Файл: Исторический смысл психологического кризиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Центр в истории науки передвинулся

  1. Практика заставляет психологию перестроить свои принципы так, чтобы они выдержали высшее испытание практикой. Практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судом теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы.

  2. Методология. Практика перестраивает всю методологию науки.

  3. Психотехника есть односторонняя психология, она толкает к разрыву и оформляет реальную психологию. Психотехника направлена на практику.

Причина кризиса представляется в его движущей силе. Причина лежит в развитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики. Психология делится на две науки

Существует три чистых системы: гештальттеория, персонализм и марксистская психология, которые объединяются общим утверждением, что психология как наука невозможна ни на основе эмпирической психологии, ни на основе бихевиоризма и что есть третий путь, стоящий над обоими этими путями и позволяющий осуществить научную психологию, не отказываясь ни от одного из двух подходов, но объединив их в одно целое.

Анализ есть применение методологии к познанию факта. Анализ всегда присущ исследованию, иначе индукция превратилась бы в регистрацию.

Аналитический метод направлен на познание реальностей и стремится к той же цели, что и индукция; изучает факты и приводит к знанию, имеющему достоверность факта; есть особый случай опытного познания, т. е. фактического познания, по Юму; опираясь на изученные и обобщенные прежде факты, через изучение новых единичных фактов приводит в конце концов к новым относительным фактическим обобщениям, имеющим границы, степени приложимости, ограничения и даже исключения.

Феноменологический метод вовсе не предполагает бытия той сущности, на которую он направлен; его предметом может быть чистая фантазия, которая вовсе не содержит бытия; добывает истины аподиктические, абсолютно достоверные и общеобязательные; априорен, он не есть вид опыта или фактического познания; приводит к познанию не общего, но идеи — сущности.

Л.С. Выготский видел два пути для психологии как знания:

- путь науки, тогда она должна уметь объяснять,


- знания об обрывочных видениях, тогда она невозможна как наука.

Философия и частная наука ведут к методологии, к общей науке. Эта идея общей науки чужда «марксистской психологии», в чем и заключается ее слабое место.

Далее идет рассмотрение вопроса о том, как называть эти две психологии. Блонский использует термин «научная психология». Термин удовлетворил бы Выготского, если бы он был нужен. Однако психология только и может быть научной. Выготский предлагает принять имя - психология.
Хотя психологи и разделились на два лагеря, те, которые считали, что кризиса вовсе не существует, и те, которые видели кризис, но для них он оценивался субъективно, тем не менее кризис в психологической науке имеет большое значение. Сам кризис предполагает некое изменение, которое поспособствовало дальнейшему развитию. Причиной кризиса послужило осознание в потребности создания общей науки, которая смогла бы воссоединить весь накопившийся материал разных дисциплин и направлений психологии. После кризиса наблюдаются тенденции воссоединения прикладной и теоретической психологий, таким образом прикладная психология становится движущей силой развития всей науки.