Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 3456

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оборудование моечной комнаты должно обеспечивать выполнение требований по санитарному режиму аптек.

Помещения для хранения товарных запасов должны быть оснащены стеллажами, шкафами и другим необходимым оборудованием для обеспечения сохранности ядовитых, наркотических, огнеопасных, термолабильных и других лекарственных сред­ств, лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами.

При условии раздельной материальной ответственности каждый раздел аптеки должен иметь одно или несколько таких помещений (иногда их называют материальными комнатами).

Комната персонала оборудуется мебелью для отдыха сотрудников.

Площадь гардеробной должна обеспечивать хранение верхней и рабочей одежды в соответствии с требованиями по санитарному режиму аптек.

Производственная аптека для выполнения своей основной задачи может иметь дополнительные помещения:

  • асептический блок для приготовления асептических и стерильных лекарственных форм;

  • автоклавную;

  • кабинет фармацевта-аналитика;

  • помещение для получения апирогенной воды.

Расположение производственных помещений должно исключать встречные потоки технологического процесса изготовления стерильных и нестерильных лекарственных сред­ств. Между всеми помещениями аптеки должна быть предусмотрена рациональная взаимосвязь, способствующая улучшению организации труда. Например, ассистентская комната должна быть близко расположена к помещениям для хранения медикаментов, а также сообщаться с рецептурным отделом и комнатой фармацевта-аналитика. Асептический блок должен быть смежным с помещением для получения апирогенной воды.

Организация рабочих мест в аптеке должна обеспечивать соблюдение санитарных и фармацевтических требований, технологии изготовления лекарственных форм и контроля их качества. Максимальный и минимальный перечень рабочих мест производственной аптеки рекомендован Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций».

Минимальный перечень включает следующие рабочие места:

  • для реализации лекарственных сред­ств и изделий медицинского назначения;

  • изготовления лекарственных форм по рецептам;

  • контроля качества лекарственных форм;

  • обработки рецептурной посуды;

  • получения дистиллированной воды;

  • распаковки товара.

Максимальный перечень рабочих мест аптеки включает:

1. Зал обслуживания населения (торговый зал): реализация готовых лекарственных средств по рецептам; реализация готовых лекарственных средств без рецептов; прием от населения рецептов на изготовление лекарственных форм; отпуск изготовленных в аптеке лекарств; информация; реализация оптики; реализация парафармацевтической продукции.

2. Ассистентскую: изготовление лекарственных форм для внутреннего употребления; изготовление лекарственных форм для наружного применения; фасовка лекарственных форм для внутреннего употребления (фармацевт-технолог); укрупненное изготовление лекарственных форм для ЛПО; фасовка лекарственных форм для ЛПО.


3. Аналитическую (или кабинет фармацевта-аналитика): контроль качества изготовленных лекарственных форм.

4. Заготовочную концентратов и полуфабрикатов: изготовление концентратов, полуфабрикатов.

5. Моечную-стерилизационную: обработка рецептурной посуды; обработка посуды для стерильных лекарственных форм; стерилизация посуды; подготовка укупорочных средств и вспомогательного материала.

6. Дистилляционную: получение дистиллированной (очищенной) воды.

7. Дезинфекционную: обработка возвратной посуды из ЛПО.

8. Распаковочную: распаковка товара.

9. Рецептурно-экспедиционную: прием требований (рецептов) из ЛПО; комплектование и отпуск заказов в ЛПО.

10. Ассистентская-асептическую: изготовление стерильных лекарственных средств; фасовка изготовленных лекарственных средств.

11. Стерилизационную: стерилизации лекарственных форм; стерилизация лекарственных форм для ЛПО.

12. Контрольно-маркировочную: оформление лекарственных форм, изготовленных для ЛПО.



Аптечные организации: классификация и функции

В соответствии c Законом РК от 13.01.04 «O лекарственных средствах» к ап­течным организациям относятся предприятия, осуществляю­щие розничную торговлю товарами аптечного ассортимента, изготовление и отпуск лекарственных препаратов. Главной отличительной чертой розничного звена от оптового в логи­стической цепи товародвижения является продажа товаров непосредственно конечным потребителям.

