пушек. За­
фиксировав цифры таблицы на графике и соединив их, получим кривую производственных возможностей.
Пушки, тыс. шт.
Масло, млн. кг
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
Рассмотренный случай показывает, что экономика полной занятости альтернативна, то есть она должна выбирать. Кривая производственных возможностей дает набор альтернатив для об­
щества. При абсолютном использовании ресурсов (то есть в эко-
номике полной занятости) все точки возможных комбинаций про­
изводства пушек и масла находятся на границе производствен­
ных возможностей. Общество, находящееся на рассматриваемом уровне производственных возможностей, ограниченном кривой
АЕ, не в состоянии еще увеличить производство пушек и масла одновременно и переместиться в точку S. Эта точка на данный момент для рассматриваемой ситуации недостижима. Внутри сек­
тора ОАЕ, например, в точке Y - иная ситуация. Здесь, во-пер­
вых, имеется резерв ресурсов для расширения производства, во- вторых, наличие резерва снимает ограничение, позволяя наращи­
вать производство и пушек, и масла одновременно. Точка Y го­
ворит, с другой стороны, о неполной загрузке ресурсов и о нали­
чии в стране, например, свободных мощностей или безработицы и т.д. В каждый данный момент любая страна обладает ограни­
ченными возможностями и не может, соответственно, вырваться за кривую производственных возможностей. Однако переход с низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей вполне реален. Он может быть осуществлен в ре­
зультате технических открытий, разработки новых месторожде­
ний полезных ископаемых, научных прорывов и т.д. В этом слу­
чае кривая производственных возможностей сдвинется вправо.
Выбор в пользу того или иного набора благ общество осу­
ществляет исходя из принципа рациональности. В данном случае речь идет о том, чтобы не нанести ущерб обществу и природе при стремлении к максимизации экономического результата от хо­
зяйственной деятельности. В противном случае отдельные хозяй­
ствующие субъекты могут получить впечатляющие экономичес­
кие результаты, тогда как в перспективе обществу придется рас­
плачиваться за отрицательные социальные и экологические по­
следствия.
Контрольные задания
1. В 1984 и 1985 гт. угольная промышленность Англии без­
действовала из-за забастовки рабочих. Как это повлияло на по-

ложенис кривой производственных возможностей английской экономики: а) точка сместилась по правую сторону кривой; б) точка сместилась внутрь кривой; в) точка расположилась на кривой; г) точка не изменила своего положения?
2. Полное использование всех ресурсов на кривой производ­
ственных возможностей показывает любая: а) точка, лежащая вне кривой производственных возмож­
ностей; б) точка, лежащая внутри кривой производственных воз- ожностей; в) точка, лежащая на кривой производственных возмож­
ностей; i) точка, лежащая на кривой производственных возмож­
ностей, в которой достигается наиболее полное удов­
летворение потребностей членов общества.
3. Главные проблемы экономики ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?: а) полностью решены правительством России; б) не существуют в странах с рыночной экономикой; в) не решаются в странах с командной экономикой; г) существуют во всех странах и будут существовать до тех пор, пока существует ограниченность ресурсов?
4. Что из перечисленного ниже мы не можем назвать факто­
ром производства: а)капитал; б) деньги; в) землю; г) труд?
5. Можно ли по рисунку кривой производственных возмож­
ностей ответить на вопрос: возможен ли выбор, если разные ком­
бинации выпуска находятся внутри этой кривой: а) да; б) нет?
6. Для студентов альтернативную ценность обучения в уни­
верситете отражает:
а)размер стипендии; б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу; в) затраты государства на образование среднестатистичес­
кого специалиста; г) затраты родителей на содержание студента?
7. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось по­
жертвовать при выборе данного блага, называется: а) предельной выгодой; б) предельными издержками; в) ограниченностью; г) альтернативными издержками.
8. Вы зарабатываете в день 200 руб. В день X вы решаете уйти со второй половины дня на футбол, заплатив за билет
50 руб. Ваши альтернативные издержки составляют: а) 100 руб. в качестве дохода за половину дня; б) 50 руб. за билет; в) 150 руб. как сумму дохода за половину дня и цены билета; г) нет альтернативных издержек?
9. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство од­
ного продукта можно, только сокращая производство другого.
Экономист назовет такую ситуацию: а) эффективной; б) неэффективной; в) административно-командной экономикой; г) экономическим кризисом?
10. Три основных фактора производства - это труд, земля
(природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие: а) воздух, ученые, автомобили; б) предприниматели, деньги, рента; в) рабочие, станки, здания; г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?


Т е м а 3 . ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1. Собственность как экономическая категория
Собственность - это система объективных отношений меж­
ду людьми по поводу присвоения средств и результатов произ­
водства.
Место и роль собственности в системе общественных отно­
шений можно определить следующими положениями:
1. Собственность является фундаментом системы обществен­
ных отношений. Экономическое содержание категории собствен­
ности зависит от характера утвердившихся форм собственности, которые включают в себя отношения производства, распределе­
ния, обмена, потребления. Например, для рыночной экономики характерно преобладание частной собственности.
2. Собственность определяет положение слоев общества, их возможности использования всех факторов производства.
3. Собственность является результатом исторического раз­
вития, то есть формы собственности меняются в соответствии с изменением способов производства, обусловленного развити­
ем производительных сил.
4. Собственность имеет переплетение и взаимодействие всех форм собственности, то есть в рамках каждой экономи­
ческой системы существует основная специфическая, опреде­
ляющая систему, форма собственности, однако это не проти­
воречит возможности существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней системы, так и новых, пере­
ходных.
5. Переход от одних форм собственности к другим может идти двумя путями: эволюционным - на основе конкурентной борь­
бы за выживаемость, постепенным вытеснением всего отмираю­
щего и усилением господства жизнеспособных; или революцион­
ным - насильственным утверждением господства новых форм соб­
ственности.

1   2   3   4   5   6   7