Файл: 2. 3 Методика формирования учетной политики для целей налогового учета в ооо китп.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Методика формирования учетной политики для целей налогового учета в ООО «КИТП»
Налоговый учет ведется с целью получения полной и достоверной информации в целях налогообложения хозяйственных операций, выполненных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также предоставления информации внутренним и внешним пользователям для контроля правильности, полноты и своевременность исчисления налога и уплаты в бюджет.
Учетная политика для целей налогового учета (Приложение 4) представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов.
В пункте 8 статьи 254 НК РФ указано, что при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
-
метод оценки по стоимости единицы запасов; -
метод оценки по средней стоимости; -
метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Организация в целях налогообложения при списании материалов применяет метод оценки по средней стоимости.
ООО «КИТП» является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения и использует, в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налог на доходы физических лиц рассчитывается в соответствии с гл. 23 НК РФ. В бухгалтерском учете отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции, предусмотренной в Плане счетов бухгалтерского учета. Налоговыми регистрами учета дохода физических лиц являются карточки 2-НДФЛ, форма которой утверждена приказом ФНС России от 02.10.2018 г. № ММВ-7-11/566@.
Кроме этого предприятие выплачивает взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Налоги рассчитываются на основании данных бухгалтерского учета, скорректированных с учетом особенностей конкретного налога. Расчет представляется в виде налоговой декларации. Для такого расчета могут быть применены электронные таблицы Excel или отчеты в программе «1С».
Ведение налогового учета на предприятии возлагается на руководителя организации.
Налоговый учет доходов и расходов ведется в Книге учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена Приказом Минфина России № 135н от 22.10.2012 года (в ред. от 07.12.2016 г.).
Книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиком на компьютере в электронном виде, посредством использования программы «1С».На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов.
Согласно статье 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счет в банке или в кассу организации, имущественных прав и т.д. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.
Перечень налогооблагаемых расходов при УСН ограничен. Организация, применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы» вправе уменьшить доходы только на те расходы, которые перечислены в ст. 346.16 НК РФ.
Унифицированных форм у налоговых регистров не существует, каждая организация должна самостоятельно разработать свои формы и утвердить порядок отражения в них данных первичных документов.
В учетной политике необходимо отразить, на основе каких данных налогового учета будет определяться налоговая база по итогам каждого отчетного налогового периода по каждому виду налога:
-
путем составления самостоятельных регистров налогового учета; -
на основе данных бухгалтерских регистров, дополненных недостающими реквизитами; -
на основе данных бухгалтерских регистров и их корректировки.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
-
наименование регистра; -
дату составления; -
измерители операции в натуральном и денежном выражении; -
наименование хозяйственных операций; -
подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.
Организации часто подвергаются проверкам аудиторских фирм, налоговых органов и т.д. В первую очередь внимание направлено на принятую учетную политику. Поэтому очень важно заранее позаботиться о грамотности и соответствии закону всех документов.
Особое значение и главная задача выбранной учетной политики – максимально правильно отражать деятельность организации, представлять полную, объективную и достоверную информацию о ней.
Для подтверждения данных налогового учета используются первичные учетные документы, оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019), регистры бухгалтерского учета.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
-
наименование документа; -
дата составления документа; -
наименование экономического субъекта, составившего документ; -
содержание факта хозяйственной жизни; -
величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; -
наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление; -
подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Подводя итог, можно сказать, в ООО «КИТП» учетная политика для целей бухгалтерского учета содержит неполный перечень сведений, необходимых для эффективного ведения бухгалтерского учета. Так, например, нет таких разделов как: график документооборота, способ представления отчетности.
-
Рекомендации по совершенствованию учетной политики ООО «КИТП»
В целях совершенствования учетной политики в ООО «КИТП» рекомендуется дополнить ее необходимыми, но отсутствующими в настоящее время методиками ведения учета.
