Файл: Урок экономики по теме "Безработица".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок экономики по теме "Безработица"

Клеутина Наталья Михайловна – преподаватель

ГБОУ СПО «Климовского аграрно-транспортного техникума»

Группа, профессия: группа №24 по профессии «Продавец, контролёр-кассир»

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип урока: учебное занятие с применением информационных технологий, кейс-метод.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Труд как главный фактор производства";

  • на уроках обществознания по теме «Трудовые отношения».

Цели урока:

обучающая: познакомить обучающихся с одной из основных проблем экономики – безработицей, сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях;

развивающая: показать ситуацию на рынке труда в целом и в современной России, развивать экономическое мышления через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа;

воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Межпредметные связи: обществознание, право, математика, история
Оборудование урока: ПК, мультимедийное оборудование, презентация к уроку на тему "Безработица", учебник, дидактический материал, «кейсы», план-конспект.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! У нас сегодня необычное занятие – присутствуют гости. Им хочется узнать, какие вопросы экономики мы рассматриваем на своих учебных занятиях. Поэтому давайте позитивно настроимся на работу и покажем им свои знания в области экономики.


  1. Актуализация знаний.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова философа Людвига Фейербаха:

Человек лишь там чего-то добивается,

где он сам верит в свои силы”

Людвиг Фейербах, философ

– Как вы их понимаете? (если человек верит в свои силы – он добьется успеха)

– Я думаю, что вы верите в свои силы и наш урок будет успешным!
– Ребята, прежде чем начать занятие, я подготовила видеофрагмент, посмотрев который вы поймёте, какова же будет тема нашего урока.

Просмотр видеофрагмента.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Какова же тема нашего урока? (Безработица) (тема урока на доске, записать в рабочие тетради)
– Ребята, тема сегодняшнего занятия «Безработица». Эта тема очень актуальна, потому что из множества макроэкономических проблем безработица может стать настоящим бедствием и для государства в период экономической перестройки или кризиса, и для человека, пополнившего ряды безработных. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

Послушайте, пожалуйста, историческую справку, которую подготовила…




Историческая справка

В 1929-1933 годах США переживали самый глубокий экономический кризис за всю историю – спад производства на 25%. Этот период вошел в историю под названием «Великая депрессия». В 1933 году в разгар кризиса: каждый четвертый был безработным; 39 миллионов американцев имели работу, а 12 миллионов – не могли найти. Вот так, лишившиеся работы, люди часто стояли в очередях, чтобы получить хоть какое-то пособие и выжить.

Но парадокс в том, что и в период подъёмов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных. Даже в 1944 году в США, когда одна шестая часть населения была в армии, пенсионеры вновь выходили на работу, (рабочая неделя составляла в то время 6 или 7 рабочих дней) вследствие острой нехватки рук, 1,2% желающих трудится, не могли найти работу.
– Спасибо, вот, ребята, вам пример: две разных ситуации, но в том и в другом случае существует безработица.
Как вы думаете, какие вопросы мы должны сегодня обсудить? (Ответы обучающихся)
Да, вы все верно сказали, обобщим все ваши высказывания:

Цели учебного занятия – узнать:

  • что такое безработица?

  • какие существуют типы безработицы?

  • какие меры предпринимает государство по сокращению безработицы?

  • в чем причины безработицы?

  • каковы последствия безработицы?

Проблемный вопрос:



Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы?


  1. Первичное усвоение новых знаний.


Итак, что же такое БЕЗРАБОТИЦА?

Этот термин означает наличие в стране людей, способных и желающих трудиться при сложившемся уровне оплаты труда, но они не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
Возникает вопрос, всех ли не имеющих работы людей можно считать безработными?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим на примере России структуру населения страны:




Для оценки масштабов безработицы используют следующие показатели:

1. Численность безработных – абсолютное число безработных

2.Уровень (или норма) безработицы – отношение числа безработных к численности экономически-активного населения (совокупной рабочей силы), выраженное в процентах
Уровень безработицы = ·100%

Имеется следующая информация:

Численность работающего населения поселка 9800 человек. Общая численность населения 14000. Из них 200 человек – безработные с применением критериев МОТ (Международная организация труда). Рассчитайте уровень безработицы (Уб) в посёлке.

