ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска.
Директора предприятий стараются сохранить значительное количество рабочих мест в расчете на стабилизацию отечественной экономики в ближайшее время, сохранить высококвалифицированный персонал в надежде на будущие заказы.
С другой стороны, очень часто директора, не желая вступать в конфликт с коллективом или для того, чтобы не платить сокращенным работникам выходное пособие, не проводят сокращения как такового, но пытаются избавиться от ненужных работников путем замораживания заработной платы. Одновременно в условиях безработицы сами работники зачастую предпочитают находиться несколько месяцев в отпуске или работать неполное рабочее время, чем быть уволенными.
Официально частично занятые работники не регистрируются как безработные, хотя фактически являются таковыми. Кого-то из них, например, женщин, имеющих малолетних детей, такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрыто безработных есть и немало таких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или полную рабочую неделю.
В соответствии с методологией Международной организации труда частично занятые работники не классифицируются как безработные. (Если человек работает, хотя бы один час в день, он уже считается занятым) и не регистрируются как безработные, хотя фактически являются таковыми.
Отсюда – некоторое занижение показателя безработицы в Российской Федерации.
В западноевропейских странах неполный рабочий день работает каждый восьмой трудоспособный житель, в Великобритании, Швеции, Нидерландах – каждый третий-пятый. В России практика частичной занятости также достаточно широко распространена.
ВОПРОСЫ:
Обобщим итоги работы с кейсами
Основные типы безработицы:
Говорят ребята:
Фрикционная – существует в обществе всегда, связана с тем, что люди ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Это требует времени.
Структурная – существует в обществе всегда, связана с воздействием научно-технического прогресса на производство, в результате чего изменяется структура спроса на рабочую силу.
Циклическая – связана с циклическим спадом производства, существует в период экономических кризисов.
Да, вы правильно говорите, обобщим наши выводы:
Фрикционная и Структурная формы безработицы существуют в обществе всегда, это неизбежное явление. Циклическая безработица растет в период кризисов в экономике.
V. Первичная проверка понимания.
– А теперь проверим, как вы усвоили типы безработицы.
Задание «Определи тип безработицы»:
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения трех видов безработицы, укажите какой вид безработицы, – фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую, – представляет каждый из перечисленных работников.
– Молодцы! Типы безработицы вы усвоили.
Давайте выясним возможные причины безработицы и пути ее снижения.
А как вы думаете, каковы последствия безработицы для государства (страны)?
Каковы последствия безработицы для человека?
VI. Закрепление изученного материала.
Тест на проверку усвоенного материала: (3 мин.)
Выберите единственно правильный вариант ответа:
1) Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:
А. Фрикционную безработицу
Б. Структурную безработицу
В. Циклическую безработицу
2) К категории безработных будет относиться:
А. Металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать
Б. Уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски
В. Текстильщица, переведённая на режим неполной рабочей недели
Г. Программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не устраивала выплачиваемая там зарплата
3) Как называется вид самой опасной безработицы?
А. Фрикционная безработица
Б. Структурная безработица
В. Циклическая безработица
Г. Естественная безработица
4) В сказке «По щучьему веленью» Емеля не работает. Он…
А. Вносит вклад в увеличение фрикционной безработицы
Б. Не вносит вклад в увеличение безработицы
В . Вносит вклад в увеличение структурной безработицы
Г. Вносит вклад в увеличение циклической безработицы
5) Человек, потерявший работу из-за перемены места жительства, увеличивает:
А. Фрикционную безработицу
Б. Структурную безработицу
В. Циклическую безработицу
Г. Естественную безработицу
- Оцените себя (узнать, кто как справился с тестом).
(Мысли мудрых о безработице)
- С каким основным понятием познакомились на уроке? В чём его суть?
- Назовите основные типы безработицы.
Вернёмся к проблеме:
Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы? Почему?
Обобщение:
– Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.
Выставление оценок. Отметить лучших обучающихся.
Директора предприятий стараются сохранить значительное количество рабочих мест в расчете на стабилизацию отечественной экономики в ближайшее время, сохранить высококвалифицированный персонал в надежде на будущие заказы.
С другой стороны, очень часто директора, не желая вступать в конфликт с коллективом или для того, чтобы не платить сокращенным работникам выходное пособие, не проводят сокращения как такового, но пытаются избавиться от ненужных работников путем замораживания заработной платы. Одновременно в условиях безработицы сами работники зачастую предпочитают находиться несколько месяцев в отпуске или работать неполное рабочее время, чем быть уволенными.
Официально частично занятые работники не регистрируются как безработные, хотя фактически являются таковыми. Кого-то из них, например, женщин, имеющих малолетних детей, такая неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрыто безработных есть и немало таких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или полную рабочую неделю.
В соответствии с методологией Международной организации труда частично занятые работники не классифицируются как безработные. (Если человек работает, хотя бы один час в день, он уже считается занятым) и не регистрируются как безработные, хотя фактически являются таковыми.