В учетной политике ООО «КИТП» необходимо указать следующие способы представления отчетности, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Способы представления бухгалтерской отчетности
Название способа | Характеристика |
1 | 2 |
Инспектору лично | Это самый конфиденциальный и надежный способ. Днем сдачи отчетности является дата передачи представителю, об этом свидетельствует отметка о принятии налоговым органом. |
Отправка по почте | Достаточно затратный по времени и менее надежный способ. Задержка отправлений может негативно сказаться на налогоплательщике. Документы отправляются в единственном экземпляре с объявленной ценностью и описью вложений. Подтверждением представления будет являться квитанция об отправке письма с проставленной датой на ней. Отчетность считается отправленной вовремя, если документы отправлены почтовым отправлением до 24:00 последнего дня, установленного для её представления (ст. 6.1 НК РФ). |
Электронный способ | Чтобы отправлять бухгалтерскую отчётность по ТКС, необходимо заключить договор с оператором связи. После заключения соглашения, оператор предоставляет индивидуальную цифровую подпись пользователя и специальное программное обеспечение. По истечении 6 часов после отправления документов, компания получает подтверждение от оператора связи об отправке, квитанцию в электронном формате о том, что налоговый орган принял документы от компании и протокол входного контроля. |
Процесс осуществления хозяйственной деятельности любой организации отражается, прежде всего, в документах.
Необходимо обеспечить своевременное получение, запись и хранение документа. Документ, прежде всего, служит источником информации юридического и коммерческого значения. Четко организованный доступ к документу обеспечивает возможность его оперативного применения в текущей деятельности и защищает организацию от возможного ущерба в результате его несанкционированного использования. Все вышеперечисленные аспекты работы с документами формируют внутреннюю систему документооборота организации.
Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота
График документооборота - это график или схема, описывающая движение первичных документов на предприятии с момента их создания до их переноса в хранилище. Унифицированной формы графика документооборота нет. Каждое предприятие самостоятельно составляет график, исходя из особенностей своей деятельности.
В технологической цепочке обработки и движения документов выделяются этапы:
-
прием и первичная обработка поступающих в организацию документов; -
предварительное рассмотрение и распределение документов; -
регистрация документов; -
контроль исполнения; -
информационно-справочная работа; -
исполнение документов, их составление, согласование, оформление; -
отправка или направление в дело.
Каждый из вышеперечисленных может быть выполнен как традиционно, так и с использованием «автоматизированной» технологии.
Документопоток – это совокупность документов одного вида или назначения, имеющих единый маршрут.
В каждой организации можно выделить следующие потоки документов:
-
поток входящей документации, состоящий из поступающих в организацию документов; -
потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в организации и не предназначенных к выходу за ее пределы; -
поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации.
Документопоток характеризуется следующими основными параметрами:
-
содержание документопотока характеризуется составом документов, входящих в него, и составом информации, закрепленной в этих документах; -
структура документопотока описывается признаками, в соответствии с которыми может быть осуществлена классификация документов и их индексация, сформирована система научно-справочного аппарата по документам организации; -
режим или цикличность документопотока определяется изменением во времени его информационной нагрузки; -
направление документопотока зависит от содержания конкретного технологического звена обработки документов: регистрируемые и нерегистрируемые документы и т.д.; -
плотность документопотока измеряется количеством документов, проходящих через определенный пункт обработки за единицу времени.
В ООО «КИТП» отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.
Так как график документооборота в большой степени облегчит работу организации, можно разработать график документооборота, указав:
-
наименование документа; -
ответственных за проверку документа; -
сроки обработки документа; -
ответственных за хранение документа; -
сроки хранения документа и т.д.
Правильное составление графика документооборота и его соблюдение поспособствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечат своевременность составления отчетности.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременную и качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных понесут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Целесообразно вручить каждому работнику выписку из графика документооборота, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере его деятельности.
Именно с помощью графика документооборота можно назначить ответственных за составление и передачу документов лиц, а также установить конкретные сроки по передаче первичных документов руководителю организации.