Основной целью деятельности аптечных организаций яв­ляется достижение двух главных результатов: маркетингового (удовлетворение наиболее эффективным способом спроса потребителей фармацевтической помощи) и экономического (поддержание рентабельности деятельности). Реализация цели обеспечивается выполнением ряда функ­ций, которые можно ус­ловно представить действиями «прямого» и «обратного» хода.

К функциям «прямого хода», направлен­ным на конечного потребителя и развитие организации, от­носятся:

  • логистическая управление товарными запасами (опре­деление размера, периодичности поставок, прием, орга­низация хранения, гарантирующего сохранность ка­чества);

  • сбытовая реализация товаров и услуг;

  • производственная изготовление экстемпоральных форм по рецептам и требованиям ЛПО;

  • информационно-консультационная;

  • медицинская оказание в случае необходимости первой доврачебной помощи;

  • аналитическая анализ хозяйственно-финансовой дея­тельности;

  • управление процессами стратегический менеджмент, включая формирование политики в области ассортимен­та, цены, приемов продвижения, подбора, расстановки и обучения персонала и др.;

  • контрольная слежение за качеством отдельных опе­рационных процедур аптечной организации (обслу­живание, удовлетворение спроса, выполнение заказов и т.п.).


Функциями «обратного хода» являются:

  • коммуникативная поддержание взаимодействия с субъектами внешней среды организации (поставщики, органы контроля и надзора за фармацевтической дея­тельностью, общественные организации и др.);

  • транспортировка и экспедирование грузов (при наличии транспорта у аптечной организации);

  • информационные и рекламные услуги.

Для описания многообразия форм розничных аптечных предприятий рационально прибегнуть к приему создания классификации на основе различных признаков (табл. 1)

Таблица 1. Классификация предприятий розничной торговли товарами аптечного ассортимента

Классификационный признак

Вид предприятия розничной торговли

Форма собственности

Частное

Государственное

Организационно-правовая форма дея-тельности коммер-ческих организаций

Хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной и дополнительной ответственностью)

Хозяйственные товарищества (полные и коммандитные)

Унитарные предприятия (государственные)

Организационный тип

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный магазин

Обслуживаемый контингент

Аптечные

Больничные

Межбольничные

Характер товарного ассортимента

Универсальные

Специализированные

Профильные

Месторасположение

Городские и сельские

Расположенные в деловых, торговых центрах, в спальном районе и т.п.

Наличие производст-венной функции

Производственные

Непроизводственные

Режим работы

Обычный режим

Дежурные

Круглосуточные

Степень кооперации

Аптечные сети

Ассоциации


Стандарт деятельности аптечной организации, обслуживающей население

Аптечные организации осуществляют свою деятельность на основании лицензии на фармацевтическую деятельность, выданной в установленном порядке.

Основные требования, предъявляемые к аптеке, обслуживающей население, изложены в Государственном стандарте РК «Надлежащая аптечная практика», в постановлении Правительства РК от 17.01.2012 № 91, от 30.12.2011 № 1693, в приказе МЗ РК от 18.09.2009 № 739 и др., которые устанавливают требования к:

  • составу и размерам помещений аптечных предприятий различных организационных типов;

  • оснащению и оборудованию рабочих мест;

  • организации приемки лекарственных препаратов и их хранению;

  • отпуску (реализации) лекарственных препаратов;

  • порядку учета и отчетности;

  • персоналу;

  • обеспечению качества деятельности.

Максимальным спектром функций розничного звена фар­мацевтического рынка обладает аптека, обслуживающая насе­ление, которая может быть расположена как в отдельно стоя­щем здании, так и в структуре здания. Аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации «Ап­тека»; организационно-правовой формы и формы собствен­ности; фирменного наименования организации; местона­хождения; режима ее работы, адресов и телефонов.


