Файл: Согласно Письму Минобразования рф (от 12. 08. 2002, 13519914) О введении третьего дополнительного часа фк в образовательные учреждения рф, в практику школ рекомендуется ввести в недельную нагрузку 3ий урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнил Черник В.П.
План внеурочной деятельности
«Спортивный час» в начальной школе
Пояснительная записка.
Двигательная активность является биологической потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер развития организма. При двигательной активности в границах ниже нормы наблюдается задержка роста и развития, а также снижения рабочих и адаптивных возможностей организма. У детей двигательный дефицит может привести к серьезным функциональным и морфологическим изменениям. Способами предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии являются расширение двигательной активности учащихся, повышение интенсивности физических упражнений, моторной плотности физкультурных занятий, широкое использование в занятиях подвижных игр, упражнений спортивного характера на воздухе, особенно направленных на развитие общей выносливости, обеспечивающей значительный оздоровительный и общеукрепляющий эффект.
Согласно Письму Минобразования РФ (от 12.08. 2002, №13-51-99/14) «О введении третьего дополнительного часа ФК в образовательные учреждения РФ», в практику школ рекомендуется ввести в недельную нагрузку 3-ий урок ФК, который обеспечит прямое функциональное предназначение предмета ФК, целью которого является содействие всестороннему физическому развитию и физической подготовленности школьников. Тематическая направленность третьего урока может быть разнообразной – коррекционные занятия, ритмика, аэробика, плавание, подвижные и спортивные игры, занятия по лёгкой атлетике, гимнастике и т.д. Мы предлагаем в качестве третьего урока такую форму занятий, спортивный час. Для начальной школы спортивный час включается в расписание уроков (как правило, он приходится на 4 -5 –е уроки по расписанию). При планировании расписания нежелательно допускать, чтобы уроки ФК и спортивный час приходились на один и тот же день недели.
В курсе «Спортивный час» выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».
Первая содержательная линия включает:
1) знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений;
2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха,
наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением;
3) комплексы оздоровительной гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.
Вторая содержательная линия включает:
1) знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения;
2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений;
3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.
Целью курса «Спортивный час» является расширение двигательного опыта учащихся, приобретение двигательных навыков выполнения жизненноважных технических действий и упражнений из области гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр. В курсе «Спортивный час» всё построено на игровом методе, т.е. основным видом деятельности является игра. Именно во время игры дети совершенствуют двигательные навыки, разучивают и закрепляют правила игры, познают теорию, формируют позицию здорового образа жизни. Этот курс обучает детей и групповому взаимодействию посредством игр и соревнований, воспитывает дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам по команде, соперникам, честность, смелость, чувство справедливости.
В процессе усвоения курса происходит формирование общеучебных умений, навыков и овладение способами деятельности. Так, в структуре познавательной деятельности это простейшие наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью, умения принимать творческие решения в процессе подвижных игр или соревнований. В речевой деятельности это умение участвовать в диалоге при обучении двигательным действиям или объяснять правила подвижных игр, умение элементарно обосновывать качество выполнения физических упражнений, используя для этого наглядные образцы. У школьников развиваются организационные умения, связанные с самостоятельным выполнением задания, установлением последовательности упражнений при проведении утренней зарядки, физкультминуток и физкульпауз. Развиваются также умения сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр и спортивных соревнований.
В результате изучения курса «Спортивный час» ученик должен
знать/понимать:
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения упражнений простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
уметь:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
-выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
-осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
- преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Основное содержание
Укрепление здоровья и личная гигиена.
Знания о физической культуре. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Утренняя зарядка, её роль и значение, гигиенические требования и правила выполнения комплексов утренней зарядки. Физкультминутки, их роль и значение, правила выполнения комплексов физкультминуток. Физкультпаузы, их роль и значение, правила выполнения комплексов упражнений (дыхательных, на профилактику нарушения зрения и т.д.) Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, её влиянии на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий.
Деятельность оздоровительной направленности. Составление комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкульпауз. Проведение утренней зарядки, физкультминуток, физкульпауз, комплексов упражнений на формирование правильной осанки, закаливающих процедур. Проведение подвижных игр со сверстниками, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Комплексы общеразвивающих упражнений на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, координацию движений, развитие подвижности суставов и гибкости. Упражнения дыхательной гимнастики.
Физическое развитие и физическая подготовка.
Знания о физической подготовке. Общие представления о физических упражнениях и их отличии от бытовых движений и действий, правила выполнения общеразвивающих физических упражнений. Правила и приёмы организующих команд. Правила самостоятельного освоения физических упражнений. Правила организации и проведения подвижных игр и простейших соревнований.
Физическая подготовка с общеразвивающей направленностью.
Жизненно-важные двигательные навыки и умения. Ходьба, бег, прыжки разными способами и из разных исходных положений; с различной амплитудой, траекторией и направлением движений; на ровной, наклонной и возвышенной опоре. Преодоление малых препятствий прыжком с места, разбега, запрыгиванием и спрыгиванием, перелезанием, переползанием и проползанием. Лазанье по гимнастической стенке различными способами и различной направленностью передвижения. Лазание по гимнастическому канату. Преодоление полосы препятствий с использованием разных способов передвижения.
Акробатические упражнения с элементами гимнастики. Организующие команды и приёмы: построение и перестроение в шеренгу, и колонну; размыкание приставным шагом, повороты на месте; Акробатические комбинации, состоящие из перекатов, кувырков. Простейшие композиции ритмической гимнастики. Упражнения на спортивных снарядах: простейшие комбинации на напольном гимнастическом бревне, включающие в себя ходьбу простым шагом, повороты, опорные прыжки без разбега.
Легкоатлетические упражнения. Прыжки в длину с места и «согнув ноги». Бег с высокого старта. Метание малого мяча с места и разбега в неподвижную и подвижную мишень, а так же дальность.
Подвижные игры. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, лыжных гонок, направленно воздействующие на развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации, ловкости), психических качеств (внимания, памяти, оперативного мышления) и социальных качеств (взаимодействия, сдержанности, смелости, честности). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Преодоление специализированных полос препятствий.
Организационно- методические указания.
«Спортивный час» проводится преимущественно на открытом воздухе, на школьной площадке 1 раз в неделю.
Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. Основу составляют общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения на простейших тренажёрах, катание на коньках, санях, подвижные, народные и спортивные игры, конкурсы, развлечения и т.д. Основная форма урочная, с активным участием учащихся в организации и проведении.
Оставляя неизменной структуру спортивного часа (подготовительная, основная и заключительная часть), при проведении его не следует в точности повторять программный материал по физической культуре, так как это заметно снижает интерес учащихся к занятиям.
В подготовительной части используются упражнения с различными предметами: флажками, гимнастическими палками, мячами, обручами и т.п. Упражнения с предметами способствуют укреплению осанки и развитию координации движений.
В основной и заключительной части часа наибольший эффект даёт применение игрового и соревновательного методов.
Не менее важно учитывать и состояние здоровья учащихся. В этих целях следует быть внимательным к проявлению внешних признаков утомления учащихся.
При выраженном утомлении следует предложить учащимся выполнение упражнений на восстановление дыхания и переключить на другое занятие, не связанное с этой нагрузкой.
Если в составе класса окажутся ученики, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или временно освобождённые от занятий физической культурой, то таким ребятам можно давать различные поручения не связанные с непосредственным выполнением физических упражнений: помогать в судействе, быть контролёром на этапах эстафет, счётчиком очков и др.