Файл: Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю пм. 01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовых работ

по профессиональному модулю

ПМ.01 «Обеспечение реализации

прав граждан в сфере

пенсионного обеспечения

и социальной защиты»

для студентов 2 курса специальности

40.02.01 «Право и организация

социального обеспечения»

Воронеж 2022


Методические указания по выполнению курсовых работ по профессиональному модулю ПМ.01«Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Одобрены ПЦК социально-правовых дисциплин


Составители: преподаватели ГБПОУ ВО «ВЮТ»

Щелкунова В.М.,

Здобникова О.В.,

Когтева Е.Ю.,

Максимова А.В.


Настоящее учебно-методическое пособие содержит методические указания по подготовке, содержанию, написанию, оформлению курсовых работ, выполняемых студентами по профессиональному модулю ПМ. 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Учебно-методические указания также включают тематику курсовых работ, методические рекомендации по их выполнению и сведения о порядке рецензирования, о защите курсовой работы и основных критериях оценки.
1. Общие положения

1.1. Выполнение курсовой работы предусматривается Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

1.2. Курсовая работа в соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Воронежского юридического техникума представляет собой вид учебной работы по профессиональному модулю ПМ. 01 «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты», реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение, и выполняется каждым студентом в пределах часов, отводимых на его изучение.


1.3. Целями выполнения курсовой работы являются:

- углубленное изучение соответствующей темы профессионального модуля;

- формирование навыка самостоятельной работы по подбору, анализу и обработке научной литературы, законодательства и материалов практики применения законодательства в органах социального обеспечения, судебной практики, обобщению опубликованных статистических данных и формулированию выводов и рекомендаций по конкретной теме;

- формирование умений по применению теоретических знаний при решении профессиональных задач;

- формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности;

- развитие способностей четкого, последовательного, аргументированного, грамотного изложения своих мыслей при анализе различных теоретических проблем;

- закрепление навыков работы со справочной, нормативной и правовой документацией, с учебной и научной литературой;

- дальнейшее развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой проведения исследования, научного анализа при решении правовых вопросов;

- воспитание самостоятельности, ответственности и организованности;

- выявление способности точного и ясного текстуального изложения материала и выводов, сформулированных в процессе изучения исследуемой темы;

- выработка способности грамотно представить результаты проведенного исследования в процессе защиты курсовой работы;

- развитие творческой инициативы;

- формирование личной позиции студента по отношению к юридическим проблемам;

- подготовка к государственной итоговой аттестации;

- выявление уровня подготовленности студента к профессиональной деятельности.

1.4. Курсовые работы выполняются студентами в сроки, определенные учебным планом по специальности и графиком учебного процесса.

1.5. Курсовая работа является авторским трудом, в котором излагаются результаты научного исследования студентом вопросов теории и практики в пределах выбранной темы.

1.6. Курсовая работа является самостоятельным исследованием, выполняется строго индивидуально. Не разрешаются коллективные работы, имеющие более одного автора.

1.7. Выполнение курсовой работы - процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов:

- выбор темы;

- подбор необходимой литературы;



- разработку рабочего плана;

- сбор, анализ, изучение, обработку и обобщение материалов исследования;

- оформление курсовой работы;

- защиту курсовой работы.

1.8. Курсовая работа подлежит обязательному рецензированию и оценке.
2. Структура и содержание основных составных частей курсовой работы
2.1. Выбор темы курсовой работы.

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями и утверждается на заседании предметно-цикловой комиссии социально-правовых дисциплин. В отдельных случаях допускается включение в список для утверждения предметно-цикловой комиссией темы с учетом интересов студента, предварительно согласованной с научным руководителем.

Темы курсовых работ отражают наиболее актуальные вопросы содержания профессионального модуля, отвечают его целевым установкам в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Закрепление за студентами тем курсовых работ и научных руководителей утверждается директором техникума.

Из перечня, утвержденного ПЦК, студент вправе выбрать любую тему по своему усмотрению и по согласованию с научным руководителем.

2.2. Структура курсовой работы.

Структура курсовой работы обусловлена целями, задачами исследования, состоит из введения, двух глав (реже - из трех), заключения, списка литературы.

Структурно курсовая работа состоит из разделов:

Оглавление;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список нормативных правовых актов и литературы, использованных при подготовке работы;

Приложения (в случае необходимости).