При оборудовании входа в аптеку следует предусмотреть, чтобы он был удобен для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Состав и размеры помещений аптеки должны соответствовать объему и характеру осуществляемой фармацевтической деятельности, видам деятельности, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также действующим нормативным актам, обеспечивающим качество и безопасность лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску.

В состав помещений аптек готовых лекарственных форм входят производственные (торговый зал, помещение приема и распаковки товара, помещения хранения), административно-хозяйственные (обособленное место руководителя и бухгалтера, гардеробная, помещение персонала, архив), санитарно-бытовые (уборная со шлюзом, место хранения уборочного инвентаря).

Помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям, иметь централизованные системы электро- и водоснабжения, отопления, канализацию и приточно-вытяжную вентиляцию (в аптеках, расположенных вне городов, возможно автономное тепло- и водоснабжение и канализация), светозвуковую и противопожарную сигнализацию, обеспечивающие все условия для сохранения товарно-материальных ценностей. Производственные помещения в аптечной организации оборудуются аптечной мебелью, технологическим, весоизмерительным, контрольно-аналитическим и другим оборудованием, необходимым для выполнения функций аптечной организации.

Торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность товаров аптечного ассортимента, а также быть удобным для работы персонала.

Помещения для хранения лекарственных препаратов и других товарно-материальных ценностей должны быть оснащены специальным оборудованием, позволяющим обеспечить их хранение с учетом физико-химических, фармакологических, токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи РК.

Помещения аптек должны содержаться в надлежащей чистоте.

Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты-фармацевты в соответствии с установленным порядком. Руководство аптечной организацией осуществляет фармацевт, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Специалисты аптечных организаций должны соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды. С целью обеспечения санитарных требований сотрудники должны проходить медицинское освидетельствование. Не допускаются к работе лица с признаками заболевания, открытыми ранами, пока состояние их здоровья может быть причиной риска контаминации реализуемых товаров.


Для обеспечения качества процессов аптечной организации в аптеке должна быть сформирована система управления качеством, включающая разработку правил внутреннего трудового распорядка, регулярное проведение внутренних проверок, постоянное повышение профессионального образования сотрудников и др.

Лицензирование в сфере обращения лекарственных средств

В любой стране с целью обеспечения качества лекарственных препаратов и оказания фармацевтической помощи создаются си­стемы взаимодействующих органов, центров и организаций, вы­полняющих определенные функции, среди которых немаловаж­ное значение имеет функция лицензирования. В частности, ВОЗ создана и функционирует Система сертификации лекарственных препаратов для международной торговли, в соответствии с кото­рой осуществляется лицензирование лекарственных препаратов, производителей и оптовиков.

Для государственного регулирования и контроля за отдельны­ми приоритетными видами деятельности в Республике Казахстан предусмотрена специальная норма права, которая называется лицензированием, введенная в процессе рыночных преобразований в начале 90-х гг. XX века. Эта норма права способствует защите свобод, прав, закон­ных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспече­нию обороны страны и безопасности государства.

Лицензируемый вид деятельности это деятельность, на осу­ществление которой на территории Республики Казахстан требуется получение ли­цензии. Основным критерием отнесения к лицензируемым видам дея­тельности является возможность нанесения в результате осуществления данной деятельности ущерба правам, законным интере­сам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, куль­турному наследию народов Республики Казахстан, а также то, что регулирование деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензи­рованием.

Лицензирование деятельности и определенных действий производится в соответствии с Законом Республики Казахстан от 10.07.2012 «О лицензи­ровании».

Фармацевтическая деятельность осуществляется Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30.12.2009 № 2301 «Об утверждении квалификационных требований и Правил лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности».

Принципы лицензирования. Основными законодательно утвер­жденными принципами осуществления лицензирования в РК яв­ляются:

  • обеспечение единства экономического пространства на терри­тории РК;

  • установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

  • становление единого порядка лицензирования на территории

  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

  • гласность и открытость лицензирования;

  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.