Файл: Развитие координации у подростков 1314 с нарушением опорнодвигательного аппарата на уроках физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ПОДРОСТКОВ 13-14 С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………. 1.1 Координация, как системообразующий элемент в физическом воспитании……………………………………………………………… 1.2 Характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата…………………………………………………………………. 1.3 Психолого- педагогические условия совершенствования координации у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………… ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………. Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УПОДРОСТКОВ 13-14 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА………………………… 2.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………… 2.2 Характеристика педагогического эксперимента…………………. | 6 7 12 17 22 23 24 26 |
2.3 Анализ результатов исследования …………………………………………32 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………….........................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………36
СПИСОК ЛИТЕРУТАРЫ………………………………………………………...37
ВВЕДЕНИЕ.
Движения, перемещения в пространстве – одна из важнейших функций живых существ, в том числе и человека. Функцию движения у человека выполняет опорно-двигательный аппарат, объединяющий кости, их соединения и скелетные мышцы.
Невзирая на то, что опорно-двигательная система является, казалось бы, самой крепкой структурой нашего организма, в подростковом возрасте она наиболее уязвима. Именно в младенчестве и подростковом возрасте обнаруживают такие патологии как кривошея, плоскостопие, сколиоз, кифоз и другие нарушения осанки.
Нарушения функций стопы и осанки - сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число подростков с ортопедическими патологиями продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у подростков 13-14 лет.
Стопа, как ведущий компонент рессорной системы организма при ее патологическом формировании и в сочетании с другими вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к нарушениям осанки, сколиозу, утомляемости и болям в ногах, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний, развитию соматической патологии.
Какие же факторы негативно влияют на здоровье? Почему такое большое количество подростков страдают от данного заболевания?
Мы считаем, что здоровье подрастающего поколения зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения. Поэтому здоровье должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, т.е. вторая семья, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, - социальные структуры, которые, в основном, определяют уровень здоровья детей.
Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно - как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия своеобразная болезнь, определения которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». [3].
Движение необходимы подростку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Исследования свидетельствуют о том, что современные подростки в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений, производящих ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома они большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависят от двигательной активности.
Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Развитие координации у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата на уроках физической культуры».
Объектом нашего исследования является образовательный процесс у подростков 13-14 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования – особенности развития координационных способностей у школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования – разработка и апробация комплекса упражнений для развития координационных способностей у подростков 13-14 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Выяснить психолого-педагогическое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучить формирование двигательных функций у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Изучить характеристику заболеваний.
Гипотеза - процесс развития координационных способностей подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата будет осуществляться эффективно при специально-организованной систематической работе на уроках физической культуры по средствам разработанного комплекса упражнений с использованием необходимого инвентаря.
ЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ПОДРОСТКОВ 13-14 С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
КООРДИНАЦИЯ, КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.
Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а, следовательно, и более развитые координационные способности.
Координация – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. [25]
Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна, координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности. [25]
Координационные способности (КС) могут рассматриваться как один из важнейших компонентов двигательных способностей. Согласно определению, Л. П. Матвеева (2008), это способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели. Я полностью согласна с данным высказыванием. [7]
Можно выделить 3 вида координационных способностей:
-специальные
-специфические
- общие.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения. Такие как:
-упражнения на равновесие
- ловлю предметов
- выполнение двигательных упражнений по сигналу и т.д.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные упражнения динамического характера. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастические палками, скакалками)
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение охватывающие правильной техники естественных точно движений точность: бега, метание, лазанья.
Хочу добавить, что сенситивный период для формирования координационных способностей считается возраст с 7 до 10 лет, а совершенствование координационных способностей идет с 10,5 до 13,5 лет. Дети 5–6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильностью симметричности движений; у них наблюдается избыток ориентировочных, лишних двигательных реакций, малая способность к дифференцировке усилий. Е.П. Кесарева установила, что у детей 10-12 лет, регулярно занимающихся спортом, показатели координации движений могут быть такими же, как и у взрослых спортсменов. [10]
Под общими координационными способностями мы потенциальные и реализованные человека, его готовность к оптимальному и регуляции различными по и смыслу двигательными .
Специальные способности – это возможности , определяющие его готовность к управлению и регуляции по происхождению и двигательными действиями.
Под – понимаем возможности , определяющие его готовность к управлению и отдельными специфическими на координацию (ритму, , равновесие).
Все координационные можно на потенциальные (существующие до какой-либо действия в виде) и актуальные ( в данный ).
Выделяют элементарные и координационные способности. является способность воспроизводить параметры движений, – способность быстро двигательные действия в внезапного условий.
Особую группу составляют упражнения с направленностью на отдельные функции, управление и регуляцию действий. Это упражнения по чувства пространства, , степени мышечных усилий.
упражнения для совершенствования движений разрабатываются с специфики вида спорта. Это сходные упражнения с действиями в данном спорта или действиями. [25]
На уроке физической культуры применяются две группы средств:
а) подводящие, усвоению форм движений .
б) , направленные непосредственно на координационных , проявляющихся в конкретных спорта (например, в специальные упражнения в условиях - и передача мяча при прыжках через скамейку, после на гимнастических нескольких кувырков , ловля мяча от и бросок в корзину и др.)
Различают: нервную, и двигательную координацию.
координация - нервных процессов, движениями через напряжение. Это согласованное нервных , приводящее в конкретных (внешних и внутренних) к задач.
Мышечная - это согласование мышц, передающих управления на звенья , как от нервной системы, так и от факторов. координация не однозначна , хотя и управляется ею. [18]
координация - согласованное движений тела в пространстве и во , одновременное и последовательное, двигательной задаче, окружению и спортсмена. И она не однозначна координации, хотя и ею.
координация - согласованное движений тела в пространстве и во , одновременное и последовательное, двигательной задаче, окружению и спортсмена. И она не однозначна координации, хотя и ею [1].
Итак, координационные способности определить как свойств человека, в процессе решения задач разной сложности и успешность управления действиями и их регуляция.
Причин нарушения координаций движения существует немало. Сюда относятся следующие факторы:
-
физическое истощение организма; -
воздействие спиртосодержащих, наркотических и других отравляющих веществ; -
травмы головного мозга; -
склеротические изменения; -
дистрофия мускулатуры; -
болезнь Паркинсона; -
ишемический инсульт; -
каталепсия – редкое явление, при котором мускулатура ослабевает из-за взрыва эмоций, скажем, гнева или восторга.
Нарушение координации относят к опасным для человека отклонениям, ведь в таком состоянии ничего не стоит получить травму. Нередко это сопутствует пожилому возрасту, а также перенесенным неврологическим заболеваниям, ярким примером которых в данном случае является инсульт.