2.2.1. Курсовая работа должна начинаться титульным листом. Титульный лист курсовой работы оформляется в строгом соответствии с требованиями.

2.2.2. Разработка плана курсовой работы - важный этап в начале работы. План должен быть согласован с преподавателем - руководителем курсовой работы. План курсовой работы не статичен и может уточняться в процессе работы с учетом собранного материала, что, в свою очередь, потребует внесения изменений в его структуру.

Примерный варианты структуры оглавления:


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

ГЛАВА 1. НАЗВАНИЕ…………………………………………………….

1.1. Название параграфа……………...........................................................

1.2. Название параграфа……………...........................................................

1.3. Название параграфа……………...........................................................

ГЛАВА 2. НАЗВАНИЕ…………………………………………………...

2.1. Название параграфа……………...........................................................

2.2. Название параграфа……………...........................................................

2.3. Название параграфа……………...........................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ…….....................................................................................

2.2.3. В оглавлении (структурном плане) последовательно перечисляются названия структурных частей курсовой работы. Следует иметь в виду, что названия разделов (глав, параграфов и т.д.) плана должны быть краткими и четкими, точно соответствовать логике содержания работы. Введение и заключение дополнительной расшифровки иметь не должны. Обязательным является указание страницы, с которой начинаются все пункты оглавления (плана). Заголовки в оглавлении должны в точности повторять заголовки, имеющиеся в тексте курсовой работы.

2.2.4. Введение является вступительной, наиболее показательной частью курсовой работы, в нем отражаются основные достоинства работы. Объем введения обычно занимает около 10% от общего объема курсовой работы.

Во введении обычно отражается:

- актуальность и значимость выбранной студентом для исследования темы;

- уровень разработанности темы с указанием фамилий ученых-юристов, внесших свой вклад в разработку темы;

- цели и задачи курсового исследования;

- теоретическая и практическая основа исследования;

- теоретическая и практическая значимость исследования;

- общая структура работы.

Актуальность следует определять как значимость, важность, приоритетность выбранной темы. Актуальность исследования надо подтвердить положениями и доводами в пользу научной и практической значимости решения проблем и вопросов, обозначенных в курсовой работе. Можно показать, что выбор данной темы обусловлен появлением новой, важной информации (например, принятием нового нормативного акта) или недостаточной разработанностью темы в юридической литературе, или необходимостью изучения проблемы в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями. Актуальность может быть обусловлена и противоречивостью действующего законодательства.


Обоснование выбранной темы и ее актуальности может выглядеть, например, следующим образом:

“Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового стажа. Таким образом, понятие “трудовой стаж” вызывает безусловный интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения, а значение трудового стража имеет тенденцию к изменению и расширению, что связано с реформированием законодательства в области социального обеспечения. Так, например, в результате проведения пенсионной реформы появился новый вид трудового стажа - страховой стаж, с которым связывается не только право на получение пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, но и определение ее размера. Введя в пенсионную систему ранее неизвестный ей новый институт страхового стажа, законодатель оставил ряд нерешенных острых проблем. Одной из них является проблема, связанная с понятием страхового стажа и его содержанием в связи с неоднозначностью определений, содержащихся в различных законодательных актах.

В пенсионном законодательстве, регулирующем вопросы исчисления трудового стажа, существуют нерешенные и спорные вопросы. Они касаются, например, порядка включения в стаж времени работы за границей, возможности применения при исчислении стажа ранее действовавшего законодательства. Часто проблемы возникают в связи с подтверждением трудового стажа. Много противоречий возникает также из-за того, что в разных регионах Российской Федерации сложилась различная правоприменительная практика в исчислении трудового стажа.

Поэтому имеется серьезная потребность в исследованиях, которые помогли бы правильному применению законодательства о трудовом стаже”.

Степень научной разработанности изучаемой проблемы и обзор литературы может выглядеть, например, так:

“В праве социального обеспечения теоретические проблемы трудового стажа исследовалась в работах Андреева В.С., Бодерсковой Н.Н., Тучковой Э.Г. и других ученых. Однако, следует отметить, что в работах этих и других ученых исследовались вопросы трудового стажа применительно к советскому законодательству, они не отражают изменений, произошедших в последнее время.

В условиях реформирования всей системы социального обеспечения вопрос о качественно новой правовой категории - страховом стаже, а также о его роли и значении для пенсионеров и застрахованных лиц обозначен в российской юридической литературе, но еще не был объектом фундаментального научного исследования”.