Отсюда – некоторое занижение показателя безработицы в Российской Федерации.
В западноевропейских странах неполный рабочий день работает каждый восьмой трудоспособный житель, в Великобритании, Швеции, Нидерландах – каждый третий-пятый. В России практика частичной занятости также достаточно широко распространена.
ВОПРОСЫ:
-
В чём суть циклической безработицы? -
Какие меры необходимо предпринимать государству для уменьшения циклической безработицы? -
В чем суть скрытой безработицы?
Обобщим итоги работы с кейсами
Основные типы безработицы:
-
Фрикционная -
Структурная -
Циклическая
Говорят ребята:
Фрикционная – существует в обществе всегда, связана с тем, что люди ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Это требует времени.
Структурная – существует в обществе всегда, связана с воздействием научно-технического прогресса на производство, в результате чего изменяется структура спроса на рабочую силу.
Циклическая – связана с циклическим спадом производства, существует в период экономических кризисов.
Да, вы правильно говорите, обобщим наши выводы:
Фрикционная и Структурная формы безработицы существуют в обществе всегда, это неизбежное явление. Циклическая безработица растет в период кризисов в экономике.
V. Первичная проверка понимания.
– А теперь проверим, как вы усвоили типы безработицы.
Задание «Определи тип безработицы»:
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя определения трех видов безработицы, укажите какой вид безработицы, – фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую, – представляет каждый из перечисленных работников.
-
Недавний выпускник вуза, ищущий свою первую работу – фрикционная. -
Бывший работник сталелитейного завода, закрытого из-за того, что устарело оборудование – структурная. -
Работник, уволенный агрофирмой по окончании сбора урожая – структурная, сезонная. -
Плотник, уволенный вследствие спада в жилищном строительстве из-за роста ставок банковского процента – циклическая. -
Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье – фрикционная. -
Закрытие ряда угольных шахт и массовое увольнение шахтеров из-за строительства электростанций, использующих в качестве источника энергии нефть – структурная. -
Домохозяйка решила пойти работать и начала поиски рабочего места – фрикционная. -
Закрытие военного производства привело к увольнению работников – структурная. -
В мае 2005 года Андрей окончил университет. Хорошо отдохнув 1,5 месяца, он начал искать работу и спустя 2 недели нанялся на уборку клубники. Когда через 2 месяца период уборки закончился, Андрей был уволен. Он будет учтен при исчислении – фрикционной и сезонной безработицы.
– Молодцы! Типы безработицы вы усвоили.
Давайте выясним возможные причины безработицы и пути ее снижения.
А как вы думаете, каковы последствия безработицы для государства (страны)?
Каковы последствия безработицы для человека?
-
Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. -
Снижаются налоговые поступления. -
Снижается уровень жизни семьи безработного. -
Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д. -
Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы. -
Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
VI. Закрепление изученного материала.
Тест на проверку усвоенного материала: (3 мин.)
Выберите единственно правильный вариант ответа:
1) Человек, потерявший работу из-за спада в экономике, увеличивает:
А. Фрикционную безработицу
Б. Структурную безработицу
В. Циклическую безработицу
2) К категории безработных будет относиться:
А. Металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать
Б. Уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски
В. Текстильщица, переведённая на режим неполной рабочей недели
Г. Программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не устраивала выплачиваемая там зарплата
3) Как называется вид самой опасной безработицы?
А. Фрикционная безработица
Б. Структурная безработица
В. Циклическая безработица
Г. Естественная безработица
4) В сказке «По щучьему веленью» Емеля не работает. Он…
А. Вносит вклад в увеличение фрикционной безработицы
Б. Не вносит вклад в увеличение безработицы
В . Вносит вклад в увеличение структурной безработицы
Г. Вносит вклад в увеличение циклической безработицы
5) Человек, потерявший работу из-за перемены места жительства, увеличивает:
А. Фрикционную безработицу
Б. Структурную безработицу
В. Циклическую безработицу
Г. Естественную безработицу
- Оцените себя (узнать, кто как справился с тестом).
-
Рефлексия.
(Мысли мудрых о безработице)
-
Итог урока.
- С каким основным понятием познакомились на уроке? В чём его суть?
- Назовите основные типы безработицы.
Вернёмся к проблеме:
Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы? Почему?
Обобщение:
-
дали определение безработицы и проанализировали различия в причинах возникновения каждого вида безработицы; -
определили типы безработицы - фрикционная, структурная и циклическая; -
выяснили формулу расчета уровня безработицы; -
познакомились с особенностями безработицы в России.
– Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей, и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.
Выставление оценок. Отметить лучших обучающихся.
-
Задание на дом: (провести инструктаж домашнего задания)
-
придумать по 2-3 примера, соответствующих каждому типу безработицы; -
составить кроссворд на тему «Безработица»; -
подготовить сообщение об уровне безработицы в нашей области (в районе).