Уб = (Б / РС) * 100%

200 чел. – безработные

Рабочая сила = занятые + безработные

9800+200=10000 чел. – рабочая сила

Уб = (200 / 10000) *100 % = 2 %

Каковы же типы безработицы и государственные меры по ее снижению?

Метод кейсов

- Каждая группа получает кейс с материалом и вопросами. Вы изучаете материал и отвечаете на поставленные вопросы. Затем изложите суть своего материала так, чтобы другой группе было доступно и понятно. Время работы с кейсами – 5 минут.

ВАРИАНТЫ КЕЙСОВ:

КЕЙС № 1

Фрикционная безработица (от слова "фрикция"-трение) – это неизбежная форма безработицы, связанная с поиском людьми работы, соответствующей их квалификации и целям, и ожиданием выхода на работу.

В эту категорию попадают люди, которые или находятся в процессе перехода с одной работы на другую, или только что появились на рынке труда.

Она включает:

  • студентов, ищущих работу после окончания учебы;

  • женщин, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу;

  • уволенных в запас военнослужащих;

  • всех тех, кто уволился по собственному желанию в поисках лучшей работы или нового места жительства.


Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты, у них уже есть профессия, имеется определенный уровень квалификации. В этом случае период поиска работы носит непродолжительный характер, так как для трудоустройства не требуется получения новой профессии или повышения квалификации. Рабочих мест больше, чем претендентов на их получение

Обычно фрикционной безработицей охвачено 2-3% рабочей силы.

Чтобы помочь таким безработным, необходимы следующие государственные меры:

  • Информация о наличии рабочих мест.

  • Услуги службы занятости.

Фрикционная безработица – явление неизбежное, потому что люди всегда будут искать лучшее место работы, и желательное, потому что на той работе, которая нравится, человек способен добиться лучших результатов.

Таким образом, если поиски работы увенчиваются успехом, выигрывают две стороны:

- человек находит работу, полнее отвечающую его способностям и желаниям,

- общество, так как работа, удовлетворяющая человека, более эффективна и результативна, чем та, которая не приносит ему удовольствия.
ВОПРОСЫ:

  1. В чем суть фрикционной безработицы?

  2. Кто попадает в эту категорию?

  3. Чем может оказать помощь государство таким безработным?


КЕЙС № 2

Структурная безработица вызывается несоответствием структуры рабочей силы структуре спроса на труд (структуре рабочих мест).

Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы;

  • научно-технический прогресс приводит к изменениям в структуре производства и уменьшению спроса на ряд профессий – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются (производство компьютеров, мобильных телефонов). Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера.

  • структурная безработица находит выражение в том, что при существовании людей, оставшихся без работы, в стране есть немалое число вакансий, которые не могут быть заняты безработными без предварительного, иногда длительного, их переобучения.


Разновидностью структурной безработицы является безработица технологическая, связанная с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники. Компьютеризация производства болезненно затронула большую категорию служащих, положение которых еще совсем недавно отличалось относительной стабильностью. В число безработных все чаще попадают работники отделов бухгалтерского учета, производственного контроля и планирования, где работник, умеющий использовать компьютерные технологии, способен заменить необходимых ранее нескольких сотрудников. Вследствие компьютеризации многих торговых операций в 90-х годах резко замедлилось увеличение численности занятых в розничной торговле развитых западных стран, которая на протяжении 80-х гг. среди всех отраслей давала наибольший прирост дополнительных рабочих мест.

Сезонная безработица. В туризме, сельском хозяйстве, лесной промышленности производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу.

Государственные меры:

  • Субсидии на получение образования.

  • Обучение и переобучение работников.

  • Создание временных рабочих мест.

Структурная безработица продолжительна и дорогостояща.
ВОПРОСЫ:

  1. В чем суть структурной безработицы?

  2. Какую безработицу называют сезонной?

  3. Какие меры необходимо предпринимать государству для уменьшения структурной безработицы?


КЕЙС № 3

Циклическая безработица – это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу. Работники, уволенные в период общего экономического спада.

Государственные меры:

  • Стимулирование роста экспорта как толчок к росту производства и занятости.

  • Инвестирование в реконструкцию и модернизацию предприятий.

  • Поощрение иностранных инвестиций в экономику.

  • Создание условий для роста самозанятости, поддержка малого бизнеса.

Скрытая безработица – разновидность циклической безработицы.

Суть скрытой безработицы в том, что в условиях